СТАТЬЯ |
07.05.02
|
Какой директор по IT нужен сегодня
Евгений Трофимов,
старший вице-президент банка «Русский Стандарт»,
экс-руководитель проектов и ИТ-подразделений банков
«Русский Стандарт», «Росбанк», «ОНЭКСИМ»,
«Российский кредит», «Кузбассоцбанк»
Статья была опубликована на сайте E-xecutive.ru
В последнее время деловое сообщество стало уделять большое внимание роли главных ИТ-менеджеров (CIO — Chief Information Officer) на предприятии. При этом зачастую основной акцент делается на статусе (вхождение в состав высшего руководства, прямой доступ к генеральному директору и т. д.), а не на функциях и, тем более, компетенциях данного лица.
Попробуем посмотреть на CIO с другой стороны, перефразируя великое изречение американского президента Дж. Ф. Кеннеди — «не спрашивай, что компания может сделать для тебя, — спроси себя, что ты можешь сделать для компании».
Главная цель CIO как одного из высших менеджеров — увеличивать капитализацию компании всеми доступными ему средствами. ИТ-активы современных предприятий представляют большую величину, учитывая все вложения в оборудование, программное обеспечение и, в особенности, накопленную информацию.
Наибольший эффект от применения ИТ могут получить компании, отличающиеся одним или несколькими из перечисленных признаков:
Данным характеристикам, в первую очередь, отвечают компании из отраслей финансов, торговли, телекоммуникаций, транспорта, автомобилестроения, энергоснабжения, услуг. Однако любая компания, качество корпоративного управления которой приближается к уровню, необходимому для привлечения внешних инвестиций, будет заинтересована в использовании ИТ для улучшения процессов снабжения, маркетинга и продаж, послепродажного обслуживания, управления финансами и персоналом.
Для достижения высшей цели CIO должен, помимо знаний ИТ и общего менеджмента, обладать навыками в области маркетинга, НИОКР, финансов, управления персоналом, знать основные производственные процессы. Высказывается мнение, что для CIO желательно наличие двух образований, уровня MBA + высшее техническое. Но это только базис, еще нужны опыт и целеустремленность (жизненная позиция), обеспечивающие баланс краткосрочных и долгосрочных приоритетов деятельности.
Недостаточную готовность ИТ-менеджеров к новой роли иллюстрирует следующий пример. Необходимость вовлечения первого лица компании считается главным фактором для успешной реализации ИТ-проекта. Вы когда-нибудь слышали, чтобы директор по маркетингу говорил то же самое про продажи нового продукта?
Настоящий CIO должен нести полную ответственность за долгосрочные последствия проектных решений, их соответствие бизнес-целям. Стратегическое планирование ИТ-архитектуры аналогично проектированию организационной структуры компании и так же сильно влияет на капитализацию бизнеса.
В руках CIO находятся две существенных возможности роста добавленной стоимости в компании:
Конечно, для успешного применения ИТ в компании необходимы некоторые условия. Как минимум, должна существовать культура доверия к людям, со строгим контролем результатов и опорой на факты, а не на мнения.
Влияние ИТ на денежные потоки наиболее позитивно при улучшениях в основном бизнесе компании (закупки, распределение, маркетинг, продажи, обслуживание). Применение ИТ для повышения персональной производительности отдельных сотрудников в неготовой среде малоперспективно, ибо результат будет поглощен общей неэффективностью.
ИТ-менеджерам, заинтересованным в улучшении своей компетентности, в качестве отправной точки можно рекомендовать прилагаемый список литературы. Компаниям, ИТ-менеджеры которых соответствуют новым требованиям, предъявляемым бизнесом, стоит только позавидовать. Они обладают способностями, позволяющими достойно встретить приход западных конкурентов на российский рынок. Как известно, капитал стремится в эффективные компании.
Список литературы
Майкл Портер. Конкуренция, «Вильямс». — Москва, 2000;
с. 85.
Питер Дойль. Маркетинг, ориентированный на стоимость. — СПб.: «Питер»,
2001; с. 417.
Марк Скотт. Факторы стоимости. — Москва: «Олимп-бизнес», 2000; с. 329.
Джим Коллинз. От хорошего к великому. — Стокгольмская школа экономики
в СПб, 2001; с. 175.
IBM Consulting Group. Принцип электронного бизнеса. — 2001; с. 130.
Дэвид Васкевич. Стратегии клиент/сервер. — Киев: «Диалектика», 1996;
с. 28.
Франсис Гуияр, Джеймс Келли. Преобразование организации. — Москва: «Дело»,
2000; с. 248.
Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.
Обсудить на форуме
Отправить ссылку на страницу по e-mail
Interface Ltd. Отправить E-Mail http://www.interface.ru |
|
Ваши замечания и предложения отправляйте автору По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру Документ опубликован: 07.05.02 |