СТАТЬЯ |
21.07.03
|
© А.Г.
Курьян,
ИП ОРИЕНТСОФТ
© Статья была опубликована на сайте ИП "ОРИЕНТСОФТ"
В связи с выходом новой версии стандартов семейства ИСО 9000 2000 года возрос интерес к системам менеджмента качества (СМК). В частности, возрос интерес к автоматизации обработки информации в рамках систем менеджмента качества.
К управленческой информации, создаваемой и/или обрабатываемой в рамках СМК организации, относятся
Приведенный перечень типов информации, создаваемой и обрабатываемой в СМК организации, может быть дополнен и изменен с учетом специфики деятельности организации и значимости тех или иных типов информации.
Особенностью информации, обрабатываемой в рамках СМК, является ее разнородность. Некоторые типы информации существуют в виде документов (нормативные документы, правила и процедуры, должностные инструкции). Некоторые типы информации существуют в виде данных, хранящихся в информационных системах предприятия (данные о продукции, о потребителях, о материалах). Некоторые типы информации существуют в неявном виде - в головах сотрудников предприятия (навыки и приемы, инициативы по улучшению деятельности организации).
В соответствии с требованиями стандартов семейства ИСО 9000 версии 2000 года в СМК организации должны обеспечиваться принципы процессого подхода и системного подхода к менеджменту. В соответствии с принципом процессного подхода [1], "Любая деятельность, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Чтобы результативно осуществлять свою деятельность, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами". Согласно принципу системного подхода [1], "выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системой вносят вклад в результативность и эффективность оргнаизации при достижении ее целей".
Реализация этих принципов предъявляет специальные требования к обработке управленческой информации, создаваемой и обрабатываемой в СМК. Важной особенностью управленческой информации в свете принципов СМК является то, что различные типы информации в той или иной степени должны быть связаны с процессами. Такая связь может быть прямой. Например, данные о сырье и материалах, которые обрабатываются в рамках отдельного процесса; технологические карты процесса. Связь также может быть косвенной. Например, рекламации потребителей косвенно (через продукцию) связаны с процессами организации. Следовательно, описания процессов в рамках процессного подхода являются основным типом информации, своего рода скелетом, который связывает все другие типы информации.
Различные типы управленческой информации, создаваемой и обрабатываемой в СМК, представляют собой знания организации. Для эффективного управления этой информацией следует применять соответствующие технологии ее обработки, в частности технологию менеджмента знаний.
Согласно [2], "менеджмент знаний есть создание и обработка информационных ресурсов организации, связанная с достижением целей организации. Знания включают как явные, документированные информационные ресурсы, так и скрытые, субъективные знания. Менеджмент знаний включает процессы, связанные с идентификацией, обменом и созданием знаний. Это требует систем для создания и поддержки хранилищ знаний, а также систем, которые содействуют обмену знаний и стимулируют обучение персонала организации".
Примечание. Информационный ресурс - это обобщенный термин, который используется для обозначения управленческой информации различной природы: данных, документов, опыта сотрудников организации и т.д. Соответственно, различные типы управленческой информации в СМК также являются информационными ресурсами.
Менеджмент знаниями включает следующие процессы:
По Д.А.Поспелову для знаний характерны внутренняя интерпретируемость, структурированность, связанность и взаимная активность.
В отличие от текстов, в виде которых информация представлена в документах, знания (термин из сферы информационных технологий) должны быть структурированы, т.е., представлены в виде набора информационных элементов (объектов) и отношений между ними. На следующем рисунке схематически представлен пример структурования знаний в СМК.
Рис. 1. Структура знаний в СМК
Как было отмечено выше, знания о процессах организации являются своего рода скелетом (основой), на котором "наращиваются" другие типы управленческой информации. Следовательно, к способам представления знаний о процессах предъявляются повышенные требования: способ представления знаний о процессах должен не только представлять всю необходимую информацию относительно процессов, но также предоставлять возможность интегрировать другие типы информации, например, информацию о продукции, нормативные документы, информацию о ресурсах и т.д.
Для описания процессов широко применяются модели процессов. В настоящее время существует более 30 основных методологий (языков) моделирования процессов [5]. Среди них следует выделить методологию функционального моделирования IDEF0. Более подробно информация о самой методологии IDEF0 представлена в [6-8]. Информация о применении методологии IDEF0 для описания процессов в рамках СМК представлена в [9-11]. Здесь мы перечислим некоторые свойства функциональных моделей IDEF0 с точки зрения технологии менеджмента знаний:
В рамках функциональных моделей имеется возможность определить, каким образом и где именно в рамках процессов выполняются требования стандартов серии ИСО 9000 версии 2000 года. Например, в рамках функциональной модели имеется возможность представить, в каких именно процессах создаются записи качества, а также как именно эти записи обрабатываются.
На следующей диаграмме представлен фрагмент функциональной модели процесса "Осуществлять закупки".
Рис. 2. Пример функциональной модели
Между требованиями стандарта ИСО 9001:2000 и функциональной моделью имеют место следующие соотношения:
В технологии менеджмента знаний операция установления соответствия между требованиями стандарта и элементами процесса называется классификацией (категоризацией). Требования (разделы) ИСО 9001:2000 выступают в качестве категорий, с помощью которых осуществляется классификация элементов функциональной модели. Собственно, аудит выполнения требований стандарта в этой ситуации сводится к проверке того, насколько точно модель соответствует реально исполняемому в организации процессу.
Обучение сотрудников организации значительно упрощается: сотруднику службы сбыта нет необходимости изучать большие объемы текстов стандартов ИСО 9000 и размышлять о том, каким образом положения стандартов преломляются (интерпретируются) в рамках его повседневной работы.
В соответствии с требованиями [1], в рамках системы менеджмента качества организации
должны быть разработаны различные виды документов: руководство по качеству,
нормативные документы организации, описания процессов, процедуры, должностные
инструкции, записи качества.
Информация содержится в документах в виде текстов. Управлять информацией в
таком виде затруднительно: она неструктурирована, она плохо приспособлена для
обработки в информационных системах организации, она плохо интегрируется с
другими типами информации.
Представление информации в виде знаний и применение технологий менеджмента
знаний не противоречит требованиям стандартов семейства ИСО 9000 версии 2000
года. Имея структурированную информацию в СМК, представленную в виде знаний,
и используя соверменные информационные системы, можно "одним нажатием
кнопки" создавать любые виды документов. В том числе, все документы, требуемые
в рамках стандартов.
Например, для подтверждения соответствия сертификату ИСО 9000, достаточно продемонстрирвоать
аудитору отчет, создаваемый с помощью информационной системы в виде соответствующего
документа, а также записи (данные), подтверждающие утверждение этого документа
на уровне руководства.
Для эффективного управления информацией в современных СМК следует использовать современные информационные технологии, в частности, технологию менеджмента знаний. Эта технология позволяет эффективно реализовать принципы СМК: принцип процессного подхода и принцип системного подхода к менедмженту. Эта технология не противоречит другим положениям стандартов серии ИСО 9000 версии 2000 года, в частности, требованиями к документированию СМК. Внедрение технологии менедмжента знания позволяет повысить эффективность и результативность менеджмента организации, включая менеджмент качества и другие виды менедмжента.
Дополнительная информация
За дополнительной информацией обращайтесь в компанию Interface Ltd.
INTERFACE Ltd. |
|