Собственно, то, что и спутник связи «Экспресс-АМ4» (не вышел на орбиту 18 августа), и грузовой корабль «Прогресс М-12М» (упал на Алтае 24 августа) потеряны по вине, как сейчас аккуратно говорят, «человеческого фактора», выяснила не Генпрокуратура, а комиссии Роскосмоса. «Экспресс» не попал в заданную точку орбиты из-за ошибки в программе, руководившей полетом разгоннного блока.
«Прогресс» не доставили к месту назначения, потому как в третьей ступени ракеты «Союз» «случайно» засорился газогенератор - то ли стружка в него попала, то ли еще какая неведомая беда случилась.
Подытожив эти расследования, Генпрокуратура и сформулировала: «оба инцидента произошли по причине небрежности работников государственных предприятий космической отрасли... а также отсутствия со стороны Роскосмоса надлежащего контроля за принятием уполномоченными лицами соответствующих решений».
С одной стороны, можно порадоваться: техника наша все еще крепка как никогда, и к винтикам-шпунтикам претензий нет. С другой, уровень квалификации - и главное - ответственности тех, кто запускает эту технику в небо, опустился уже настолько, чта сама техника стала падать. Тут можно еще вспомнить недавнюю потерю трех спутников ГЛОНАСС - в разгонный блок, опять же по ошибке, залили лишние полторы тонны топлива. Это значит - отрасли не хватает людей с соответствующей подготовкой. Куда они делись? Ушли в бизнес? Постарели, а на смену им никто не приходит?
Роскосмос, чтобы в будущем избежать подобных печальных происшествий, теперь вводит дополнительную проверку космических изделий. Ну а Генпрокуратура предложила поступить еще радикальнее и ввести уголовную ответственность для работников космических предприятий, по халатности которых происходят аварии. Все это, конечно, хорошо. Но ни первое, ни второе не решают главную проблему - приход в космонавтику романтичной, преданной делу и ответственной молодежи.
ЭКСПЕРТЫ
Отвечать за ошибки должны не мелкие сотрудники, а начальство, включая даже министра и глав ведомств, считает академик академии космонавтики им. Циолковского Валентин Белоконь:
- «Прогресс» был запущен плохо. Он не просто упал сразу, насколько я знаю. Траекторию нам подсказали из-за рубежа. Вот это самое главное, кого надо судить и т.д. Надо военных, начиная с Сердюкова, привлечь к тому, что мы оказались без средств засечки траектории искомого аппарата, нашего, а тем более если это будет зарубежная ракета.
Речь идет о том, что сотрудники предприятий не должным образом провели подготовку космических аппаратов к полету. В данной ситуации ищут просто пытаются найти крайних, а не реально виноватых, считает член-корреспондент Российской Академии Космонавтики имени Циолковского Александр Железняков:
- Это в какой-то степени попытка найти стрелочника, но, с другой стороны, если будут наказаны те, кто действительно виновен во всем этом, ну, я не вижу в этом ничего странного и чего-то сверхъестественного. Все эти причины, которые привели к авариям в августе этого года, это следствие определенной расхолаженности, отсутствия должного контроля качества. То есть, те сбои, которые носят более глобальный характер во всей экономике в целом.
ЦИФРА Потеря трех спутников ГЛОНАСС, аппарата «Экспресс- АМ4» и корабля «Прогресс М-12М» обошлись казне по меньшей мере в 10 млрд рублей.
ЦИФРА Потеря трех спутников ГЛОНАСС, аппарата «Экспресс- АМ4» и корабля «Прогресс М-12М» обошлись казне по меньшей мере в 10 млрд рублей.