СТАТЬЯ
09.01.01

Интранет как инструмент корпоративного управления

Часть 1.

© В. Ананьин,
Jet Infosystems

Эта статья впервые была размещена на сайте www.borlas.ru


Понятие Интернет прочно вошло в наш современный лексикон, особенно лексикон бизнеса. Войдя в бизнес, оно превратилось в устойчивое сочетание родственных понятий Интернет/Интранет. В России Интранет традиционно рассматривается лишь с позиции аппаратного и программного обеспечения. Управленческие и информационные аспекты Интранет оказались в центре внимания западных специалистов с момента появления этого понятия. На волне Интранет возникло множество управленческих школ. Однако в российской периодике по Интранет управленческие вопросы представляют собой просто "белое пятно". Исключением можно считать перевод работ одного из родоначальников Интранет Стивена Теллина.

Данная статья является шагом в направлении освоения этого "белого пятна". Статья адресована широкому кругу специалистов, работающих в области корпоративного управления и создания корпоративных информационных систем (КИС) и представляет собой попытку практического введения в управленческие проблемы, связанные с Интранет.

Три уровня коммуникаций

Интранет представляет собой технологию управления корпоративными коммуникациями, и в этом ее отличие от Интернет, который является технологией глобальных коммуникаций. В реализации коммуникаций выделяют три уровня: аппаратный, программный и информационный. С точки зрения аппаратного и программного уровней коммуникации - это организация надежного канала соединения и передача информации без искажений, организация хранения информации и эффективный доступ к ней. В плане технической реализации этих уровней Интранет практически не отличается от Интернет. Там такие же локальные и глобальные сети; те же программы: интернет-навигаторы, Web-серверы, электронная почта, телеконференции и даже те же производители программного обеспечения. Главная отличительная особенность Интранет кроется в информационном уровне коммуникаций.

С информационной точки зрения коммуникации - это поиск и передача знаний. Здесь можно выделить минимум три уровня, без которых любое общение либо невозможно, либо бессмысленно.

Универсальный язык представления корпоративных знаний - это такой язык описания, который не связан с конкретными предметными областями деятельности организации и определяет грамматику и синтаксис. К этой категории могут относиться графический язык описания алгоритмов, сетевых графиков, моделей данных, бизнес-процессов, язык разметки документов. Уровень абстракции таких языков столь высок, что не связан со спецификой какого-либо предмета. Его использование преследует решение нескольких задач:

Модели и представления. Этот уровень определяет конкретную специфику предметов деятельности компании: понятия и символы предметной области, теоретические представления о предмете и самой организации. Например, такая область, как финансовый учет, на данном уровне должна включать толкование всех используемых понятий, базовые принципы и теоретические модели финансового учета, нормы, правила, классификаторы, стандарты. Знания этого уровня иногда называют метаданными, то есть данными, описывающими первичные данные (фактические знания). Уровень моделей и представлений также решает несколько задач. Фактические знания - это конкретные предметные знания, представляющие собой факты, выраженные в терминах предметной области. Такие факты являются первичными данными и могут содержаться в документах, базах данных, почтовых и новостных сообщениях.

Все три уровня образуют корпоративные знания и являются содержательным контекстом корпоративных коммуникаций.

Информационный уровень наиболее существенен для управления. При этом аппаратный и программный уровни коммуникаций являются обеспечивающими. Информационное обеспечение может иметь разную базовую технологию передачи и хранения информации. Бумажные документы, письма и записки, доски объявлений, корпоративные газеты, телефоны - все это составляет традиционную технологию хранения и передачи информации. Технология Интранет превратила бумажные документы в электронные страницы и файлы; доску объявлений - в Web-сервер; записки и телефонные звонки - в сообщения электронной почты; газетные новости - в событийные сообщения сервера телеконференций. Интранет сделал корпоративные коммуникации более надежными, быстрыми и интенсивными, а доступ к информации ускорился и стал проще. При этом содержание корпоративной информации принципиально не изменилось, хотя некоторые изменения все же произошли на всех трех уровнях представления корпоративных знаний.

Интранет-технологии аппаратного и программного уровней не исключают использования традиционной бумажно-телефонной технологии коммуникаций. Наоборот, сочетание различных технологий коммуникаций позволяет достичь наилучшего результата. Поэтому Интранет рассматривается как дополнительный канал коммуникаций, способный существенно повысить эффективность живого человеческого общения и сотрудничества.

Западный менеджмент все чаще начинает рассматривать корпоративные знания как один из важнейших активов или как интеллектуальный капитал компании, а управление знаниями (Knowledge Management) - как одно из эффективных направлений управления бизнесом.

Интранет и методы управления

Точно так же, как не существует универсального лекарства или инструмента, нет и универсальной информационной технологии для поддержки корпоративного управления. У каждой такой технологии есть своя область эффективности. Для того, что бы определить область эффективности использования Интранет-технологии, необходимо понять, какие методы управления и области менеджмента она поддерживает.

Каждая информационная технология поддерживает определенные методы управления. Метод управления определяет то, на что и как надо воздействовать управляющему для достижения ожидаемых результатов бизнеса. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные методы. Некоторые из них уже закрепились в менеджменте как управленческие стандарты. Каждый из этих методов поддерживается своим видом прикладного программного обеспечения (ПО), среди которых стоят и Интранет-системы.

Можно выделить следующие три большие группы методов управления: а) ресурсами; б) процессами; в) корпоративными знаниями (коммуникациями).

Приведенная классификация не претендует на полноту охвата всего многообразия информационных технологий. Она отражает лишь некоторый опыт практического применения этих технологий в управлении бизнесом.

Специфику метода управления можно также определить способами представления корпоративных знаний на уровне прикладных моделей и на уровне универсальных языков представления.

Может быть, теоретически допустима возможность реализации модели бухгалтерского учета в терминах гиперссылок и сообщений. Однако, каковы будут накладные расходы такой реализации (аппаратные и программные ресурсы, быстродействие, удобство пользовательского интерфейса) - вопрос открытый. Практика показывает, что реализация бухгалтерских систем средствами приложений класса GroupWare возможна, но является скорее исключением, чем правилом, и, видимо, тому есть серьезные причины.

Для каждой компании можно составить матрицу. Если в клетки этой матрицы вписать названия корпоративных приложений и указать степень их критичности, то можно увидеть, что каждая компания будет обладать своим индивидуальным архитектурным профилем КИС. Выбор такого сбалансированного архитектурного профиля, соответствущего стратегии бизнеса компании, является задачей стратегического планирования развития КИС.

У каждого метода управления есть своя область эффективности, но бывают случаи, когда внедрение одного метода просто невозможно без использования другого. Например, попытки внедрения системы управления качеством (TQM) на американских предприятиях заканчивались неудачей до тех пор, пока не была осознана необходимость управления корпоративной культурой. Если сотрудники не образуют сплоченный коллектив, в котором все проблемы (отклонения от технологии) быстро находят решение, TQM просто не будет работать. Японцы для управления первоначально использовали не информационные технологии, а социальные и организационные механизмы (кружки качества), хорошую внутрикорпоративную связь, единое описание всех видов деятельности компании (тотальное документирование). Появление Интранет придало TQM совершенно новое качество. Не случайно многие западные компании, внедрившие у себя Интранет-технологии, вскоре внедрили и TQM и прошли сертификацию на стандарт ISO9000.

Интранет в системе корпоративного менеджмента

Одной из известных точек зрения на систему менеджмента стала концепция "7С". Эта концепция достаточно широко освещалась в печати и известна российским менеджерам. Здесь же хотелось бы сделать лишь некоторые акценты, имеющие отношение к Интранет.

Концепция "7С" выделяет семь базовых элементов управления: стратегия, структура, система и процедура работы, стиль, состав персонала, сумма навыков и совместно разделяемые ценности. Названия каждого из них начинается с буквы "С" и все они взаимосвязаны. Схема взаимодействия этих элементов между собой получила известность как схема "7С" консультативной группы Маккинси. Все эти элементы управления могут быть разделены на две принципиально различающиеся группы: "жесткие" и "мягкие".

"Жесткие" элементы управления отражают формальную сторону организации. Сюда входят стратегии, оргструктуры, системы и процедуры. До недавнего времени "жесткие" элементы служили основными объектами управления со стороны руководства компании, пока не была осознана необходимость и возможность управления "мягкими" элементами: стилем управления, составом персонала, суммой навыков и совместно разделяемыми ценностями. Эффективное сочетание "жестких" и "мягких" элементов управления отличает японские компании от американских. Именно японцы первыми открыли важность корпоративных коммуникаций для управления. Первоначально они использовали для этого не столько технические средства, сколько специфику социальной организации японского общества. Корпоративная культура стала предметом менеджмента. Западный менеджмент долго не мог найти своего подхода к управлению "мягкими" элементами. Не случайно большинство преуспевающих американских и европейских фирм взяли на вооружение своего менеджмента "мягкие" элементы управления.

С появлением Интранет-технологии управление корпоративными коммуникациями приобрело принципиально новые качества: массовость и глобальность. Эффективность корпоративных коммуникаций стала менее зависима от специфики социальной организации общества, и "мягкие" элементы управления приобрели огромный потенциал адаптивности. Можно уверенно сказать, что технология Интранет произвела революцию в области "мягких" элементов управления. Похоже, мы являемся свидетелями лишь начала этой революции.

Изменения культуры компании носит длительный и наиболее глубокий характер. Результаты, как правило, проявляются не сразу и выглядят как косвенные. Эффективность использования "мягких" элементов управления во многом обеспечивается только сочетанием с "жесткими" и связана с глубокими изменениями в экономике и культуре всего общества.

Методы управления ресурсами и процессами, как правило, находят свое применение в управлении "жесткими" элементами, а управление корпоративными знаниями (коммуникациями) - в управлении "мягкими" элементами. У каждого метода управления, как и у каждого его элемента, есть своя область эффективности, поэтому они могут взаимно дополнять друг друга. Правильное сочетание информационных технологий, методов и элементов управления закладывает основу для построения сбалансированной стратегии компании.

Заключение к первой части

История Интранет-технологий уже насчитывает несколько лет. Появились реальные результаты от ее внедрения. В России существует множество факторов, сдерживающих широкое распространение Интранет-технологий. Однако эти проблемы преодолимы, и, видимо, уже в ближайшем будущем в России можно ожидать реальное использование этой технологии в бизнесе.

Используемая в первой части литература

  1. Pincine T., Goodtree D., Barth C.The Full Service Intranet. Network Strategies, The Forrester Report, Copyright (c)1996, http://access. forrester.com/index-bin/
  2. Marc Andreessen and the Netscape Product Team. THE NETWORKED ENTERPRISE NETSCAPE ENTERPRISE VISION AND PRODUCT ROADMAP, Copyright (c)1996, http://home.netscape.com/comprod/at_work/white_paper/vision/print.html
  3. Гончаров О.Н. Руководство для высшего управленческого персонала. М.: МП "Сувенир",1994.
  4. Грачев М., Суперкадры. М.: Дело,1993.
  5. С. Теллин. Интранет и адаптивные инновации. Jet INFO, # 21/22, Jet Infosystems, 1996.
  6. Steven L. Telleen. Intranet Organization: Strategies for Managing Change. Copyright (c)1996. http://www.ip.com/IntranetOrg/
  7. Елисеев В. Ладыженский Г. Введение в Интранет. Системы Управления Базами Данных, # 5-6/96.
  8. Touraj Nasseri. Knowledge Leverage: The Ultimate Advantage. Copyright (c)1996, http://www.brint.com/papers/submit/nasseri.htm
  9. Ian Campbell. The Intranet Slashing the Cost of Business. Copyright (c) 1996 by: International Data Corporation, http://home.netscape.com/comprod/announce/images/roi96_idc.html
  10. P. Strassmann. Copyright (c)1997. The Value of Computers, Information, and Knowledge. Copyright (c)1996, http://www.strassmann.com/pubs/cik-value.html
  11. Thomas F. Wallace. MRP II: Making It Happen. The Implementers" Guide to Success with Manufacturing Resource Planning. Copyright (c) 1990 by APICS, http://www.apics.org/catalog2/cat3bes.htm#15
  12. Девид А., МакГоуэн М. и К. Росс Д. Методология структурного анализа и проектирования SADT. Метатехнология, ТОО ФРЭД М., 1993.
  13. Donald Tham K. CIM - OSA: Enterprise Modelling. Copyright (c) 1995 University of Toronto, http://www.ie.utoronto.ca/EIL/ entmethod/cimosa/cim.html
  14. Шлеер С. Меллор С. Объектно-ориентированный анализ: моделирование мира в состояниях. Диалектика, Киев, 1993.
  15. Forsberg K.The Quality Management Principles. Copyright (c) 1995, http://www.wineasy.se/qmp/
  16. Hollingsworth D. " The Workflow Management Coalition Specification. Copyright (c) 1990 by Workflow Management Coalition, http://www.aiai.ed.ac.uk:80/WfMC/DOCS/refmodel/rmv1-16.html
  17. Robin Cover. The SGML Web Page. Copyright (c)1994-97,http://www.sil.org/sgml/
  18. Duncan W.A Guide to the Project Management Body of Knowledge. PMI Standards Committe, Copyright (c)1996, http://www.pmi.org/ publictn/pmboktoc1.htm

Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.
Отправить ссылку на страницу по e-mail


Interface Ltd.

Ваши замечания и предложения отправляйте автору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Документ опубликован: 09.01.01