IT4IT — новый стандарт для CIO

Журнал «Стандарт»

15 декабря 2015г.

Лев Николау, председатель совета директоров Атринити (группа Астерос)

Лев Николау, председатель совета директоров «Атринити» (группа «Астерос»)

О новом стандарте управления IT4IT, который призван сделать работу ИТ‑департаментов максимально прозрачной и эффективной, в первую очередь для нефтегазовых компаний, журналисту «Стандарта» Дмитрию Петровскому рассказал председатель совета директоров группы компаний «Атринити» Лев Николау.

— Требования к эффективности ИТ в нефтегазовом секторе в последнее десятилетие постоянно растут. Появление стандартов IT4IT стало ответом на этот тренд?

— Да, потребность в управлении ИТ-департаментом как отдельным бизнес-подразделением внутри вертикально интегрированных нефтегазовых компаний диктует необходимость собственной автоматизации, то есть ИТ для ИТ. Осуществляя поддерживающие функции, ИТ-подразделения крупных компаний ежегодно запускают сотни проектов с существенными бюджетами, планируя экономический эффект для основного бизнеса, для топ-менеджмента. Теперь ИТ-подразделение по сути представляет собой сервисную коммерческую структуру. Однако ИТ-специалисты и руководители профильного бизнеса не всегда понимают друг друга, что приводит к трениям по вопросам расходования ИТ-бюджета. Нужен универсальный подход, позволяющий разрабатывать отраслевые стандарты для ИТ-сервиса в бизнесе.

— Какие конструктивные изменения, способствовавшие появлению IT4IT, произошли в диалоге между бизнесом и ИТ?

— Для бизнеса ценностью являются сервисы, их качество, стоимость и скорость, с которой ИТ успевает реагировать на изменения производственных и сбытовых потребностей. За последние 40 лет роль ИТ-подразделений в крупном бизнесе сильно изменилась. Еще три десятилетия назад ИТ-специалисты в основном отвечали только за работоспособность компьютеров, помогали быстрее выполнять вычисления. Последние 15 лет шел процесс интеграции ИТ с бизнесом, повышавший качество принятия бизнес-решений и конкурентоспособность компаний. Для ИТ в фокусе управления находятся процессы и системы. Каждое десятилетие появлялся новый стандарт ИТ-управления. В части общих подходов все крутилось вокруг известных стандартов ITIL и CobiT. Пришло время стандарта, отвечающего новой роли ИТ в крупном бизнесе.

— Кто в мировом нефтегазовом секторе стал пионером разработки IT4IT?

— Первой на путь IT4IT вступила Shell. Последние 17 лет эта компания углубленно занимается задачами повышения эффективности и управления ИТ. Но только год назад проработанность ключевых вопросов управления ИТ в Shell достигла уровня, позволившего предложить новый единый стандарт методов управления ИТ в крупных компаниях. В результате появилось экспертное сообщество, разрабатывающее подход к организации деятельности ИТ-департаментов в различных отраслях экономики. Теперь в него кроме Shell входят десятки европейских и американских корпораций, например HP и AT&T, которые видят перспективу IT4IT и объединяются для ее развития. Так, в конце октября этого года вышла уже вторая версия IT4IT.

— Главная задача ИТ-директоров - повысить скорость предоставления сервиса при одновременном снижении затрат. Как стандарт IT4IT может помочь в этом?

— Суть деятельности ИТ-департамента - поддержание жизненного цикла ИТ-сервиса. Каждый CIO должен приводить ИТ-ландшафт компании в соответствие с принятыми стандартами и использовать лучшую практику в течение всего жизненного цикла сервиса ИТ для основного бизнеса. Стандарт IT4IT призван помочь эффективно проходить через все этапы, избегая задержек в цепочке создания ценности. Проблемы обычно возникают из-за нехватки ресурсов, отсутствия данных для принятия решений, излишней формализации бизнес-процессов, недостаточной автоматизации или слабой интеграции процессов. IT4IT рекомендует референтную модель, которая позволяет распознать и построить целостную картину проблемных областей и предложить комплекс мер по решению острых вопросов.

Все составляющие IT4IT хорошо проработаны и будут полезны каждому ИТ-директору. В стандарт входит описание четырех потоков создания ценности ИТ, трехуровневая бизнес-архитектура 28 процессов и связей между ними, модель данных, библиотека ключевых показателей эффективности. IT4IT - самый актуальный и востребованный подход, который вскоре станет общепринятым стандартом, подобным eTOM в телекоме.

— Что представляет собой процесс создания ценности для бизнеса согласно IT4IT?

— В сфере управления ИТ все чаще применяются методологии управления бизнесом. В подходе IT4IT активно используются методика Value Chain и теория ограничений Голдратта.

Как и классическая Value Chain, IT4IT рассматривает основные производственные ИТ-процессы и вспомогательные действия. Базовый процесс создания ценности сервиса состоит из этапов: первый - от стратегии до портфеля, второй - от требований к сервису до его запуска, третий - от запроса на изменение до выполнения и четвертый этап - от обнаружения сбоя до его решения (исправления). Основную производственную цепочку поддерживают вспомогательные функции управления ИТ-активами и финансами, закупками и поставщиками, отчетностью, BI и ресурсами. Все это направлено на увеличение скорости предоставления сервисов, повышение качества и снижение затрат на ИТ. Полнота продуманности и уровень детализации - ключевое достижение IT4IT.

— Расскажите подробнее о каждом из этапов создания ценности. Что входит в первый - от стратегии до портфеля?

— Это важнейший этап, которому исторически в крупных российских компаниях уделялось недостаточно внимания. В этот момент появляются бизнес-идеи, анализируется спрос, учитываются приоритеты, риски и разрабатывается предложение бизнесу. Основная цель работ на этом этапе - определить направления для инвестиций в создание или развитие действительно необходимых для бизнеса ИТ-сервисов. По опыту именно здесь происходят наибольшие потери времени, что не может не расстраивать топ-менеджмент, имеющий иные ожидания - года за два получить работающую ИТ-систему, а не начать ее внедрение. Неудивительно, что на этом фоне нередко помимо централизованного ИТ-департамента в бизнес-подразделениях крупных компаний появляются собственные службы ИТ.

— Что происходит с моделью на этапе от требований к запуску?

— Начинается проект создания сервиса или его модернизации. После детального проектирования, разработки и тестов новый сервис или релиз готов к выпуску. Часто организация, не имея опыта, передает некоторые фазы создания ИТ-сервисов внешнему подрядчику. Ошибки проектирования обходятся дорого всем, но клиенту - дороже, так как одна из главных ценностей любого бизнеса - время. IT4IT подробно описывает, как следует организовать процессы, какие продукты должны появляться в определенные моменты времени. По аналогии с рестораном первый этап - задумка нового блюда, расчет его окупаемости. На стадии от требований к запуску появляется технология готовки, определяется круг поставщиков ингредиентов, идут полная подготовка к включению в меню и окончательные финансовые расчеты.

— На этапе от запроса к выполнению начинается работа с пользователем?

— Именно так. Для того чтобы извлечь бизнес-ценность, необходимо включить сервис в каталог, опубликовать данные на портале для пользователей и организовать процессы взаимодействия с ними, проанализировать объемы потребления и регулярность выставления счетов. Только после этого бизнес может пользоваться новым сервисом, получая выгоду. Иногда из-за недостатков внутреннего обучения и адаптации пользователей хорошо выстроенный механизм оказывается невостребованным или неэффективным. Случаются и обратные ситуации, когда на сервис долго нет спроса, но из-за отсутствия регулярной оценки уровня потребления компания продолжает тратить ресурсы на его поддержку.

— Поддержка сервиса уже проработана в ITIL. Что нового говорит IT4IT об этапе от обнаружения к исправлению?

— Подход IT4IT не отвергает, а включает в себя идеи ITIL, ряд других ранее разработанных подходов и стандартов управления ИТ. В первую очередь - целостный взгляд и стандартизацию бизнес-процессов, проработанную модель данных и KPI, то есть пути создания ценности ИТ в целом. На этом этапе важно, чтобы новый сервис, которым начало пользоваться большинство, работал стабильно и в заданном темпе. Для сокращения простоя сервиса нужно организовать процессы обнаружения и диагностики сбоя, планирование изменения и восстановления работы. Именно этим этапом больше всего занимались ИТ-департаменты, однако потенциал повышения эффективности на пути к исполнению остается высоким.

— Если компания нефтегазового сектора созрела для первых шагов к внедрению IT4IT, с чего, по мнению экспертов «Атринити», ей следует начать?

— Для внедрения IT4IT ИТ-директор прежде всего должен осознавать проблему повышения эффективности управления ИТ. Тогда он сможет анализировать их жизненный цикл, разработать целевой ИТ-ландшафт и дорожную карту перехода. Это часто требует смелости, но еще чаще - терпения. Ведь все действия в IT4IT сводятся к запуску цельной программы, обычно это сложные и длительные действия.

— В чем подводные камни внедрения подходов IT4IT?

— ИТ-сервис и деятельность ИТ-подразделения вообще должны одновременно управляться в нескольких плоскостях: данных, бизнес-процессов, людей и их компетенций, технологий и, наконец, интеграции всех компонентов. Эти пять элементов важны на всех этапах жизненного цикла ИТ-сервиса, для всех частей архитектуры IT4IT. CIO должен обладать необходимым опытом и ресурсами. Увидеть и понять полную картину и дизайн проекта изнутри не всегда получается сразу. Практика «Атринити» в области IT4IT показывает, что этот подход работает в России, но успех прямо связан с мотивацией, энергией и опытом объединенной команды. Первые результаты внедрения IT4IT появляются обычно через 9‑12 месяцев, заметный эффект от программы в целом достигается только через 3‑5 лет. И сроки сильно зависят от зрелости работы с ИТ в бизнесе. Переход к IT4IT по сложности сопоставим с трансформацией корпоративной культуры, но при этом содержит существенный технологический пласт.

Возврат к списку

Твитнуть

Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «IT4IT — новый стандарт для CIO», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».