© Статья была опубликована в PC Magazine, 3'2004
© Майкл Дж. Миллер
Нравится это или нет, но Microsoft Windows применяется практически повсеместно. Свыше 90 процентов настольных и портативных компьютеров работают под управлением Windows. В течение двух лет, прошедших со времени выхода Windows XP, продукт имел потрясающий коммерческий успех.
Большинство пользователей, принявших участие в наших опросах, как оказалось, предпочитают более устойчивую и полнофункциональную Windows XP прошлым версиям ОС. Однако и XP хотя и более стабильна, чем предыдущие версии, время от времени сбивается и зависает. Но самое главное — растет число угроз информационной безопасности Windows. Фирма Microsoft регулярно выпускает модули обновления и «заплаты», но необходимость еженедельно латать операционную систему вызывает досаду.
Выход следующей версии Windows, с условным названием Longhorn, ожидается не ранее 2005 г. Поскольку компаниям отрасли необходимо планировать свою деятельность, уже вырисовываются контуры новой системы. Авторы Longhorn не скрывают огромного значения нового продукта; представители Microsoft называют ОС «крупной ставкой», подобную которой компания делает не чаще чем один раз в десятилетие.
В частности, Microsoft пытается сделать систему более заслуживающей доверия (trustworthy) и безопасной, дополнив ее новыми инструментами связи и коллективной работы, построив новую систему хранения данных на базе контента, облегчив разработчикам задачу проектирования стабильных программ и улучшив пользовательский интерфейс и предоставление мультимедиа-информации.
В некоторых областях планы Microsoft ясны. Например, компания давно призывает программистов использовать «контролируемые программы» (managed code), чтобы повысить их стабильность.
Цель Microsoft в сфере информационной безопасности — «доверительные вычисления» (trustworthy computing), в том числе «безопасная вычислительная база следующего поколения» (Next-Generation Secure Computing Base). Согласно этой модели, ОС делится на две части, одна из которых обеспечивает аутентификацию и безопасную связь с аппаратными средствами, а на другую возлагаются все остальные задачи. В результате повышается безопасность программ и улучшается управление цифровыми правами, но для реализации модели требуются аппаратные и программные изменения.
Известно, что фирма Microsoft работает над системой хранения данных WinFS, которая должна облегчить поиск информации.
В данной статье мы подробнее расскажем о каждой из этих областей и о планах конкурентов Microsoft.
© Джон Клаймен
Мы изучили публичные заявления представителей Microsoft, сообщения об утечках альфа-версий исходных текстов, аналитические отчеты, подготовленные группами журналистов, стенограммы конференций программистов, дополнили содержащуюся в них информацию собственными соображениями — и получили вероятные контуры следующей операционной системы Microsoft. Конечно, характеристики ОС, выпуск которой запланирован на 2005 г., изменятся; тем не менее мы расскажем о предположительных компонентах базового набора функций Longhorn.
Новые ПК будут предлагаться с заранее инсталлированной Longhorn, а желающие модернизировать ОС смогут приобрести загрузочный CD Longhorn. После копирования образа CD на жесткий диск машина загрузит среду предынсталляции Windows Preinstallation Environment. Время инсталляции сократится всего до 15 мин.
Учитывая актуальную в последнее время проблему безопасности, мы полагаем, что назначаемые по умолчанию параметры безопасности Longhorn будут более строгими, чем у Windows XP; например, брандмауэр Internet Connection Firewall может быть активизирован по умолчанию. Имеются также сведения, что Microsoft может дополнить ОС антивирусными функциями, хотя, на наш взгляд, это неверно понятые планы расширения интерфейсов API за счет специальных процедур, через которые сторонние поставщики смогут теснее интегрировать антивирусные программы с ОС. Такие процедуры могут быть полезными для реализации на корпоративных серверах функций дистанционной проверки клиентских ПК.
Радикально изменится пользовательский интерфейс Windows. В новом ГИП с условным названием Aero используется истинная 3D-графика и значительно улучшены масштабируемость, прозрачность и анимационные эффекты. Каждая прикладная программа может вести себя так, как будто ей принадлежит все полотно (canvas) экрана, хотя в действительности несколько полотен могут перекрывать друг друга, масштабироваться и деформироваться процессором композиции «Рабочего стола» (Desktop Compositing Engine) при построении окончательного изображения на мониторе. В результате можно будет выполнять такие эффектные манипуляции, как минимизация окна путем его постепенного уменьшения до миниатюрного изображения, со сжатым, но сохранившим свою целостность контентом.
Требования Aero к аппаратным ресурсам будут очень высокими, поэтому Microsoft планирует реализовать несколько уровней интерфейса. Для наиболее полной среды Aero, известной как Tier 2, будут необходимы мощные аппаратные средства 3D-графики; по нынешним предположениям, это видеопамять от 64 до 128 Мбайт и аппаратный 3D-акселератор с функциональностью, эквивалентной DirectX 9. На машинах с недостаточными аппаратными средствами будет использоваться интерфейс Tier 1 с ограниченной функциональностью.
Среди других графических усовершенствований — совместимость с дисплеями высокого разрешения, подсистемами с большой глубиной представления цвета (больше 8 бит на один цвет — зеленый, красный и синий) и, возможно, встроенные функции управления цветом. Благодаря новым API и модели драйверов должны повыситься стабильность и надежность, а для интерфейса Tier 2, по всей вероятности, потребуются подписанные графические драйверы.
Учитывая упоминания представителей Microsoft о широкоэкранных дисплеях BroadBench и о проводимых фирмой исследованиях влияния на производительность труда использования нескольких мониторов, мы ожидаем, что в Longhorn появятся усовершенствованные функции для работы в этом режиме.
Помимо ласкающих глаз новшеств Aero, в базовый интерфейс пользователя Longhorn также будут внесены важные изменения. В течение многих лет представители Microsoft говорили о пользовательском интерфейсе «на базе заданий» (и шаг за шагом реализовывали эту концепцию). Идея ГИП на базе заданий состоит в том, что вместо запуска программы и открывания документа пользователь указывает нужное действие — например, составить письмо или послать факс.
Вероятно, это идея будет широко использоваться для таких компонентов интерфейса, как папка My Pictures (Мои рисунки). Вместо того чтобы явно запускать редактор изображений и загружать картинки, пользователь может перейти в папку My Pictures и редактировать изображения, составлять слайд-шоу и выполнять иные манипуляции с файлами, даже не подозревая, что он покинул интерфейс просмотра файлов. Согласно утечкам информации, альфа-версии ОС, по-видимому, содержат библиотеки (Libraries) — наборы объектов различных типов (изображений, документов, игр) из разных папок, помещенных в один легкодоступный виртуальный контейнер.
Наряду с папками My documents, My Pictures и My Music, в Longhorn может появиться папка My Contacts (Мои контакты). От представителей Microsoft известно, что планируется объединить информацию из разных источников, от разных людей и устройств, чтобы добиться привязки редакций документов к пользователям, запуск диалогов (мгновенного обмена сообщениями) и телефонных конференций из единого интерфейса на базе ПК и выполнения других операций.
Многие новые компоненты демонстрационных образцов ГИП определены с использованием языка конфигурирования на базе XML, что напоминает прежние попытки интегрировать HTML в вычислительную среду через Active Desktop. Один из таких элементов — Sidebar, панель на «Рабочем столе», содержащая мозаичные фрагменты (tiles), которые можно связать с локальными и удаленными ресурсами. Эти фрагменты могут использоваться для программ вместо пиктограмм системной панели. Известно, что в альфа-версиях имеются такие мозаичные фрагменты, как Synchronize (синхронизация), Most Frequent Apps (часто используемые программы), Windows Media Player и Search (поиск). Среди новых параметров «Панели управления» — функции родительского контроля, с помощью которых можно ограничить часы пребывания детей в Интернете и сделать доступными им только игры с определенным рейтингом организации ESRB (Entertainment Software Rating Board).
Ряд усовершенствований Longhorn ориентирован на мультимедиа. Цель архитектуры драйверов UAA (Universal Audio Architecture — универсальная аудиоархитектура) — обеспечить независимые от конкретной реализации возможности управления базовыми аудиофункциями подобно тому, как стандартный драйвер дисплея VGA управляет основными параметрами дисплея с любой графической платой. Кроме того, благодаря UAA, как ожидается, упростится инсталляция периферийных аудиоустройств и применение технологии управления цифровыми правами, а качество звука предположительно будет безупречным.
Разработчики Longhorn стремятся упростить органы управления звуком. С единой, централизованной звуковой панели с функцией глобальных эффектов (GFX) можно будет вставлять эффекты воспроизведения между системным микшером и аудиодрайвером. Пользователи смогут назначать аудиопрофили для различных обстоятельств и связывать прикладные программы с профилями, обеспечивая их корректное поведение в данном контексте. Например, можно будет включить музыку, не опасаясь быть оглушенным громким сигналом от системы мгновенного обмена сообщениями (IM).
Другие новшества Longhorn — инфраструктура безопасности контента и более прямая связь с портативными аудиоустройствами через WMDM (Windows Media Device Manager — диспетчер мультимедиа-устройств Windows) и MTP (Media Transfer Protocol — протокол передачи мультимедиа).
За дополнительной информацией обращайтесь в компанию Interface Ltd.
INTERFACE Ltd. |
|