Электронное правительство: Россия катится на дноИсточник: cnews
Эксперты ООН оценили готовность России к электронному государственному управлению. Согласно недавно опубликованному обзору Индекс «Основная проблема в России - это предоставление госуслуг, хотя бы самых элементарных, посредством инструментов электронного взаимодействия, - отмечает эксперт CNews Analytics Сергей Шалманов. - Лишь несколько федеральных ведомств принимают к рассмотрению через свои сайты отдельные документы в электронном виде, но для дальнейшего взаимодействия требуется личное присутствие. Аналогичная ситуация и с региональными властями: даже формы документов для скачивания и удаленного заполнения разместили отнюдь не многие, в более чем 90% случаев для подачи бумаг необходимо передать их лично либо направить по почте».
По мнению Шалманова, среди российских ведомств можно отметить как лидеров ФНС и ФТС (в последней действует электронное декларирование). Очевидные успехи достигнуты в системе арбитражных судов - подготовлен и размещен банк судебных решений, отдельные суды сообщают по электронной почте/SMS о дате и времени назначения слушаний, выносимых решениях и т.д. Но на улучшение общей картины отдельные достижения влияют слабо, формат «одного окна» работает только в случае личного присутствия заявителя. «В основном госорганы страны предоставляют в онлайне только самую элементарную информацию справочного характера. Если практика работы ведомств не претерпит изменений, то на фоне действующего в Финляндии электронного ЖЭКа или
Готовность стран к электронному правительству, 2008 г. Согласно недавно утвержденной президентом Владимиром Путиным «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» от 7 февраля 2008 г., к 2015 г. Россия в рейтингах развития информационного общества должна занять место не ниже двадцатого, а в классификациях по уровню доступности национальной Программы, призванные этому способствовать, уже как минимум объявлены либо находятся на этапе внедрения. В рамках программы Мининформсвязи «Связь в каждый дом», концепция которой находится в разработке, все российские домохозяйства в обозримом будущем получат широкополосный (до 128 кбит/с) канал доступа в Интернет с оплатой по гостарифам. А уже апреле Мининформсвязи планирует ввести в эксплуатацию единый портал поддержки электронного взаимодействия с населением, на котором в этом году можно будет оплачивать госпошлины и сборы, а также получать десять госуслуг из числа «социально значимых». В этом проекте министерство информатизации и связи отвечает за создание ИТ-платформы для межведомственного взаимодействия (само направление госуслуг, включая регламенты и нормативно-правовое обеспечение, находятся в компетенции МЭРТ). Правда, в прошлогоднем комплексном рейтинге готовности к жизни в информационном обществе, подготовленном аналитическим центром The Economist Intelligence Unit (EIU) совместно с IBM Institute for Business Value, Россия опустилась с 52-го места (2006 г.) на 57-е. В 2007 г. индекс e-readiness по версии EIU рассчитывался для 69 государств и учитывал уровень развития ИКТ-инфраструктуры, бизнес-климат, «е-грамотность», правовую поддержку, государственную политику в области использования ИКТ и практическую пользу от этих технологий для населения и предпринимателей. |