Борис Кудрявцев
Статья была опубликована на сайте КомпьютерПресс 3'2004
Как уже, вероятно, известно читателю, Longhorn — это кодовое название операционной системы Microsoft следующего поколения, которая придет на смену Windows XP. По словам председателя совета директоров компании Microsoft Билла Гейтса, Longhorn станет самым грандиозным проектом компании со времен Windows 95: «Система предоставит новые возможности для пользователей, которые смогут получать информацию более оперативно, в более структурированном виде, используя меньше команд для управления… Пользователь такой системы будет чувствовать себя так же уверенно, как водитель автомобиля, который имеет полный контроль над ситуацией, оперируя небольшим набором простых элементов управления».
Рис. 1. По словам Билла Гейтса, Longhorn — это самый грандиозный проект десятилетия
Сегодня нельзя рассказать во всех подробностях о параметрах будущей системы — проект находится на этапе разработки и планируется к завершению не ранее 2005 года. Предлагаемый читателю обзор, базируется на демонстрационном выпуске операционной системы Windows Longhorn Build 4051, который был представлен в конце октября прошлого года в Лос-Анджелесе на конференции Microsoft Professional Developer Conference и потому в прессе часто именуется, как PDC-релиз или инженерная версия. Инженерная версия демонстрирует ограниченный круг элементов пользовательского интерфейса, а многие параметры будущей системы пока не реализованы или реализованы не полностью. Несмотря на то что отдельные черты будущей ОС могут измениться до официального выпуска Longhorn, с большой частью функций уже можно ознакомиться по доступной версии, а комментарии, сделанные на конференции, позволяют в общих чертах представить себе, что это будет за операционная система.
Сегодня судить о будущей операционной системе позволяют два источника: первый — информация от разработчиков и прогнозы аналитиков, второй — анализ доступной версии (Longhorn build 4051). По этим двум разделам мы и представим читателю информацию.
Говоря на конференции о технологиях, закладываемых в Longhorn, глава Microsoft Билл Гейтс и вице-президент Microsoft Джим Оллчин рассказали о целом ряде новых подсистем. Как наиболее важные новые технологии были отмечены графическая подсистема Avalon, файловая система WinFS и коммуникационная система Indigo. Графическая подсистема Avalon должна будет реализовать унифицированную архитектуру для представления элементов пользовательского интерфейса, хранением данных будет заниматься система WinFS (Windows Future Storage), а за связь между ними будет ответственна подсистема Indigo — новая коммуникационная система, реализующая усовершенствованную поддержку Web-сервисов. По словам Оллчина, Avalon будет управлять вводом информации в компьютер и поддерживать широкий набор устройств от мыши до пульта дистанционного управления. Для написания приложений AVALON предполагает применение программных средств на базе специального языка Transaction Authority Markup Language XAML1.
По сведениям разработчиков, в Longhorn будет реализована принципиально новая система безопасности под кодовым названием NGSCB Initiative. Новая ОС будет отличаться повышенной стабильностью. Планируется более оперативный процесс установки и удаления приложений из системы по технологии Click Once, а технология SuperFetch обеспечит ускоренный запуск приложений. В Longhorn появится и служба мониторинга системы, реализованная по принципу «черного ящика» самолета, что позволяет записывать события с возможностью их последующего анализа. На конференции также было объявлено, что Microsoft встроит голосовые возможности в Longhorn (как распознавание, так и синтез в реальном времени).
Рис. 2. Джим Оллчин представил новую модель программирования WinFX
Кроме того, на конференции была представлена новая модель программирования WinFX — модель для написания приложений под Longhorn. Согласно комментариям вице-президента, новые программные интерфейсы отличаются высокой структурированностью и позволяют создавать приложения с меньшими затратами времени и ресурсов.
Насколько удалось установить автору статьи, в открытой печати наибольшее количество комментариев посвящено подсистемам Avalon и WinFS, поэтому о них следует рассказать немного подробнее.
1 XAML (произносится как zamel) — Extensible Application Markup Language, новый базирующийся на XML декларативный язык маркировки Microsoft, предназначенный для создания приложений в системе нового поколения Longhorn. XAML позволяет разработчикам определять интерфейс приложения, включая текст, графику, кнопки и другие элементы контроля интерфейса.
Графическая подсистема Avalon отвечает за представление элементов пользовательского интерфейса, документов и мультимедийной информации. По словам Джима Оллчина, новое графическое ядро будет представлять собой полностью векторную систему, объединяющую в одно целое вывод двумерной и трехмерной графики. Как известно, в предыдущих Windows-версиях, системная библиотека, называемая Graphics Device Interface (GDI), отвечала за отображение всех элементов графического пользовательского интерфейса (Graphical User Interface GDI), включая окна, текст, меню, иконки, курсор мыши и т.д. Windows 9x и Me использовали 16- и 32-битную GDI, в то время как NT-Windows версии — 32-битную GDI. Концепция же при этом была одинаковой: во всех Windows-версиях GDI предоставляла технологию, базирующуюся на растровой графике (bitmap). Новая технология Avalon, реализуемая в Longhorn, базируется на векторной графике. Известно, что масштабирование векторной графики осуществляется без потерь в отличие от растровой графики. Если посмотреть, как отображаются иконки в Windows XP, то нетрудно заметить, что в системе имеется три (созданные вручную) версии иконок (16-, 32-, и 64-пиксельные иконки). Когда пользователь переключается между различными экранными режимами, то иконки и прочие элементы интерфейса смотрятся довольно аккуратно, однако если вы попытаетесь масштабировать растровую графику, то получите размытую картинку (рис. 3).
Рис. 3. Растровая графика плохо масштабируется
В системе, построенной на векторной графике, этого не произойдет. Сегодня уже есть системы интерфейса, построенные на основе векторной технологии. В частности, Mac OS X предлагает интерфейс, в основе которого лежит векторная технология. Как показано на рис. 4, такая иконка может масштабироваться в широких пределах, сохраняя при этом высокое качество. Как и в Windows, Mac OS X-иконки — это растровые иконки, но они создаются с разрешением 128Ѕ128 пикселов и масштабируются динамически на базе векторной трансформации, что позволяет им выглядеть идеально при произвольном масштабировании.
Longhorn будет использовать похожую технологию. Это означает, что иконки Longhorn будут выглядеть идеально при произвольном масштабировании на мониторах высокого разрешения.
Переход на векторную графику позволит Microsoft создать совершенный интерфейс с возможностями произвольного масштабирования. Данное новшество особенно важно, поскольку Longhorn будет работать на новом поколении дисплеев с высоким разрешением. Новый интерфейс позволит настраивать комфортную среду даже для людей со слабым зрением.
Рис. 4. Векторная трансформация позволяет масштабировать иконки без потери качества
Пока об этом интерфейсе, который получил кодовое название Aero, известно очень мало. По всей вероятности, это будет 3D-интерфейс на базе векторной графики; при этом большая часть операций по воспроизведению и перерисовке интерфейсных элементов будет перенесена в графический процессор.
WinFS будет работать на базе NTFS и предоставлять гибкие возможности по хранению и структурированному представлению данных, что позволит упростить синхронизацию данных между различными программными системами и устройствами.
Если в Windows XP офисные документы, контакты, E-mail и фотографии существуют раздельно, то на базе WinFS будет реализована возможность создать связи между различными видами данных. Новая файловая система обеспечит безопасное хранение данных и предоставит новые механизмы для их поиска и извлечения, а также для манипулирования ими. В частности, помимо традиционных папок, WinFS позволит представлять информацию различных типов (документы, почтовую корреспонденцию, слайды, фотографии, видео, графику и т.п.) в виде так называемых стеков, причем пользователи смогут относить один и тот же элемент к нескольким стекам. Если сегодня при попытке найти нужный файл в такой поисковой системе, как, например, Google, вы тратите секунды, то при попытке найти что-либо на своем собственном винчестере эта процедура порой затягивается на минуты. Поисковое ядро WinFS позволит значительно увеличить скорость поиска информации на жестком диске. По словам аналитика Directions on Microsoft Мэтта Розоффа, «Позиция Microsoft такова, что в Windows надо включать максимум возможностей, и одна из таких возможностей — это поиск информации».
В последнее время Microsoft активно экспериментировала с технологиями, которые осуществляют Google-подобный поиск информации на жестком диске, упрощая систематизацию данных. Данные исследования легли в основу поисковых механизмов, которые будут реализованы в WinFS, — идея состоит в создании системы, связывающей множество несовместимых файлов. В WinFS будет реализована технология, частично взятая из Microsoft SQL Server, которая позволит приложениям извлекать информацию из унифицированной базы данных. WinFS даст возможность классифицировать различные файлы по тем признакам, которые она обнаруживает непосредственно в файлах.
Проект Longhorn находится в развитии, и наверняка многое в пользовательском интерфейсе еще будет изменено. В представленной версии Longhorn build 4051 еще не реализована векторная технология, а также не появились ускоренные аппаратным обеспечением 3D-окна. По всей вероятности, пока Microsoft держит в тайне технологию интерфейса Aero и его возможности мы увидим лишь в начале 2005 года в версии Beta 2. В доступной сегодня PDC-версии реализован растровый интерфейс Slate, который напоминает стиль XP и лишь отчасти «мимикрирует» под будущий Aero. Впрочем, в текущем интерфейсе есть некоторые элементы, которые войдут в будущий векторный интерфейс. В частности, речь идет о ползунках непрерывного масштабирования (рис. 5). Пока (на растровой графике) данная функция выглядит достаточно грубо, но ее следует рассматривать именно как ступень к новой технологии.
Рис. 5. Передвигая ползунок, можно непрерывно менять размер папок
В принципе, можно сказать, что в эволюции интерфейсов просматриваются две тенденции: во-первых, увеличение разрешения экранов требует больших возможностей непрерывного масштабирования в представлении информации, а во-вторых, увеличение размеров экранов требует выводить на эти экраны больше информации, вследствие чего количество дополнительных панелей и окон на экране может возрастать. Одним их таких дополнительных окон станет панель SideBar.
В описываемой версии появилось боковое поле SideBar (рис. 6), которое содержит панель быстрого запуска, видеопроигрыватель (для просмотра роликов, TV-программ, скриншотов и прочего), сетевые иконки и часы, представленные в классическом стиле.
Рис. 6. Панель SideBar
Размер бокового поля можно регулировать, свертывать и развертывать с помощью мыши. На небольших экранах удобство боковой панели оценить сложно — она занимает слишком много места, но, видимо, к выходу Longhorn у большинства пользователей появятся широкоэкранные или двухмониторные системы. По прогнозам разработчиков, к 2005 году Longhorn три 21-дюймовые LCD-экрана или один 26-дюймовый LCD через три-четыре года будет стоить всего 500 или 600 долл. По словам Била Гейтса, «учитывая размеры будущих экранов, уже сегодня уместно подумать об управлении окнами так, чтобы позволять людям видеть намного больше, чем это им доступно сегодня».
В панели Taskbar and Start Menu Properties можно задать режим отображения боковой панели Sidebar (рис. 7).
Рис. 7. Панель Taskbar and Start Menu Properties
Расположенные на рабочем столе медиафайлы (изображения, видеофайлы и папки), изображаемые в виде иконок, дают возможность визуального предпросмотра содержания без необходимости открывать файл (рис. 8).
Рис. 8. Медиафайлы на рабочем столе имеют свойство визуального предпросмотра содержания
Стартовое меню Longhorn в PDC-версии (рис. 9) напоминает аналогичное Windows XP, однако добавляет ряд новых пунктов:
Рис. 9. Обновленное стартовое меню
Рис. 10. Библиотека контактов Contacts Library
Рис. 11. Библиотека игр Games Library
Рис. 12. Пункт Search запускается новый поисковый механизм, базирующийся на WinFS
В Windows Picture Viewer (рис. 13) появились возможности показа слайд-шоу. Теперь приложение позволяет производить вырезание, переворачивать, изображение и даже корректировать эффект красных глаз одним щелчком мыши.
Рис. 13. Новая функция Picture Viewer позволяет настраивать изображение
Просматривая картинки в папке с рисунками, можно увеличивать размер иконок, водя курсором по документу (рис. 14).
Рис. 14. Новая функция предпросмотра в папке My Pictures
В приложении Microsoft Paint также появился новый режим масштабирования Paint zoom control (рис. 15).
Рис. 15. Новый режим масштабирования Paint zoom control
В новую версию Internet Explorer (7.0) добавлены такие необходимые функции, как блокировка Рop-Up-рекламы Pop-Up Blocker и менеджер загрузки Download Manager.
Блокировку Pop-Up-окон (рис. 16) можно запретить для выбранных пользователем сайтов.
Рис. 16. Новая функция IE 7.0 — блокировка Рop-Up-окон
Download Manager обеспечит надежный режим загрузки, предотвращающий потерю файлов при обрыве соединения (рис. 17).
Рис. 17. Менеджер загрузки Download Manager
В отличие от предыдущих версий IE, в которых каждой загрузке соответствовало отдельное окно, в новом IE встроен менеджер загрузок, отображающий все потоки в одном окне. При нескольких загрузках можно настраивать приоритеты «Высокий», «Фоновый» и «Приостановленный». Вполне возможно, что с выходом Longhorn менеджеры загрузки сторонних производителей утратят свою популярность.
И самое главное, IE стал первым браузером, способным отображать страницы на XAML (XML Application Markup Language).
Согласно последним обещаниям разработчиков, первая бета-версия Windows Longhorn появится уже в этом году, а финальная версия — в следующем. Впрочем, поставки продукта могут быть перенесены и на более поздний срок. Согласно отчету Gartner Data Center Conference в Information Week, один из исследователей Gartner Том Биттман высказывает предположение, что наиболее вероятная дата выхода Longhorn — конец 2006-го. Как обычно, прогнозы Gartner строятся в форме вероятностных оценок, которые в данном случае дают следующую картину: 50% что релиз состоится в 2006-м, 40% — в 2007-м и 10% — в 2008-2009 годы.
По доступной PDC-версии невозможно судить об интерфейсных возможностях будущей операционной системы Longhorn, однако уже сегодня очевидно, что в этой ОС будет реализован целый набор революционных технологий. Longhorn будет представлять более совершенный интерфейс, большую безопасность, лучший контроль и более оперативную работу, и все это потребует более высоких системных ресурсов и станет поводом смены очередного поколения ПК. Прослеживается также тенденция, согласно которой новая операционная система будет брать на себя все большее количество задач, которые сегодня мы решаем с помощью приложений от сторонних производителей. Это коснется и спам-фильтров, и антивирусов, и программ контроля Рop-Up-рекламы, и менеджеров закачки, и, возможно, ряда других приложений.
INTERFACE Ltd. |
|