Windows без жесткого дискаИсточник: rusdoc Автор: Klimon
Для выполнения этой задачи нужны 2 компа: сервер и компьютер с эталонной системой. Самое важное на этом этапе - удачно определиться с Осями. Главное правило в этом выборе - соотношение надежности самой Оси и её малая ресурсоемкость. В идеале, конечно, Windows 2003 Server Std Edition и Windows XP Pro SP2, но… в этом случае пропускная способность сети должна быть не менее… 1(!) Гбит/сек, а это не всегда достижимо. Поэтому на мой взгляд идеальное решение этого выбора: в качестве сервера Windows XP Pro SP1(!) в качестве сервера и Windows 2000 SP4 как эталонная ОС. Почему же ХР с сервиспаком 1 спросите Вы. Отвечаю - ну нет в нем лишней безопасности, которая иногда играет с нами злую шутку и удаленный рабочий стол позволяет коннектиться с графическим интерфейсом. А W2k идеально подходит по надежности и небольшой ресурсоемкости. W95,98 Milennium - стары как мир и глючны до неприличия, поэтому забудем о них. Пусть полки CD-боксов им будут пухом. Обращаю внимание на сетевую карту в компьютере-клиенте. Она должна поддерживать сетевую загрузку, так называемый PXE - режим. Этот стандарт поддерживают сейчас все карточки, в том числе и встроенные в материнские платы. Возьмем недорогую и надежную Realtek RTL8139(A), которая штатно поддерживается большинством операционных систем. На освещаемою мной тему было написано несколько статей. Авторы спорили меж собой как лучше связывать клиентские машины : через основной свитч, либо использовать отдельный. Отдельный свитч возможно решит некоторые проблемы с загрузкой вначале, однако он имеет значительный минус: попробуйте соединить компьютеры не находящиеся в одной части здания, а разбросанные по всему пространству помещений. Так что остаемся на главном свитче. Конфигурация компьютеров не содержит дорогостоящих компонентов и возможно даже одинаковой: AMD Semptron 2000(или аналог Intel 1400…1700)/512 Mb RAM , видеокарта может быть встроенной. Отдельное слово про жесткие диски для этих компьютеров. На сервере с успехом можно использовать харды даже на 20 Гбайт, а вот для эталонной Оси нужен хард из расчета 7,2 Гб на каждую клиентскую машину, если сделать виртуальные диски полноценными с внесением изменений в сам образ, то количество образов будет прямо пропорционально количеству рабочих станций. Как показала практика, 160…180 Гб харда с лихвой хватает на 20 клиентский машин + развертывание самой эталонной оси. Перед установкой данной комбинации программ необходимо провести переразбивку хардов с помощью программы fdisk, а не Partition Magic(!) и настоятельно рекомендую перед этим очистить загрузочную область харда с помощью fdisk/Mbr. Итак, мы начинаем. Для выполнения нашей задумки нам понадобится несколько программ. Это
Этап первый: установка BXP.BXP - это набор серверов, в своей совокупности обеспечивающих сетевую загрузку. Этот файл содержит четыре варианта инсталляции, но для нас пока подойдут только два из них: инсталляция сервера и инсталляция клиента. Два других варианта - это установка самостоятельного файлового сервера и установка Embedded Tools нам могут понадобиться впоследствии. Особой сложностей установка не имеет и после ее успешной инсталляции нужно сконфигурировать и стартовать необходимые сервисы. Примечание: обращаю Ваше внимание на то, что после инсталляции программы ОБЯЗАТЕЛЬНО перезагрузите сервер! Этап второй: настройка DHCP-сервера.В набор компонент, устанавливаемых вместе с BXP-сервером, входит DHCP-сервер, однако, чтобы не наступать на те грабли, которые возникли у моих предшественников я предусмотрительно выбрал Turbo DHCP последней модели. Кроме того, встроенный в BXP Tellurian DHCP имеет следующие недостатки:
Следует отметить, что правильная настройка DHCP - это самая ГЛАВНАЯ часть процесса сетевой загрузки в целом. Так что первое, чего вы должны добиться, это настроить DHCP и загрузить дискового клиента с динамической конфигурацией от этого сервера. Примечание: на этом этапе в BIOS`е вашего компьютера первым пунктом должна стоять загрузка с диска - для сетевой загрузки еще не пришло время. Список опций, которые установлены на Turbo DHCP, кроме диапазона адресов и подсети:
Next server должен указывать на ваш сервер, где установлен BXP и с которого будет загружаться образ VLDRMI13.bin., а настройка NBT-сервера для Windows обозначает настройки WINS. Обращаю Ваше внимание на то, что целесообразно выделить данную группу компьютеров в отдельный поддомен и в последствии настроить доверительные отношения между основным доменом и ним, ввиду некоторой ограниченности функциональности этих компьютеров: работа с ресурсоемкими мультимедиа-приложениями и программами инженерного направления очень затруднительно. Можно ограничить доступ к некоторым ресурсам локальной сети, дабы не было соблазна их использовать и тем самым «подвесить» остальные клиентские машины. Еще один важный момент: по теории для успешной работы двух DHCP-серверов …необходимы 2 разные(!) подсети, т.е. в каждой свой DHCP-сервер. Заморачиваться с настройкой двух разных подсетей я не стал, а просто… отключил DHCP в Active Directory и раздал обычным компам статические IP-адреса.Последний параметр в этом случае играет просто статическую роль. На этом настройки DHCP-сервера закончились. Этап третий: настройка TFTP-сервера.После установки сервер BXP не начинает работу автоматически - вы должны сконфигурировать все сервисы и запустить их вручную: это значит, что надо зайти в Панель управления -> Административные задачи -> Сервисы и выполнить две операции: сначала правой кнопкой выбрать на нужном сервисе Старт, затем (все той же правой кнопкой) выбрать Свойства и далее Тип запуска: автоматически - чтобы этот сервис стартовал при перезагрузке компьютера. Теперь о настройках остальных компонент BXP:
Теперь можно запускать сервисы. Делается это через Сервисы - искомые сервисы BXP имеют имена, начинающиеся с "BXP" и (если вы используете PXE или BOOTP) "3Com". Всего их около пять-шесть штук - в зависимости от того, используете ли вы собственный TFTP-сервер. Запустите их и отметьте тип запуска Автоматический. После запуска сервисов зайдите BXP Administrator - и в Tools-Configure Bootstrap выберите параметры:
После нажатия на OK программа физически обновит ваш загрузочный образ и клиент будет работать с указанными вами опциями. Теперь в нашем распоряжении - полноценный сервер сетевой загрузки. Осталось создать загрузочный образ операционной системы - и все готово. Этап четвертый: создание загрузочного образа.Загрузочный образ ОС - фактически это содержимое вашего загрузочного раздела, но перенесенное на виртуальный диск. Кроме того «вашу» Windows 2000 следует «модифицировать» с помощью BXP Client, который добавляет драйвер сетевого "винчестера". Итак, для начала на серверной машине создайте с помощью BXP Administrator виртуальный диск. Выберите I/O-сервер, щелкните на нем правой кнопкой и выберите Создать виртуальный диск. Теперь его нужно отформатировать. Делается это так: Сначала примонтируйте новый диск (самый простой способ сделать это - выбрать диск и нажать Следующий шаг потребует Вашей внимательности: Мы создаем эталонный образ системы для безхардовых машин. Создайте нового клиента на сервере - можете указать для него фиксированный MAC-адрес (если не знаете - ставьте вопросительные знаки), если хотите ограничить загрузку только определенными рабочими станциями. Теперь самый интересный момент: укажите в настройках тип загрузки С жесткого диска. Перезагрузите клиентскую машину, войдите в BIOS и первым номером поставьте загрузку по сети. Теперь с перезагрузки вы должны увидеть опрос DHCP и получение "пяти точек". На самом деле каждая точка отвечает за получение определенной опции настройки - как выяснилось из исходного кода PXE BIOS. Если у вас проблема с настройками DHCP, не найден I/O-сервер, на сервере не найден загрузочный файл или возникла еще какая проблема - вы получите об этом соответствующее сообщение.
После загрузки образа с сервера B XP продолжит загрузку с локального жесткого диска. Теперь после загрузки таким прихотливым способом установите из инсталляции программы B XP клиентскую часть. Это два компонента: драйвер виртуального диска и маленькая программка, которая копирует ваш диск C: (только С - это жестко закодировано и никак не меняется) на виртуальный диск на сервере. Если инсталляция прошла успешно, вы увидите новый виртуальный диск - это ваш образ на сервере, запускайте создатель образа (поищите его в Программах) и в качестве цели копирования укажите этот диск. Теперь снова переходите на сервер и измените тип загрузки клиента на С виртуального диска. Вам откроется три опции: "с первого диска", "с первого свободного" и "показать дисковое меню" для выбора клиентом одного из нескольких образов. Загрузка с "первого свободного" имеет смысл только в случае, если все рабочие станции одинаковы по конфигурации, так что каждая станция может загружаться с любого образа - и то очень вероятно, что пользователь пожелает как-то персонифицировать свой образ и в таком случае захочет пользоваться только одним диском. Загрузка с «первого диска» является самым простым и логичным выбором.
Дополнительно по отношению к образам дисков есть несколько стратегий использования, настраиваемых в BXP Configuration. Для настройки использования виртуального диска этот диск должен быть отключен от всех клиентов (даже от тех, что загружаются с винчестера - они ведь тоже лочат виртуальный диск, только что не первым номером). Итак, вы можете создать для диска write-кэш, причем как в памяти клиентского компьютера, так и на диске сервера. На самом деле кэш является еще и оверлейной областью - то есть, когда вы будете записывать на виртуальный диск, запись будет производиться не в образ, а в оверлей. Естественно, что оверлей в памяти будет куда быстрее, но так же понятно, что он не сохраняет своего состояния. Это полезно, когда вы настраиваете, например, компьютерный класс и в ваши планы не входит переустанавливать систему после нашествия каждой следующей орды обезбашенных школьников-«хакеров».
Кроме прочего, дисковый кэш (в оперативной памяти клиента тоже - но это очевидно) персонифицирован - то есть сколько пользователей, столько и кэшей. Чего это дает? Получается, что сотня пользователей может "прикуривать" от одного загрузочного образа, но при этом каждый может вносить в систему изменения, и BXP будет хранить их в компактном виде персональной "дельты". Конечно, такая конфигурация будет сильно нагружать сеть, и есть свидетельства, что процессор сервера тоже будет очень греться, так что за экономию дисковой памяти сервера придется платить его повышенной мощностью и гигабитной сетью - иначе работа будет медленной.
Внимание: для того чтобы изменять режим использования образа, нужно не просто "положить" всех подключаемых клиентов, но и "выкатить" виртуальные диски, то есть зайти в настройки каждого клиента и исключить нужный образ как вариант загрузки. Кроме того, не делайте образ диска, если у вас включен кэш - вся запись пойдет именно туда, кэш разбухнет (а в случае кэша в оперативке - так и вообще забьется). Это в корне неверно
Ну вот и всё. Теперь можете бежать в облюбованный Вами компьютерный супермаркет и закупать эдак 20 машин без хардов, заодно блеснете своей «крутизной» перед менеджерами продаж, четко обозначив фразу: «Жесткие диски не нужны!У меня все будет работать и без них!». |