Разделы

Бизнес Кадры

Составлен первый портрет итэшника

Очевидно, что у каждой должности, пусть и негласно, должны быть какие-то критерии, отличающие ее от других. Например, на некоторых позициях работают только молодые, а на другие, наоборот, берут преимущественно пожилых. Интересно, что в этом плане можно сказать про ИТ-специальности? Есть ли у них какие-то "свои" характеристики? Так ли важно, дипломы каких вузов у них в портфеле? Можно ли создать "портрет" определенной ИТ-профессии?

Опираясь на данные исследования, потенциального менеджера по продуктам можно представить яснее всего. На этой должности хотят работать преимущественно мужчины (77%) в возрасте от 25 до 35 лет (73%) с высшим образованием (92%). "Менеджер по продуктам – серьезная должность, подразумевающая большую долю ответственности и умения управлять людьми, а это приходит с опытом и возрастом, - объясняет Сергей Никулин. - На эту позицию просто не возьмут очень молодого человека, считая, что он не справится".

Интересно, что около 40% соискателей на позицию менеджера по продуктам - выпускники технических вузов (МИРЭА, МГТУ им. Баумана, МИЭТ, МФТИ, МГИЭМ).

Откуда они?

Безусловно, работу в Москве ищут преимущественно москвичи. Однако если для тестировщиков и менеджеров по продуктам доля кандидатов из регионов составляет 12% и 13% соответственно, то для программистов данный показатель выше Более 20% (21% для C++ и 27% для Java) рекрутеров на данную вакансию живут в регионах. Однако они ищут работу в Москве и готовы переехать в столицу.

География ИТ-кандидатов

Источник: HeadHunter, 2008

"Дефицит программистов в Москве очень велик, их расхватывают здесь как горячие пирожки. В Москве программист, разместивший резюме на hh.ru, часто находит работу за один день. В регионах же спрос еще не зашкаливает, поэтому есть люди, какое-то время находящиеся в активном поиске работы," – комментирует ситуацию Сергей Никулин.

Где они учились?

Больше всего работодателями ценятся ИТ-специалисты, являющиеся выпускниками МФТИ, МГУ (факультет ВМиК), МГТУ им. Баумана и МИИТ. Кроме того, в ИТ-компаниях успешно работают сотрудники, получившие образование в МИФИ, МИЭМ, МАИ, СТАНКИН, МИСиС, МИЭТ, МИРЭА, МАДИ.

Интересно, что среди соискателей, которые работают менеджерами по маркетингу и менеджерами по продажам в ИТ-компаниях, около 40% выпускников технических факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова и технических ВУЗов: МЭСИ, МИРЭА, МГТУ им.Баумана.

Отрасли, в которых работают выпускники ВМиК

Источник: HeadHunter, 2008

Большинство (56%) выпускников ВМиК работают в области информационных технологий. Самой популярной среди них является профессия программиста (50%). Кроме того, они становятся аналитиками (20%) и менеджерами/руководителями проектов (20%). Вторая по популярности отрасль, куда идут работать бывшие студенты ВМиК, - банки/инвестиции. В этой сфере занято 12% бывших ВМиК-шников. Преимущественно они становятся аналитиками или инвестиционными менеджерами. 7% выпускников этого факультета уходят в маркетинг на должности руководителей проектов или аналитиков.

Отрасли, в которых ищут работу молодые специалисты ВМиК

Источник: HeadHunter, 2008

Однако желания не всегда совпадают с возможностями. По данным исследования, лишь 45% молодых специалистов, закончивших ВМиК, ищут работу в сфере информационных технологий. Почти четвертая часть (24%) выпускников стремится в финансовую и банковскую область. Это в два раза больше, чем количество занятых там выпускников сейчас.

Отрасли, в которых работают выпускники МФТИ

<

Источник: HeadHunter, 2008

В отличие от бывших МГУ-шников, меньше половины (41%) выпускников МФТИ работают в ИТ. Их привлекает высший менеджмент (10%), банковская сфера (10%), бухгалтерия и управленческий учет (9%).

ИТ-сферы, в которых работают выпускники МФТИ

Источник: HeadHunter, 2008

Среди тех, кто все же решил посвятить себя ИТ, преобладают специальности управление проектами и программирование/разработка. На этих должностях трудятся по 19% выпускников. 13% выбирают профессию аналитика, по 10% работают ИТ-директорами или занимаются системами управления предприятием (ERP).

Что касается предпочтительной сферы работы, здесь ситуация еще хуже. По данным Headhunter, лишь 27% выпускников МФТИ ищут работу в ИТ-сфере. Столько же готово "трудиться" в науке и образовании, но вариант работы в этой отрасли студенты рассматривают скорее как временную подработку на время учебы. 22% стремятся найти работу в банковской сфере. По 10% людей, закончивших данный вуз, пытаются трудоустроиться в области рекламы/маркетинга или консультирования.

Отрасли, в которых ищут работу молодые специалисты МФТИ

Источник: HeadHunter, 2008

Получается, что четкого "портрета" итэшника определенной специальности получить не удастся. Существует набор характеристик, которым преимущественно соответствуют люди, работающие или претендующие на работу в той или иной ИТ-должности. Однако из всякого правила возможны исключения.

Яна Станкевич