Анастасия Алексеева
Сервисы и опыт компании Yahoo необходимы корпорации Microsoft, чтобы сдержать наступление Google на рынке онлайн-рекламы
|
Фото: Reuters |
Американская интернет-компания Yahoo! Inc. отклонила предложение о покупке со стороны крупнейшего в мире производителя программного обеспечения Microsoft. Microsoft предложила Yahoo 44,6 млрд долларов, что на 60% выше ее рыночной цены. В официальном заявлении Yahoo говорится, что «предложение компании Microsoft существенно недооценивает Yahoo, в том числе всемирно известный бренд, широкую аудиторию по всему миру, значительные инвестиции, вложенные в продвижение платформ, перспективы роста, поток свободных денежных средств и возможности увеличения дохода».
Впрочем, Microsoft не намерена сдаваться и пообещала несмотря ни на что "дружественно слиться" с интернет-компанией.
Yahoo была основана в 1994 году аспирантами Стэндфордского университета Джерри Янгом и Дэвидом Фило. Сегодня она владеет самым широко используемым почтовым сервисом, второй по популярности поисковой системой и рядом социальных сервисов, среди которых самые известные - Flickr для хранения и обмена фотографиями и del.icio.us, позволяющий хранить папку с закладками - «Избранное» - в интернете. Год назад Microsoft уже предлагала купить Yahoo по 40 долларов за акцию (против сегодняшнего 31: "дисконт" объясняется помимо глобального биржевого кризиса и локальными сложностями Yahoo), но и тогда интернет-компания не посчитала предложение интересным, предпочтя независимость.
Основной конкурент Yahoo - интернет-компания Google. Поисковик Google - самый используемый в мире. Чуть менее популярна почта Gmail. Зато сервис по обмену видео YouTube, блогхостинг Blogger, служба по размещению рекламы в интернете AdSense приобрели в последние годы самую широкую известность. Таким образом, «по сумме баллов» первое место безоговорочно остается за Google, а Yahoo сегодня ставится аналитиками на второе место.
Причина - в разных стратегиях развития. Google - более молодой и инновационный портал, который сделал ставку на развитие молодежных социальных сервисов, у Yahoo же более консервативная стратегия, которая и обусловила некоторое отставание интернет-компании.
"Сегодня успешность портала объясняется или суперпопулярным поиском, или развитием социальных сетей. У Yahoo нет ни того, ни другого. Кроме того, Yahoo сделал ставку на медийную рекламу, а Google - на контекстную, которая сегодня наиболее привлекательна в глазах инвесторов", - пояснил "Эксперту" директор компании "МедиаМир" Михаил Гуревич.
Однако, если слияние Yahoo с Microsoft все же состоится, объединенная компания получит шанс потеснить всемогущий Google, правда, не везде. По данным американской исследовательской компании comScore Media Metrix, в декабре 2007 года на Google заходило 588 млн посетителей, а на Yahoo и Microsoft, вместе взятые, - 665 млн. Кроме того, обе компании - лидеры в области электронной почты: 88 млн европейцев пользуются Windows Live Hotmail (Microsoft), а почту Yahoo! Mail предпочитают 257 интернет−пользователей по всему миру. При этом Microsoft с Yahoo занимают 77% рынка средств мгновенного обмена сообщениями (куда входит и ICQ), которые также являются многообещающим рекламным носителем. Но Google лидирует на рынке интернет-поиска, занимая 62,4% глобального рынка. Microsoft и Yahoo даже совместно могут занять только 15,7%.
Основная цель стремящегося к слиянию Microsoft - желание обосноваться на сверхприбыльном рынке интернет-рекламы. Его объем в 2007 году составил 40 млрд долларов, а к 2010 году он должен удвоиться. Microsoft считает, что сейчас самый подходящий момент для консолидации с Yahoo. По расчетам компании, "синергетический экономический эффект" от сделки составит миллиард долларов ежегодно. Увеличится аудитория интернет-порталов, а значит, возрастет их привлекательность для рекламодателей; за счет объединения групп разработчиков ускорится инновационный процесс; эффективность работы повысится благодаря сокращению издержек. Наконец, появится возможность более успешно развивать пользовательские проекты в сфере видео- и мобильных технологий.
Эта главная цель лежит на поверхности. Однако мотивы Microsoft могут оказаться несколько глубже.
"Цель Microsoft - объединить два крупнейших портала. У обеих компаний есть множество сервисов, но сравнивают их почему-то только по одному параметру - поисковику, который не дает полного представления об обоих порталах, - рассказывает Михаил Гуревич. - Кроме того, судя по метаниям Microsoft, компания находится в постоянном поиске. Сначала ее поисковик назывался MSN, потом Live Search, поэтому можно сделать вывод, что Microsoft не обладает такой мощной командой по построению портала, как Yahoo. Аудитория в интернете куда менее лояльна, чем футбольные болельщики. От того, что футбольный клуб купит новый владелец, для болельщиков ничего не изменится, а вот пользователи Yahoo вполне могут перейти на другой ресурс. В этом состоит главный риск сделки".
Как бы то ни было, есть все основания полагать, что отказ Yahoo от сделки с Microsoft - неокончательный, и компания лишь ждет, пока предложение вырастет в цене. Учитывая заявления Microsoft о том, что они не намерены сдаваться, вполне можно ждать, что покупатель повысит цену. Впрочем, если менеджмент Yahoo будет думать слишком долго, Microsoft может договориться с акционерами компании напрямую и купить у них акции, минуя совет директоров. Некоторые акционеры уже продемонстрировали свое стремление расстаться с акциями из-за того, что Yahoo постоянно уступает Google в борьбе за право называться поисковиком номер один. Группа акционеров, владеющих 1% акций компании, уже готова договариваться с Microsoft самостоятельно.