HP Software: история "большого шоппинга"Источник: cnews Мария Попова
После поглощения Mercury компьютерный гигант создает новое подразделение - HP Software - и планирует занять лидирующие позиции поставщика полного спектра решений для управления ИТ-инфраструктурой. НР - один из ключевых вендоров на мировом рынке ИТ - до недавнего времени почти не ассоциировался с сектором корпоративного ПО. Доля софта в бизнесе американской корпорации занимала около 1%, основной доход приносили ПК (32% - данные НР, 2006), принтеры и МФУ (28%), а также ИТ-услуги (18%). Однако общемировая тенденция к спаду на рынке "железа" и крену в сторону сервисов (в частности, поддержки приложений и управления системами), заставила пересмотреть стратегии развития. Сначала не слишком шумно, а затем все агрессивнее НР начинает скупать разработчиков. В итоге образуется новое подразделение - HP Software, с амбициозными планами укрепиться в числе лидеров глобального рынка ПО.
Задел для чего складывается, благо, быстро. Начиная с 2002 года, HP лидирует в сегменте ПО для управления производительностью и доступностью распределенных систем. По итогам 2005 г. компания занимает здесь ведущие позиции - IDC оценивает ее долю в 21,3%, т.е. в два раза выше, чем показатели ближайших конкурентов. Вместе с тем растет выручка НР от лицензирования программного обеспечения - на 9,5%, против среднего показателя в этом сегменте 7,9 %. Начало скупки Старт активности НР на софтверном рынке слияний и поглощений приходится еще на "эпоху" Карли Фиорины. В 2003 г. компания объявила о новой стратегии развития программно-аппаратных средств для построения инфраструктуры корпоративных систем, которую назвала "адаптивное предприятие". Главная управляющая отмечала тогда, что цель - помочь предприятиям выстроить горизонтальную инфраструктуру ИТ, а не вертикальную, где приложения независимы друг от друга, с тем чтобы упростить бизнес-процессы и повысить их экономическую эффективность. Одним из ключевых компонентов концепции "адаптивного предприятия" стал программный комплекс управления НР OpenView. Для его развития и были сделаны первые знаковые приобретения - во-первых, компании Talking Blocks, создавшей технологию управления web-службами, и во-вторых, комплекса управления идентификацией SelectAccess (разработчик - британская Baltimore Technologies, специализирующаяся на средствах защиты информации). В том же году были представлены новые программные средства - HP OpenView Select Access, на основе SelectAccess, для управления доступом, а также OpenView Management Integration Platform для управления web-услугами, реализованное в значительной мере по технологии Talking Blocks. Тогда же НР расширяет свой портфель решений управления жизненным циклом информации (ILM) за счет приобретения Persist Technologies. ПО для активного архивирования и индексирования данных, соответственно, интегрируется в сетевые решения HP. 2004 год позволил еще больше нарастить возможности средств управления HP OpenView. Практически одновременно были подписаны соглашения о покупке двух компаний - Novadigm (Нью-Джерси, США) и Consera Software (Вашингтон, США). Первая специализировалась на программных средствах автоматизации управления изменениями и конфигурацией. Вторая поставляла систему моделирования информационных служб, позволяющую проектировать стандартизированные информационные системы, способные автоматически адаптироваться к изменениям в задачах. С небольшим интервалом последовало сообщение о приобретении TruLogica, поставщика ПО для автоматизации процесса управления правами пользователей во множественных системах и разрешения доступа к системным ресурсам. Новая технология была интегрирована в HP OpenView Select Access для управления идентификацией. В момент совершения сделок в НР комментировали, что компания стремится таким образом помочь в сокращении затрат на ИТ-инфраструктуру (IDC оценивали тогда расходы на эксплуатацию примерно в 174 млрд долл.), а также повышении ее адаптивности за счет оптимизации управление ресурсами. В 2005 году НР начинает "большой шоппинг" - за 425 млн долл. была приобретена Peregrine Systems (Калифорния, США). Ведущие программные пакеты разработчика, проходившего в 2002 г. процедуру банкротства - Service Center и Asset Center (управление сервисными услугами и ИТ-активами) - интегрируются в HP OpenView для мониторинга и управления корпоративными компьютерными системами. После этой сделки впервые прозвучали амбициозные цифры прогнозов - игроки рынка высказывали предположения, что данное приобретение позволит HP стать одним из лидеров в секторе программных средств управления активами, поставки которых к 2008 г. превысят 1 млрд долл.
2006 год начинается с объявления о покупке Trustgenix (Калифорния, США) - поставщика решений для управления объединенной идентификационной информацией. До этого компании работали в рамках партнерского соглашения по производству программного модуля HP OpenView Select Federation. Сделка позволила расширить возможности управления единой системой регистрации в пакете HP OpenView, чтобы заказчики могли обеспечить бизнес-партнеров защищенным доступом к информации, размещенной в различных системах. "Большой куш" В конце 2006 года НР проводит крупнейшую сделку в своей софтверной истории, приобретя за 4,5 млрд долл. Mercury Interactive. Ведущий поставщик ПО и услуг в области управления ИТ-инфраструктурой становится стопроцентно дочерним подразделением HP, которая, таким образом, перенимает эстафету лидерства. Ожидается, что благодаря этому приобретению, годовой доход НР в сфере ПО увеличится до 2 млрд долл. В 2008 г. (на который прогнозируют повышение эффективности совместной работы), компания рассчитывает получить рост выручки вновь созданного подразделения на 10-15%, а рентабельность - на уровне 20%. Опыт Mercury в управлении приложениями, ИТ-службой и сервис-ориентированной архитектурой заметно расширил экспертизу "закупщика" и позволил предложить единое решение для управления ИТ-ресурсами на всех этапах жизненного цикла. Интегрировав возможности Mercury в сфере управления и тестирования приложений НР создает новое подразделение - HP Software и вводит новый вектор продвижения на рынке - BTO (Business Technology Optimization, оптимизация бизнес-технологий). Новая бизнес-единица предлагает существенно расширенную, за счет решений Mercury, линейку ПО. В портфолио НР сегодня обозначены ключевые фокусы - изменения и конфигурации, ИТ-услуги, производительность и доступность. Пресловутую экономическую эффективность заказчикам предлагается повысить за счет принятия верных решений о затратах и выполнения соглашений об уровне услуг. Ключевые поглощения HP в рамках стратегии ВТО
Поглощенная компания Добавленные решения Mercury Interactive Управление ИТ, SOA Peregrine Systems Управление активами и сервисами Bristol Technologies Мониторинг бизнес-транзакций Novadigm Управление изменениями и конфигурациями TruLogica Управление правами пользователей Baltimore Technologies Управление идентификацией Talking Blocks Web-сервисы Источник: НР, 2007 Вскоре после завершения этой сделки возможности Mercury дополняются - за счет технологий приобретаемой Bristol Technology. Поставщик решений в области мониторинга деловых транзакций вносит в "копилку" НР возможность сквозного управления процессами проведения деловых транзакций (например, обработки страховых требований, заказа товаров, управления снабжением) в реальном времени, расширяя функционал HP Business Availability Center. Ситуацию поглощения упрощает то, что в результате продолжительного партнерства компаний их решения уже интегрированы. Тотальная интеграция Покупки софтверных компаний реализуются НР последовательно, быстро и примерно по одной схеме. Сначала - партнерское соглашение в контексте развития собственного программного комплекса, затем поглощение партнера. По завершению сделок доступ к приобретаемым продуктам предоставляется по каналам сбыта HP OpenView. Либо, в случае "крупных рыб" (как, например, Mercury), менеджеры по продажам каждой компании предлагают по две линейки клиентам. Все вопросы интеграции (если она необходима - ведь в случае устоявшегося партнерства к моменту сделки продукты уже интегрированы) координируются подразделениями НР TSG (в эту группу технологических решений как раз входит HP Software) и HP Services. Со своей стороны, приобретаемые компании оказывают содействие в том, чтобы в максимально сжатые сроки вывести на рынок новые комбинации технологий. Сервисно-ориентированная архитектура (SOA), на которой основана стратегия, упрощает процесс. Успешность акций подтверждают быстрые результаты. После очередной интеграции программный пакет НР OpenView получает все большее признание среди игроков и экспертов рынка. Так, например, по завершению поглощения Peregrine Systems продукт HP OpenView Asset Center занимает первую строчку в рейтинге Forrester Research среди решений в области управления ИТ-ресурсами. Ложка "дегтя" в этой машстабной истории успеха - некоторое замешательство партнеров поглощаемых компаний, особенно в регионах, которые не очень - или не сразу - видят свое место под "крылом" НР. Проще всего в ситуации, когда в той или иной стране, где присутствует НР, вообще не было представительств поглощаемой компании, тогда для рынка все проходит безболезнено и малозаметно. В остальных случаях (особенно если речь идет о Peregrine или Mercury) региональным партнерам предстоит изучение новой "семьи", ее идеологии и корпоративных стандартов. Впрочем, НР Software оказывает на этом этапе поддержку, организовывая масштабные мероприятия, где "новые" и "старые" сотрудники могут познакомиться, получить информацию о стратегиях развития и в целом, сформировать макровидение будущих условий и целей работы. Подобное внимание экономически оправдано. Томас Сенгер, директор по взаимоотношениям с партнерами, HP Software EMEA, отмечает, что партнеры - неотъемлемая часть стратегии HP Software, как на глобальном рынке, так и в регионе ЕМЕА, где на их долю приходится до 50% доходов вновь образованного подразделения. Для тех, у кого есть все Избранная HP Software стратегия технологической оптимизации бизнеса (BTO) ориентирована в значительной мере на компании, уже внедрившие различные системы, построившие ИТ-инфраструктуру и теперь столкнувшиеся с проблемой - как этим управлять, как поддерживать и как оптимизировать затраты. Решать эту проблему хочет уже не только ИТ (CIO), но и бизнес (CEO), с которым, как известно, нужно говорить на понятном ему языке. Свою готовность и способность это делать НР Software выражает, сформировав продуктовое предложение, позволяющее интегрировать ИТ и бизнес-стратегии. Томас Сенгер формулирует основную задачу подразделения - помочь клиентам оптимизировать результаты не только ИТ, но бизнеса в целом. Дебора Трауб, вице-президент по управлению ПО НР Software, добавляет, что решения BTO позволяют гарантировать, что каждый доллар, инвестированный в ИТ, каждое внедряемое приложение и каждый запускаемый продукт соответствуют основным целям бизнеса. В расширенный, благодаря совершенным покупкам, портфель HP Software сегодня входят решения в области управления внедрением приложений (Quality Center), управления приложениями, серверами, базами данных (Operations Center), управления распространением и использованием ПО (Change - Configuration Center), управления активами Service Desk и управления идентификацией пользователей услуг (Service Management Center), управления IP и базовыми сетями операторов связи (Network Management Center), управления ИТ-проектами (Project - Portfolio Management Center), управления сервисно-ориентированной архитектурой (SOA Center), оптимизации нагрузочного тестирования (Performance Center), а также мониторинга бизнес-процессов и управление транзакциями (Business Avaliability Center). По данным HP Software ЕМЕА, число пользователей продуктов достигло на начало 2007 г. 150 тыс., партнеров по продажам - 210 тыс. На мировом рынке ПО компания видит себя сегодня на 6 месте. Ожидается, что при сохранении клиентских баз (которые приобретаются, как известно, вместе с разработчиком) и дальнейшем активном их расширении мировые поставки НР Software вырастут к 2010 г. до 9 млрд долл. (оценки Gartner) или до 12 млрд долл. (по прогнозам IDC), а поставки в регионе ЕМЕА составят 5,4 млрд. В прогнозируемой структуре доходов на 2007 г. ожидается, что на лицензии придется 500 млн долл., а еще 1500 млн составят сервисы. Более 50% продаж при этом будут реализованы через партнеров. |