СТАТЬЯ |
27.02.02
|
Современные стандарты управления в России
Использование современных стандартов управления предприятиями (MRPII, ERP,
CSRP, ISO 9000) для непрерывного улучшения бизнес-процессов (BPI)
Ирина
Балахонова
Статья опубликована на сайте: http://www.e-xecutive.ru
Введение
Существуют разные взгляды на организацию и управление промышленным предприятием. На многих отечественных предприятиях доминирующими являются следующие мнения:
В статье Лапидуса В.А. [2] данные умонастроения российского менеджмента определяются как препятствия в успешном развитии предприятий.
Можно с большой уверенностью утверждать, что…
Во-первых, у предприятий существует специфики не более чем на 10%, остальные 90% деятельности - стандартны. Для улучшения дел на таких предприятиях необходимо опираться на передовой опыт других и "не изобретать велосипед". Квинтэссенцией такого опыта являются международные стандарты управления MRPII, ERP, CSRP, ISO 9000 [6].
Во-вторых, наши предприятия должны переломить существующее у них положение, когда срочные проблемы не дают реализоваться важным. У предприятий должны появиться долгосрочные цели. К этим целям они упорно должны двигаться, учредив постоянство перемен к лучшему, то есть изжить пустые иллюзии "большого скачка", заменив их на идеологию постоянного совершенствования - BPI (Business Process Improvement) [10].
Данная статья есть попытка показать, что движение в сторону стандартизации методов управления является главным направлением развития экономики предприятий во всем мире (в том числе, и в России); что стандарты управления являются инструментами реализации концепции BPI (постоянного совершенствования); что, внедряя передовые методики, предприятия получают практические результаты улучшения и критерии оценок достижения уровней совершенства (уровней BPI).
1. Переход из дефицитного рынка в конкурентный
В решающей степени упадок многих предприятий объясняется внутренними факторами: уровнем технологий; состоянием организации производства; совершенством управления предприятием. Состояние данной триединой основы отечественных предприятий определяют чрезвычайно высокий уровень затрат на производстве и низкое качество выпускаемой продукции [1,3].
В современных российских условиях нет серьезных возможностей для объемных инвестиций. Первые шаги по выводу предприятий из кризиса нужно делать на базе уже существующих технологий и оптимизировать две другие составляющие деятельности: организацию и управление предприятием [1]. Для того, чтобы дать ответы, как обеспечить выживание предприятий в современных условиях и каким образом наиболее эффективно реорганизовать предприятие, чтобы оно адаптировалось к изменениям во внешней среде, нужно обратиться к мировому опыту и к тем формам и методам управления предприятия, которые стали мировыми стандартами [2,3].
В обзорах Gartner Group приводится следующий график соотношения спроса и предложения с 1945-го по 1997 год в США (см. рис. 1).
Рис. 1
Как видно из рисунка 1, развитие соотношения спрос/предложение разделилось на два периода.
С 1945-го по 1980 год - это дефицитный рынок, когда спрос превышал предложение и производитель диктовал потребителю цены на готовую продукцию. Экономика фирм была направлена к производству (см. таблицу 1).
В 1980 году в США (да и во всем мире "капитала") произошел перелом соотношения спроса и предложения. Рынок стал конкурентным, то есть цена на продукцию стала рыночной. И для того, чтобы получить нужную прибыль для развития, предприятия должны были снижать себестоимость своей продукции.
Для нашей страны таким переломным годом стал 1992-й. В результате экономической реформы предприятия России резко из дефицитного рынка переместились в конкурентный рынок, причем конкурировать пришлось с мировыми производителями, у которых соотношение цена/качество было предпочтительнее.
Таблица 1. Развитие социально-экономических отношений на промышленных предприятиях
1960 | 1980 | 1990-2000 | |
Россия - 1990 г. | Россия - 2000 г. | Россия - 2001 г. | |
Рынок | "Экономика к производству" | "Экономика к рынку" | "Экономика к услугам" |
Продолжительность жизни продукции | 10 лет | Несколько лет | Менее 1 года |
Конкуренция | Отсутствует | Национальный масштаб | Мировой масштаб |
Производство | Массовое | По партиям | Синхронное |
Качество | Брак > 10% | Брак 1%. "Система качества" | P.P.M. TQM |
Обновление запасов | 2-5 раз в год | 5-50 раз в год | 50-100 раз в год |
Тип управления | По заказам | MRP | MRPII/ERP JIT |
Базовые данные для производствава | Прошлый опыт | Прогноз | Заказ потребителя |
Если рассматривать итог развития социально-экономических отношений в западных странах при переходе от дефицитного к конкурентному рынку, то надо отметить, что в конце 90-х годов экономика западных фирм нацелена [3]:
Основной выигрыш фирмы получают за счет своевременности реагирования, а не за счет экономии на масштабах и поиска дешевых ресурсов.
Российские предприятия в 90-х годах, когда им пришлось конкурировать с мировыми производителями, по развитию экономических отношений находились на уровне 60-х годов развития западных фирм.
За счет кризиса 1998 года российские предприятия оказались в условиях "национальной" конкуренции, то есть экономика предприятий обращена к рынку (уровень 80-х годов в США - когда и там был сильный промышленный кризис). Что привело к следующей идеологии производства:
- исповедуется простейший принцип "нет продаж, нет бизнеса", то есть отдел сбыта руководит предприятием;
- производство не рассматривается стратегически, оно считается как бы рабочим функциональным подразделением для производства товаров, то есть постепенно деградирует производственное планирование;
- в области повышения качества упор сделан на процедуры и правила, которые на практике не ведут к желаемым результатам повышения качества готовой продукции.
Сегодня многие отечественные предприятия не могут вырваться из кругооборота вредных эффектов и проблем (даже, несмотря на наличие портфеля заказов).
Таким образом, форма "узкого коммерческого мышления" приводит к созданию негибких производственных систем. Решение любой из вышеперечисленных проблем требует сложного комбинированного решения остальных проблем. Ключевым фактором выхода из "замкнутого круга" является достижение баланса целей предприятия (коммерческих, производственных и финансовых). Одинаково неправильно избыточное давление либо производственных, либо финансовых, либо коммерческих целей предприятия [8].
Мировой опыт показывает, что успеха достигли те фирмы, которые:
2. Развитие организационной модели управления предприятием
ERP-стандарты с конца 60-х годов поддерживаются Американским обществом управления производством и запасами (APICS). APICS предполагает следующее деление на типы производств: дискретное производство; объемное производство; производство под заказ; производство на склад. Бизнес-модель предприятия на базе ERP-стандартов облегчает интеграцию (под которой понимается согласованная работа различных подсистем ПСС), уменьшает количество ошибок, устраняет излишние операции. Внедрение такой модели невозможно без использования информационных технологий (ERP-систем).
Прогнозирующие и планирующие возможности ERP-системы дают существенное снижение стоимости и повышают качество бизнесс-процессов на предприятии.
ERP-стандарты включают следующие основные управленческие методики [6]:
С накоплением опыта моделирования производственных и непроизводственных бизнес-процессов эти понятия постоянно уточняются, постепенно охватывая все больше функций.
В таблице 2 соотнесено развитие стандартов ERP с развитием принципов управления качеством. Два этих направления ("организация и управление производством" и "управление качеством") неразрывно связаны между собой и являются инструментами повышения потенциала предприятия (под потенциалом понимаем шанс получения предприятием прибыли в будущем) [10].
Годы | Управление | Характеристика стандартов управления предприятиями | Качество | Характеристики принципов управления качеством |
1904-1949 | 30 glorieuses | Принципы организации производства, заложенные Тейлором (F.W. Tayle, H. Ford) | "Допуски и калибры" | Совместимость технологических процессов, технический контроль (Ф.Тейлор) |
1950-1964 | MRP0 | Планирование потребностей в материалах (O. Wight, J. Orlicky), расчет потребностей нетто | Статистическое управление качеством | SPC-статистическое управление процессами, приоритетная роль потребителя (В.Шухарт, Э.Деминг) |
1965-1974 | MRPI | Планирование потребностей в материалах по замкнутому циклу (Cloosed Loop Material Requirment Planning), включающее составление производ-й программы и ее контроль на цеховом уровне (Miller, Sprague) | TQC (CWQC) | TQC-тотальный контроль качества, или управление качеством в масштабе всей компании (CWQC). Вовлечение персонала (кружки качества) - Япония |
1975-1980 | MRPII | Планирование производственных ресурсов (на основе данных, полученных от поставщиков и потребителей, ведение прогнозирования, планирования и контроля за производством) | TQM BS 5750 | 14 принципов менеджмента качества Э.Деминга.
Система качества на базе правил и процедур - Великобритания |
1981-1985 |
MRPII+
CALS 1 |
Включение идеологии JIT (точно в срок), комбинация
с элементами "Канбан системы" (S. Shingo, M. Ohno). Добавление
системы OPT (E. Goldratt) - оптимизация "узких мест"
Computer Aided Logistic Support - компьютерная поддержка поставок |
TQM + Реинжиниринг | Системный подход, целостность управленческих подходов, реинжиниринг процессов, осознание ценности работников |
1986-1990 | ERP | Планирование ресурсов предприятия. Добавление DRP (планирование ресурсов для распределения) и FRP (финансовое планирование) | ISO 9000:1987 | Функциональный менеджмент за счет распределения ответственности. Модель премии качества - США |
1991-1996 | Extend ERP | Sypply Chain - управление цепочками поставок (позволяющее направлять и контролировать движение материальных и информационных потоков от поставщика к потребителю) | ISO 9000:1994 QS 9000 | Элементный подход на менеджмент качества. Программа "шесть сигм" (P.P.M) |
CALS 2 | Continuous Acquisition and Life cycle Support - непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукта | |||
1997-2000 | CSRP | Интегрирование покупателя и подразделений, завязанных на покупателе,
с основными плановыми и производственными подразделениями;
интеграция собственных ИС с приложениями клиента и поставщика; планирование заказов потребителей; покрытие всего жизненного цикла продукта в интегрированных информационных системах (ИИС); интеграция в ИИС CALS-технологий. |
ISO 9000:2000 | 8 принципов менеджмента качества:
1. Ориентация на потребителя |
Как видно из таблицы 2, источником развития ERP-стандартов и стандартов качества является "Научная организация труда" Ф.Тейлора [3]. С развитием вычислительной техники (ВТ) произошло разделение на систему управления производством (которая опиралась на автоматизированную поддержку) и на систему управления качеством (которая, помня заветы Э. Деминга, больше опиралась на бумажные процедуры и производственные философии). CALS-идеология, появившаяся в середине 80-х годов, протянула мостик между автоматизированными системами управления (АСУ) и проектирования (САПР) и системой качества (СК), вводя стандарты управления как структурированными документами (характерными для АСУ), так и неструктурированными документами (характерными для СК) [9].
С конца 80-х годов развитие АСУ было направлено в сторону интегрированной информационной системы (ИИС), впитывающей в себя как CALS-технологии, так и методологии системы качества [4]. Фундаментом такой интеграции стали:
- с одной стороны, унификация понятия "жизненного цикла продукции", как в ERP-стандартах, так и в стандартах качества,
- и, с другой стороны, "принцип непрерывного улучшения деятельности предприятия", что заставило отказываться от жестких и застывших систем документирования производственных процессов (СК) и переходить к динамичным моделям, что невозможно без информационной поддержки таких моделей.
Таким образом, через 50 лет раздельного развития АСУ и СК в наше время вновь соединяются во "всеобщем менеджменте предприятия" (другое название - "гибкая система управления") [3]. Прежний принцип специализации не работает. Чтобы управлять всеми процессами (охватывать все функции на современном предприятии) необходим целостный взгляд на объект управления, что невозможно без компьютеризации процессов. Из-за усложнения процессов на предприятии разработка уникальной интегрированной информационной системы, опирающейся только на опыт данного предприятия, стала нереальной. На помощь приходит "компонентный подход" [4] в построении ИИС и промышленные стандарты (ERP-стандарты) [10]. Те, кто унифицирует свою деятельность, выигрывают. Упорствующие в своей уникальности строят вавилонские башни в области АСУ, которые обречены на то, чтобы рухнуть [4].
Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.
Обсудить на форуме
Отправить ссылку на страницу по e-mail
Interface Ltd. Отправить E-Mail http://www.interface.ru |
|
Ваши замечания и предложения отправляйте автору По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру Документ опубликован: 27.02.02 |