BI 2.0: Следующее поколениеИсточник: ISO
BI 2.0 - это расширенная технология business intelligence , выходящая за рамки традиционного хранилища и инструментов выполнения запросов, включающая динамическое и автоматизированное принятие решений. Мы живем в реальном времени, минута за минутой. Новости уже не приходят с задержкой в дни, они передаются в прямом эфире. Банковские операции выполняются оперативно, баланс счета можно определить на текущий момент. Можно бронировать авиаперелеты, в реальном времени оценивая, какие места свободны. Все эти операции порождают множество данных. Чтобы адаптировать бизнес-модели к современному миру, программные средства проектируются с помощью технологий, управляемых внешними событиями (event-driven). Данные передаются в реальном времени через сервисно-ориентированные архитектуры, использующие слабо связанные и обеспечивающие хорошее взаимодействие сервисы, которые стимулируют стандартизованную интеграцию приложений. С момента изобретения реляционных баз данных и SQL-запросов технология business intelligence (BI) принципиально не менялась, однако теперь появилась концепция BI 2.0. BI 2.0 включает в себя несколько важных новых концепций, касающихся использования информации в бизнесе, организациях и правительственных структурах. Этот термин по сути своей связан с BI в реальном времени, технологией, управляемой внешними событиями, но основная идея состоит в применении этих методов к бизнес-процессам. В центре этой архитектуры события, в особенности XML-сообщения. Ведь большинство современных процессов запускаются событиями, и, следовательно, если размышлять о том, как сделать современные процессы более интеллектуальными, обычные SQL-запросы покажутся далекими от идеала. Традиционные Хранилища дали толчок к существенному развитию в области использования информации, однако теперь лежащая в их основе архитектура уже вызывает некоторые вопросы. Эта архитектура ограничивает возможности оптимизации всех бизнес-процессов внедрением в них BI-возможностей. Необходимо обратиться к управляемой событиями процессной аналитике, которая заменит пакетную отчетность, выполняемую по факту. Если кратко: как разработать гибкие бизнес-процессы, которые дадут организации конкурентные преимущества? Как построить «интеллектуальный» бизнес? Клиент-серверная устаревшая модельBI-инструменты, используемые сегодня в большинстве организаций, были разработаны для решения проблемы, возникшей в начале девяностых годов в связи с разрастанием реляционных баз данных. И по мере того как в базах накапливалось все больше информации, простое ее извлечение становилось рутиной для IT-отделов, так как большинство пользователей не было заинтересовано в приобретении новой профессии - специалиста по написанию SQL-запросов. Извлечение данных из баз изжило себя и привело к развитию BI. Поэтому и существовавшие до сегодняшнего дня BI-инструменты были ориентированы на представление данных. Как оказалось, извлечение данных, соответствующих событиям, произошедшим несколько дней или часов назад, и публикация их в виде отчетов, имеет свою пользу, но не обеспечивает пользователей руководством к действиям для повышения эффективности в данный конкретный момент. В результате во многих компаниях BI-пользователи не пересматривают переданные им отчеты, а просто относят их к справочной информации. Жалобы на устаревающую и теряющую пользу информацию слышны часто. Поразительно, но факт: эта ситуация - полная противоположность эффективной аналитике в реальном времени, которая необходима большинству компаний для обеспечения качества услуг. Можно сказать, что такая информация запаздывает на день и не досчитывает доллара в большинстве отраслей. Например, в розничной торговле, 3-4 % потенциального дохода теряется за счет неправильной работы склада: менеджер запрашивает отчет, который поступает на следующее утро или после завершения рабочего дня, когда уже поздно пополнять запасы. До сегодняшнего дня все усовершенствование BI-систем сводилось к более быстрому выполнению запросов к Хранилищу и более удачным отчетам и инструментальным панелям. И оно не решало проблемы, так как не затрагивало архитектурного аспекта. Нельзя отрицать тот факт, что к моменту ввода данных в Хранилища и их последующего извлечения, они устаревают. Для некоторых приложений тут нет никакой проблемы, однако для тех, кому нужна информация в реальном времени - ситуация складывается плачевная. Существует распространенное заблуждение о том, что данные в реальном времени не нужны, так как оперативные группы не могут их проанализировать. Простое предоставление отчетов в более сжатые сроки проблемы не решит. Так что же нужно? Надо дать возможность оперативным отделам вовремя обнаруживать различия в ежедневных операциях. Отчеты - это не главный результат работы BI-системы. Необходим анализ и интерпретация, прежде чем будет принято решение. Очевидно, что пользователи их не ищут, пока не поймут, что проблема назрела. Вместо того чтобы отчитываться об эффективности процесса постфактум, BI-средство надо применить в процессе как способ автоматизированного регулирования потока работ, основанный на действиях клиента. Чтобы этого добиться, нужно не только собирать данные в реальном времени, но также анализировать и интерпретировать их. В этом и состоит суть BI-технологии, управляемой событиями. Данные за последние минуты анализируются в контексте исторических сведений, таким образом, чтобы все действия могли быть инициированы автоматически. И тут Хранилище данных не решит всех проблем, так как проектировалось для других целей. Появление BI-сервисовЗа последние несколько лет компании стали представлять свои Хранилища данных как web-сервисы для использования другими приложениями и процессами, связанными сервисно-ориентированной архитектурой или ПО промежуточного уровня, таким как корпоративная сервисная шина (enterprise service bus - ESB). Фундаментальное ограничение этого подхода в том, что Хранилище не тот источник, в котором нужно искать данные для оценки эффективности текущего процесса. Необходимые для анализа данные о состоянии процесса , вряд ли можно найти в ХД. Даже применение инструментальной панели вместе с Хранилищем данных не подходит для большинства операционных задач, поскольку рассчитано на то, что пользователь сам обнаружит проблему имея в распоряжении устаревшие данные. Инструментальные панели накапливают и усредняют данные. В них удаляются детали и контекст и представлена только информация о прошлом. Решения требуют деталей, и их необходимо принимать сейчас. Очевидно, что Хранилище данных останется, но его основной ролью будет запись данных, а не источник выполнения BI-операций. Отчетность и представление исторических данных по-прежнему будут важны и их выполнение в ХД сохранится. Попытки перехода к Хранилищу данных в реальном времени, мало эффективны. Очевидно, что информация необходимая для поддержки принятия ежедневных решений должна черпаться из другого источника, чтобы устранить задержку, связанную с циклом извлечения, преобразования, загрузки и выполнения запросов. Представление BI 2.0Если считать, что цель BI 2.0 в том, чтобы сократить временную задержку между произошедшим событием и предпринятым действием, повышая тем самым эффективность бизнеса, то существующие BI-архитектуры этой цели препятствуют. В инфраструктуре BI 2.0 данные не хранятся в базе и не извлекаются для анализа. Здесь применяется обработка потоков событий, либо параллельно с фактическими бизнес-процессами, либо как самостоятельный этап процесса. Обычно это означает, что необходимо проводить поиск сценария событий (например шаблонов и комбинаций последовательности событий), что важно для быстрого решения проблем. На выходе таких систем - обычно показатели и предупреждения, а также немедленная инициаций действий в других приложениях. В результате процесс анализа автоматизирован и не требует постоянного вмешательства человека, однако в определенных ситуациях человеку посылается запрос на выполнение некоторых действий. В систему BI 2.0 данные поступают из ПО промежуточного уровня, которое является самым удобным источником данных в реальном времени. Стандартное ПО промежуточного уровня без труда формирует поток событий для анализа, выполняемого в памяти. Когда эти события сравниваются с показателями в прошлом, можно быстро и автоматически выявить проблемы и возможности их разрешения. Интеллектуальные процессыЧтобы изменить базовые показатели, компаниям необходимо добиться более гибких процессов. А значит достичь более высокого уровня автоматизации, либо обеспечить операционный персонал действенной информацией и изменяющейся от дня ко дню операционной процедурой, управляющей процессами. Решением может быть использование технологий сообщений (messaging technologies), поддерживаемых транзакционными системами, инструментами управления бизнес-процессами и SOA, а также BI-технологиями нового поколения. Все это уживается вместе очень хорошо, можно представить себе BI в реальном времени как анализ сервисов в SOA архитектуре. Технология BI 2.0 применима как к четко заданным процессами, так и к и менее определенным областями. Многие процессы не могут быть смоделированы и явным образом заданы с помощью средств управления бизнес-процессов. Бизнес-пользователи часто не могут точно описать свои процессы, однако анализ в этом случае также необходим. BI 2.0 обладает рядом свойств:
|