Российские корпоративные сайты не понравились экспертам

Источник: Ведомости
Елена Виноградова, Ринат Сагдиев, Кирилл Корюкин, Александр Силонов

Сайты крупнейших российских корпораций - "Газпрома", "Лукойла" и "Сургутнефтегаза" - отличаются старомодным дизайном, пренебрежением к потребителям и соискателям вакансий. Такой вывод сделали эксперты компании Bowen Craggs, изучившие веб-ресурсы 60 крупнейших мировых компаний. В рэнкинге, составленном по результатам исследования для Financial Times, сайты отечественных компаний оказались на последних местах.

 
Европейское агентство Bowen Craggs, более 10 лет специализирующееся на анализе коммерческих веб-сайтов, включило в рэнкинг FT Bowen Craggs Index 20 американских, 20 европейских компаний и 20 компаний из других частей света, входящих в число крупнейших по выручке глобальных корпораций. Эксперты агентства в течение 10 часов исследовали каждый сайт, определяя его удобство для пользователя. Среди главных критериев оценки - логичность навигации, количество и качество информации для инвесторов, потребителей и соискателей вакансий, полезность контактных данных и эффективность раздела "часто задаваемые вопросы".
 
 
увеличить 
 

Самым эффективным корпоративном сайтом FT Bowen Craggs Index признан интернет-ресурс немецкой корпорации Siemens. А лучший из российских сайтов - нефтяной компании "Лукойл" - оказался лишь на 52-м месте из 60. "Сургутнефтегаз" и "Газпром" заняли соответственно 58-е и 59-е места, обогнав лишь China Mobile.

Соседи по несчастью

Больше всего в одной части рэнкинга с россиянами компаний из Саудовской Аравии - это Saudi Telecom, Saudi Basic Industries и Al Rahji Banking and Investment (см. таблицу). У них очень красивые, но малосодержательные сайты, отмечает старший консультант Bowen Craggs Дэвид Боуэн. Чуть выше, в пятом десятке списка, оказались продвинутые в техническом плане японцы. Эксперты упрекают их в неуклюжем дизайне и невнятной презентации бренда. Например, главную страницу сайта телекоммуникационной корпорации NTT (www.ntt.co.jp - 47-е место) сложно читать из-за флэш-ролика и беспорядочной мешанины текстовых и графических элементов. А на сайте компании Honda (www.world.honda.com), занявшем 42-е место, слишком крупные картинки затрудняют восприятие полезных ссылок. "При навигации по разделам сайта вас приветствует маленький мультяшный человечек - выглядит забавно, но разве это соответствует имиджу гигантской корпорации?" - спрашивает Боуэн. Недостаток сайта страховщика American International Group (www.aig.com - 56-е место) в отсутствии продуманной связи с вторым корпоративным сайтом - www.aiu.com. Журналисты и люди, ищущие работу, могут запутаться в переходах между этими сайтами.

Все сначала

Но если всем участникам списка можно доработать свои сайты - убрать дизайнерские погрешности или дополнить содержание, то российским компаниям нужно начинать все заново, считает Боуэн. Проблемы у них, по мнению эксперта, примерно одинаковые. "Похоже, они используют в качестве образца типовые шаблоны сайтов первого поколения - так выглядели многие западные веб-ресурсы лет десять назад, - говорит эксперт. - В принципе, мне даже нравится дизайн сайта "Лукойла" (www.lukoil.com) именно потому, что он выдержан в стиле ретро. Боюсь, что разработчики сайта рассчитывали на совсем другой эффект". Это можно объяснить, выступает в защиту россиян Борис Рысс, директор по маркетингу рекламного агентства GRAPE Digital. Все эти компании работают в регионах, где скорость соединения с Интернетом очень низкая, поэтому на их сайтах не используются тяжелые мультимедийные формы вроде флэш-анимации, иначе такой сайт просто не откроется, объясняет он.

Но главный фактор, повлиявший на низкую оценку российских сайтов, - небольшой объем информации для потребителей, инвесторов и людей, ищущих работу, признается Боуэн. Доступ к Всемирной паутине уже имеют 70-90% жителей развитых стран, поэтому чаще всего именно интернет-сайты становятся для них первым источником информации о компаниях, а россияне, задумывающиеся о глобальной экспансии, пренебрегают таким важным имиджевым и маркетинговым инструментом. Например, у "Лукойла", "Газпрома" и "Сургутнефтегаза" на сайтах практически отсутствует информация о социальной ответственности и заботе об окружающей среде, столь важная для западных инвесторов. Вакансии на этих сайтах также не публикуются, а потребители не могут получать ответы на свои вопросы.

С выводами Bowen Craggs согласны и другие эксперты. В ноябре 2006 г. российские сайты попали в число худших европейских корпоративных сайтов в ежегодном рэнкинге исследовательской компании H&H Webranking. "Лукойл" получил 102-е место из 165, "Газпром" - 156-е, "Сургутнефтегаз" - последнее в списке. Другие российские участники рэнкинга тоже результатами не радовали: у "Норникеля" - 148-е место, а у "Сбербанка" - 163-е. На интернет-страничках отечественных компаний содержится минимум информации "для инвесторов, аналитиков и других людей, ищущих данные для принятия инвестиционных решений", отмечалось в исследовании.

Из российских сайтов выше в рэнкинге точно оказался бы ресурс "ЮКОСа" (www.yukos.com), считает Боуэн. Нефтяной гигант до своего банкротства старался привлечь симпатии как можно более широкого круга общественности, прежде всего западной аудитории. Его сайт хорош как с точки зрения дизайна (в его оформлении, например, использованы рисунки детей сотрудников), так и с информативной. Сайт до сих пор обновляется - последняя новость на нем опубликована 25 апреля 2007 г.

И так сойдет

Российские компании лишь частично признают справедливость выводов Bowen Craggs. "Лукойл" постоянно совершенствует свой сайт, но дизайн в общих чертах нас устраивает. Это дело вкуса", - объясняет руководитель пресс-службы нефтяной компании Дмитрий Долгов. Не собирается нефтяной гигант размещать на сайте и вакансии, потому что желающих работать в "Лукойле" и так больше, чем вакансий, кроме того, на сайте есть телефоны отдела кадров.

А "Сургутнефтегаз" собирается изменить свой сайт. "Мы уже поручали разработку нового дизайна одной компании, но нас не устроил результат", - говорит пресс-секретарь "Сургутнефтегаза" Раиса Ходченко. Но с претензиями к содержанию ресурса она не согласна. На сайте есть вся информация о компании, которую необходимо размещать по закону, говорит Ходченко. Рабочие, которые нужны "Сургуту", вряд ли будут искать вакансии в Интернете.

"Газпром" обещает учесть выводы Bowen Craggs при совершенствовании своего сайта, говорится в сообщении пресс-службы компании. В ближайшее время будет модернизировано программное обеспечение сайта, в частности усовершенствована поисковая система. Кроме того, там появится раздел с текущими котировками акций "Газпрома" и их динамикой на всех биржах, где они торгуются.

Общая проблема

Пока ни одна крупная российская компания не использует возможности своего корпоративного сайта даже на 80%, считает Борис Рысс. Их отношение к веб-ресурсам показывает хотя бы то, что они не проводят открытых тендеров на их разработку, а поручают это "своим" компаниям, добавляет он. Cейчас создание корпоративных веб-ресурсов в России в моде, большинство компаний делают их "чтобы было", поэтому половина сайтов находится в полузамороженном состоянии, сожалеет Полина Денисенко, исполнительный директор компании Imageland. Сырьевым компаниям сайт нужен только для имиджа, поэтому они тратят на его создание в два-три раза меньше, чем отечественные ритейлеры, готовые направить на это до $100 000 в год, добавляет управляющий партнер дизайнерского агентства "Артикул Медиа" Ольга Куликова. Содержание хорошего сайта обходится компании в небольшой процент от оборота. Например, корпорация Unilever с выручкой почти в $54 млрд тратит на свой веб-ресурс, по данным Bowen Craggs, $2 млн в год. Российским компаниям, чтобы подняться в рэнкинге на более высокие строки, нужны не деньги, а изменение психологии, считает Боуэн.

РАВНЯЕМСЯ НА ПИВО

Металлургическая компания "Евраз" в конце апреля кардинально изменила свой сайт. Перед этим компания изучила корпоративные сайты "законодателей интернет-моды" - BP, Volvo, других производителей автомобилей, а также пивоваров, рассказала вице-президент "Евраза" Ирина Кибина. Новый сайт evraz.com, созданный студией Defa, в первую очередь рассчитан на аналитиков и инвесторов - они должны тратить не более пяти минут в неделю на просмотр всей информации о компании. В ближайшее время на интернет-ресурсе появятся и блоги топ-менеджеров "Евраза", а пользователи смогут настраивать вид сайта "под себя", переделывая меню, объясняет Кибина. Содержание ресурса, по ее словам, обходится корпорации в $600-700 в месяц.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=5166