МАТЕРИАЛ08.10.01

Заказчики отвоевали у Microsoft право не платить дважды

Подчинившись давлению со стороны пользователей, Microsoft отступила от спорной лицензионной политики, вынуждавшей некоторых заказчиков дважды оплачивать приобретаемое ими ПО

© Джо Уилкокс (Joe Wilcox)
Опубликовано в ZDNet News

1 октября Microsoft без лишнего шума изменила эти правила лицензирования, но ввела другие, которые, по подсчетам аналитической фирмы Gartner, увеличат для многих заказчиков стоимость ПО на величину от 33 до 107%.

«Сработало давление со стороны заказчиков, но помогло и внимание властей», – комментирует аналитик Gartner Нил Макдональд (Neil MacDonald). Однако реальной пользы многим заказчикам Microsoft эта формальная победа не принесет. А новая лицензионная политика в отношении Windows ХР может вынудить некоторые компании подписаться на более дорогостоящую программу лицензирования, чем та, которую они применяют сегодня.

Представители Microsoft подтвердили, что компания снимает ограничения на так называемый reimaging, но детали пока неизвестны. По прежнему плану лицензирования Microsoft могла принуждать заказчиков, покупавших ПК с предустановленной Windows 98, NT или 2000, заплатить за вторую копию операционной системы. Дело в том, что многие компании для повышения эффективности управления своими системами сразу удаляют установленную на ПК копию Windows и заменяют ее идентичной версией ОС, включающей все необходимые для работы в корпоративной сети драйверы и приложения. В прошлом году софтверный гигант начал предупреждать компании о том, что данная практика, называемая reimaging, нарушает их лицензионные соглашения. Предлагаемым Microsoft решением было: «Платите за Windows дважды».

Раскошеливаться должны были компании, заключившие с Microsoft лицензионные соглашения Open, Select и Enterprise, хотя подписчиков Enterprise нововведение затрагивало в меньшей степени. Так как для reimaging своих ПК компании обычно используют носители, поставляемые по этим соглашениям, Microsoft утверждала, что имеет место техническое нарушение лицензии. Хотя копии Windows, поставляемые с ПК и по лицензионному соглашению, могут быть идентичными, приобретаются они все же по разным лицензиям – одну выдает производитель компьютера, а другую – Microsoft. «Reimaging является довольно стандартной практикой в отрасли, и у каждого заказчика есть определенный специфический „образ” (image) системы, – говорит старший вице-президент консалтинговой фирмы АМС Марк Романовски (Mark Romanowski). – Требовать двойную плату за reimaging – это нонсенс».

Твердое сопротивление заказчиков новой политике лицензирования заставило Microsoft пойти на некоторые уступки, однако многим мелким и средним предприятиям все же приходилось дважды платить за изменение образа системы в своих ПК. В первой версии новых правил, действующей с сентября 2000 года, Microsoft соглашалась позволить reimaging без двойной платы заказчикам категории Select, но эта привилегия не распространялась на заказчиков категории Open – как правило, это предприятия малого и среднего размера.

Что будет с ХР?

Последние изменения в политике лицензирования, анонсированные 1 октября, освобождают подписчиков категории Open от повторной оплаты за reimaging, но вводят строгие ограничения для тех, кто заинтересован в приобретении Windows ХР. Эти заказчики при установке системы должны использовать вызвавшую много споров функцию активации продукта ХР, которая чрезвычайно затрудняет процесс reimaging.

Gartner рекомендует компаниям, обычно выполняющим reimaging и подписанным на план Open, переходить на план Select, при котором активация продукта необязательна. Заказчики категорий Select и Enterprise получают носитель с программным обеспечением непосредственно у Microsoft, и функция активации в нем выключена, тогда как заказчики категории Open обычно приобретают лицензии и носитель через посредников, таких как оптовики и дилеры.

Целью процедуры reimaging является быстрое внедрение на предприятии новых систем и их правильное конфигурирование в корпоративной сети. Системные администраторы могут устанавливать ОС и другое ПО сразу на множество ПК по сети. Процесс же активации требует при инсталляции системы введения кода с последующим обращением в Microsoft, что чрезвычайно замедляет этот процесс. «Microsoft дала компаниям права, но не оставила никакой физической возможности реализовать их», – говорит аналитик Gartner Майкл Сильвер (Michael Silver).

Однако Романовски из АМС защищает ограничение Microsoft, аргументируя это тем, что активация продукта поможет бороться с программным пиратством, особенно процветающим среди мелких предприятий.

Важный урок

Microsoft пошла на уступки в отношении reimaging в ответственный момент оценки эффекта от более широких и болезненных изменений правил лицензирования, которые также были анонсированы 1 октября. Microsoft отказалась от апгрейд-версий – самого распространенного способа приобретения заказчиками Microsoft новых копий ПО. К тому же прежние условия лицензирования позволяли покупателям свободно выбирать время обновления ПО.

Вместо этого Microsoft предложила новую программу Software Assurance, которая по существу представляет собой двухлетний план обслуживания компаний с ежегодной оплатой. Он гарантирует Microsoft более стабильный поток доходов, так как многие компании растягивали период между обновлениями на три или четыре года. Недавнее исследование, проведенное аналитической фирмой Giga Information Group и интегратором Windows NT/2000 Sunbelt Software, показало, что 36,4% ИТ-менеджеров производят апгрейд систем для ПК раз в три года, а 26,2% – раз в четыре года. Почти 19% обновляют ПО раз в шесть лет.

Около 80% опрошенных сказали, что программа Software Assurance ведет к увеличению их расходов на программное обеспечение. По словам Макдональда, этот результат согласуется с оценками Gartner, которая также ожидает, что многим компаниям придется платить значительно больше – в некоторых случаях на целых 107%.

Однако если Microsoft пошла на уступки по reimaging, то не исключено и послабление в лицензионной политике, если только достаточное число компаний выразит свое недовольство, считает Макдональд. Правда, несколько ИТ-менеджеров, просивших не называть их имен, сказали, что сопротивляться плану Software Assurance Microsoft не так легко. Из-за большого количества нарушений правил лицензирования ПО, особенно непреднамеренных, компании боятся оказаться в черном списке у Microsoft. «Они грозят нам ревизией, а кто знает, что они найдут в нашей сети, поэтому в переговорах о новых лицензионных контрактах приходится уступать больше, чем хотелось бы», – пояснил один из менеджеров.

Аналитик Giga Лаура Дидио (Laura DiDio) утверждает, что 90% представителей заказчиков всех размеров, с которыми она беседовала, знают о тех или иных проблемах с нелицензионным ПО, главным образом непреднамеренных, а 40% – о серьезных проблемах. Те заказчики, которые хотят воспротивиться Microsoft и потребовать большего в переговорах о лицензионном соглашении, должны выступать с позиции силы. «Это как игра в покер с крупными ставками, – говорит Дидио. – Для заказчика единственный способ выиграть – это определить свои истинные затраты, исключить проблемы несоответствия и требовать больше».


Microsoft меняет систему лицензирования

Подробнее о продуктах Microsoft
Приобрести продукты Microsoft в Интернет-магазине ITshop.ru по выгодной цене

За дополнительной информацией обращайтесь в Interface Ltd.

Отправить ссылку на страницу по e-mail
Обсудить на форуме Microsoft


Interface Ltd.
Тel/Fax: +7(095) 105-0049 (многоканальный)
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru
Ваши замечания и предложения отправляйте автору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Документ опубликован: 08.10.01