Профессор Вячеслав Иванов: "Вероятно, каждый из нас - гений"Источник: novayagazeta Записал Василий Голованов
Размеры того, что накопило человечество, примерно соответствуют возможностям мозга одного человека. То есть любой из нас при рождении приготовлен, чтобы узнать все то, что знает все человечество… Я уже упоминал теорию информации и энтропии? Мне представляется, что вообще самое крупное достижение науки XX века это открытие информации как математического точного средства оценки целого ряда сторон духовной деятельности человека. По существу, различие между так называемыми естественными и точными науками полностью изменилось. Знаете, Ландау когда-то скандализовал испуганных академиков, сказав, что науки делятся на естественные, неестественные и противоестественные. Сейчас, я думаю, эти различия сильно меняются, и в большой степени из-за развития теории информации. Теория информации была создана после первых опытов нашего специалиста по технике связи Котельникова, нашего математика Колмогорова, была создана великим американским инженером и математиком Шенноном. Большинство его работ переведено на русский язык. Это было гигантское открытие, которое сразу нашло применение в разных областях, очень много значимых для развития кибернетики на первом этапе и того, что сейчас называют "искусственным интеллектом". Сейчас многие физики считают, что в теории информации, в ее новом, расширенном виде, который называют квантовой теорией информации, можно видеть новый основной язык, на котором можно говорить и о естественном мире, и о физическом мире, и о мире, будем надеяться, не противоестественном, а может, сверхъестественном. В каких-то отношениях то, что делает современная наука, сверхъестественно. Самое важное - это серия теорем, доказанных, в частности, при помощи нашего ученого, который сейчас работает в Бостоне, Левитина. Он вместе с другими учеными доказал очень важные теоремы о связи времени с количеством вырабатываемой информации. Поскольку мы примерно знаем в свете работ Сахарова и многих других срок существования Вселенной, а Вселенная, согласно квантовой теории информации, представляется как один гигантский компьютер, оказывается возможным рассчитать примерное количество информации, которое выработала Вселенная за время своего существования. А это очень интересно, потому что можно сопоставить эти количественные данные с количественными данными нашей цивилизации и с количественными данными об информационной возможности мозга каждого из нас. Что касается информационных возможностей мозга, то наука в последнее время здесь далеко продвинулась. Мы примерно можем оценить возможности мозга каждого из нас, каждого нормального человека, речь не идет о каких-то гениях. Хотя, может быть, каждый из нас - это и есть гений. Это, собственно, и есть тот вывод, к которому сейчас приходит наука. При рождении каждый человек - это уникальный гений. Почему? Потому что мозг каждого человека в состоянии переработать некоторое астрономическое количество единиц информации. Цифра 10 в 15-й степени вам даст некоторое представление. Более замечательно другое обстоятельство. Мой коллега по академии Кардашов, один из крупных специалистов по проблемам возможности установления связи с вероятными другими, неземными цивилизациями, занимался такой конкретной проблемой: а каков информационный объем нашей человеческой цивилизации? Предположим, мы открываем в каких-то местах цивилизацию. Как и что мы будем передавать этой цивилизации? Каков объем? Он просчитал количество информации, которое находится во всех библиотеках мира и во всех хранилищах информации, включающих, например, долгоиграющие пластинки, разные виды хранения звуковой и зрительной информации, помимо той, которая заключена в книгах. И оказалось, что размеры того, что накопило человечество, примерно соответствуют возможностям мозга одного человека. То есть любой из нас при рождении приготовлен, чтобы узнать все то, что знает все человечество. Тогда возникает вопрос: а если мы так замечательно устроены, что же нам дальше мешает? Здесь я уже буду говорить безобразные вещи. Мое предположение заключается в том, что нам мешает система воспитания и образования, принятая в современном мире. К сожалению, во всем мире, не обязательно только в нашей стране. Я довольно хорошо знаю дефекты американской системы образования и немножко преподавал в Германии и других странах. Сейчас не существует ни одной разумно построенной системы образования в какой-нибудь одной стране, нет этого. Есть отдельные попытки, идущие в правильном направлении. Я считаю, что замечательно много было придумано у нас в системе, скажем, математических олимпиад, с отбором математически одаренных людей, которые потом учились в математических школах. Но ведь в целом образование устроено совершенно другим образом. Я не хочу ругать Америку, потому что ее и так много ругают, но тем не менее. Американская элементарная школа построена по такому принципу: они считают, что даунов и людей, от рождения слабоумных, надо вставлять в реальную жизнь. Очень хорошо. Но идея такая, что они будут учиться в одном классе с нормальными детьми, и уровень должен примерно соответствовать. Вы знаете, результаты ужасные, это и в Америке подробно обсуждается. Но это крайний случай. Но даже если не брать крайние случаи, в основном система домашнего воспитания, умноженная сейчас на недостатки телевидения и других средств массовой информации, и система высшего образования устроены таким образом, что возможности человеческого мозга подавляются, а не развиваются. Вот это чрезвычайно печальный факт. Я думаю, это то, что будет осознано и преодолено, я в этом смысле уверен, что очень существенна роль разумно понятого Интернета. Сейчас, конечно, Интернет довольно противоречивое явление. Мой коллега по университету Лос-Анджелеса был одним из тех, кто создал Интернет. И он рассказывал, я слушал его лекцию, как это было. Пентагон дал задание создать систему, которая будет работать, если в результате первого удара советских ракет будут выведены из строя основные коммуникации на территории США, - нужно было создать параллельную систему. Так и был создан Интернет. Потом оказалось, что «холодной войны» нет, и тогда Интернет перевели на мирные рельсы. При всем том Интернет несет в себе зародыши того, что, вероятно, в будущем принесет огромную пользу. Если действительно мозг каждого из нас может так много сделать и если можно соответственным образом изменить воспитание и образование, то, безусловно, необходима какая-то система эффективной связи разных мыслящих существ на Земле. И это тоже очень сложная проблема, которая в большой степени может решаться в компьютерной сети. Возвращаясь к тому, что я говорил о наблюдателе, - наблюдатель это не один человек, а все человечество. И задача культуры - развивать тот взгляд на мир, который уже создан 1015 единицами информации, которая есть в библиотеках мира. Таким образом, мне представляется, что мы сейчас приближаемся к пониманию того, зачем нужна вообще человеческая культура, в чем ее мировой смысл в самом серьезном смысле слова. Потому что, по-видимому, все цивилизации - и те, которые мы знаем на Земле, и те, которые гипотетически представляются в космосе, по работам того же Шкловского, Кардашова и других, - грубо говоря, делятся на такие, которые заняты только энергией, способами добывания энергии и ее применения, и те, которые заняты информацией. Вот внутренний конфликт, который мы сейчас наблюдаем в нашем обществе, состоит в том, что большая часть нашего общества пытается свести все задачи общества только к производству средств, нужных для добывания энергии, и совершенно забывается информационная сторона, необходимая для человечества. И задача нас всех - добиваться того, чтобы баланс энергии и информации был восстановлен. Энергия нужна только для того, чтобы производить информацию. И никаких самостоятельных задач у энергии не существует. Поэтому общество, которое ориентировано только на энергию, обречено. |