СТАТЬЯ | 30.09.02 |
Поймать, удержать и удовлетворить
В России формируется CRM-рынок
© Александр
Латкин
Статья была опубликована в газете "Известия"
Идеология CRM (Customer
Relationship Management - управление взаимоотношениями с клиентами) является последней
модой IT-бизнеса, и эта мода наконец дошла до России. В мировом масштабе оборот
рынка CRM-систем составляет миллиарды долларов, а внедрение у конкретного клиента
таких решений может обойтись ему в сотни тысяч долларов. Проблема в том, что руководитель
компании, желая завести у себя модную штучку, зачастую сам не знает, как изменится
его жизнь. Переводя свою работу на CRM-идеологию, он сам ставит перед собой высокую
планку, которой теперь нужно соответствовать.
В любом учебнике по Customer Relation Skills (искусство взаимоотношений с заказчиками),
который обязан вызубрить каждый коммерческий представитель западной фирмы, приведены
следующие цифры: затраты на привлечение нового клиента в 5-10 раз больше, чем
на удержание существующего; большая часть клиентов окупается лишь через год;
50% клиентов не приносят прибыли из-за неэффективного взаимодействия с ними;
20% клиентов приносят 80% прибыли; увеличение "удержания" клиентов на 5% увеличивает
прибыль на 25-55%. Заканчивается список торговых заповедей шедевром: "Удовлетворенный
клиент расскажет о компании пяти знакомым, неудовлетворенный - десяти".
CRM-системы по сути являются положениями западной корпоративной культуры, воплощенными
в "железе" и программных продуктах. Такая система позволяет настраивать ее не
только на бизнес-процедуры компании, но и на ее сотрудников. Иными словами,
начальник отдела продаж получает оперативную информацию, например, о конкретных
контрактах, а руководитель компании каждый день знает ее оборот.
Сегодня CRM-рынок является одним из самых быстрорастущих. По данным аналитической
компании AMR Research, в 2001 году объем мирового рынка составил $10 млрд, а
к 2004 году он должен достигнуть $13 млрд. В России рынок CRM еще не сложился.
Многие успешные российские компании уже понимают необходимость качественной
работы с клиентами, но обычная российская закрытость и "двойная бухгалтерия"
не способствуют внедрению у них CRM-систем. Ведь смысл этих решений в том, что
для их оптимальной работы нужна реальная информация, которую наши руководители
привыкли прятать. Борис Щербаков, глава представительства в СНГ компании Oracle,
заявил "Известиям", что вначале на российском рынке корпоративного программного
обеспечения были востребованы "бухгалтерские и финансовые пакеты. Даже вначале
не пакеты, а программы. Затем произошел переход к бизнес-пакетам, к производственному
ПО. Следующий шаг - это CRM".
Дмитрий Иванников, генеральный директор компании Avaya в России и странах СНГ
так прокомментировал "Известиям" перспективы нового рынка: "Несмотря на то,
что основная часть российских клиентов пока не готова покупать законченное CRM-решение,
большинство мобильных операторов или компаний, обслуживающих большое количество
входящих звонков, уже установили операторские центры, которые являются одной
из составляющих CRM-решения. Сейчас российский рынок CRM невелик - около $10-20
млн в год. Но прошедший год стал первым, когда появилась возможность говорить
не об отдельных проектах, а собственно о рынке CRM".
К производству CRM-систем имеют отношение и российские компании. Президент
корпорации "Парус"Александр Карпачев заявил "Известиям": "Мы выпустили первые
CRM-системы не потому, что в них была потребность на рынке. Мы делали их для
себя. Сегодня спрос на подобные системы есть. Но надо понимать, что автоматизировать
можно только то, что в компании каким-то образом описано, осознано. Сегодня
преграда на пути внедрения - отсутствие четко упорядоченных процедур по работе
с клиентом".
Руководитель практики CRM российской компании TopS Business Integrator Евгений
Голод связывает рост интереса клиентов к новым технологиям с изменением самого
рынка: "В процессе освоения нового рынка задачи, связанные с улучшением качества
обслуживания клиентов, обычно несущественны - спрос велик, предложение недостаточно
и про клиентов на время забывают. Поэтому наиболее высока потребность в CRM-решениях
на тех рынках, которые переросли некоторую критическую массу. Например, сотовая
связь, сектор фармацевтических препаратов, розничная торговля, банки".
Несмотря на отмеченные сложности, рынок CRM-систем будет развиваться активно,
однако продаваться на нем будут в основном иностранные разработки. Полноценные
российские решения в этой области появятся через 2-3 года. Если основные западные
продукты к тому времени удастся полностью локализовать (русская документация,
настройка на наше законодательство и т.д.), то рынок для отечественных производителей
будет окончательно потерян.
CRM (Customer Relationship Management - управление взаимоотношениями с клиентами) - технологическая концепция, направленная на построение максимально эффективной маркетинговой и сбытовой политики. Технологически CRM предполагает ряд аппаратных и программных решений, настраиваемых согласно бизнес-процедурам компании. Главной целью CRM является удержание клиентов и повышение их лояльности к компании. Результатом внедрения CRM является создание единого источника информации по клиентам и полной истории взаимоотношений с ними; автоматизация службы обработки входящих звонков; автоматизация внутреннего документооборота.
Дополнительная информация
За дополнительной информацией обращайтесь в Interface Ltd.
Отправить ссылку на страницу по e-mail
Обсудить на форуме
Interface Ltd. Отправить E-Mail http://www.interface.ru |
|
Ваши замечания и предложения отправляйте автору По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру Документ опубликован: 30.09.02 |