Методология структурного анализа и проектирования SADT. Часть VЧасть V. Создание функциональной модели и спецификации. Уроки
В этой части книги собрана серия из 25 уроков, которые проведут вас через основные этапы создания функциональной SADT-модели и составления спецификаций, базирующихся на ней. (Модель, рассматриваемая в этих уроках, приведена на следующей странице.) Уроки предназначены как для самостоятельных, так и для групповых занятий. Каждый урок разбит на четыре раздела: "Цель", "Действия", "Примечания" и "Образец". В разделе "Цель" указано то, что вы должны выполнить. В разделе "Действия" перечислены шаги, которые надо сделать для достижения цели. В разделе "Примечания" выделены некоторые важные моменты, связанные с применением SADT в процессе выполнения урока. В разделе "Образец" приведен пример выполнения урока учебной группой. Если вы занимаетесь самостоятельно, то прежде чем выполнить уроки, прочитайте главу, в которую они включены. В каждом уроке прочтите сначала разделы "Цель", Действия" и "Примечания", а затем попытайтесь выполнить все этапы раздела "Действия". После окончания каждого урока сверьте полученный результат с приведенным в разделе "Образец". Переделывайте работу только в случае, если вы не выполнили того, что требуется в уроке. Не пересматривайте ваши результаты, если они естественно вытекают из анализа, хотя и не полностью согласуются с образцом. Продолжайте анализ, выполняя другие уроки, и письменно фиксируйте результаты. По выполнении всех заданий у вас будет очень хороший конспект, отражающий ваш первый опыт в SADT-моделировании. Если изучение методов SADT-моделирования проходит в условиях класса, то преподаватель должен познакомиться с нашими рекомендациями, приведенными ниже. В них содержатся необходимые указания, как лучше всего дать пояснения для выполнения этих уроков. Перед началом работы обучающиеся должны прочитать только разделы "Цель" и "Действия". При выполнении тех уроков, где требуется, чтобы преподаватель руководил классом, следует обсудить пункты раздела "Примечания". В других случаях преподаватель кратко излагает эти пункты в конце урока. Кроме того, преподаватель должен использовать раздел "Образец" как ориентир для того, что должен сделать класс. Мы говорим "ориентир", поскольку не хотим, чтобы преподаватели ограничивали аналитические возможности учеников, заставляя их создавать точную копию образца модели. Опыт преподавателей, использовавших модель "Питания семьи" для обучения SADT в разных странах, показал, что создаваемые модели во многом зависят от культурных традиций страны. Не думайте также, что для конкретной страны существует только один "правильный ответ". Различия в традициях существуют даже в разных регионах страны. Однако как бы ни использовались эти уроки, и в какой бы стране это ни происходило, создание модели "Питание семьи" показало, что это интересная, но достаточно сложная и надежная контрольная задача для первичного обучения применению SADT-методов. Модель "Питание семьи"Работа по системному анализу так же многообразна, как сферы ее проблем. Аналитики часто сталкиваются с трудными техническими проблемами, даже если изучаемая система кажется внешне простой. Некоторые считают, что только современные технические проблемы подходят для проверки мастерства и техники аналитика. Наш опыт обучения SADT во многих коммерческих фирмах мира и во многих военных организациях США показывает другое. Наиболее квалифицированные аналитики способны применить свое мастерство в широком спектре областей. Для них проблема заключается в наилучшем применении своего метода для решения конкретной задачи, а не в самой задаче и ее предметной области. Мы последовательно тестировали каждую группу подготовленных нами аналитиков с помощью приведенной ниже задачи, связанной с построением модели "Питание семьи". Выбор именно этой задачи базировался на нескольких факторах. Во-первых, модель "Питание семьи" не так легка, как может показаться. Ее сложность более чем достаточна для проверки любой методологии системного анализа. Во-вторых, эту задачу легко описать и понять. В-третьих, каждый является до некоторой степени экспертом в этой проблеме. Таким образом, можно сосредоточиться на изучении SADT, не затрачивая усилий на понимание деталей конкретной технической области или проблемы. Поскольку методологии SADT обучают и менеджеров, и студентов самых разных специальностей в различных университетах, мы уверены, что модель "Питание семьи" является чрезвычайно хорошей учебной задачей общего характера. Она состоит в следующем: Составить описание того, как реализовать питание семьи, состоящей из двоих взрослых, двоих маленьких детей и двоих подростков, так чтобы подростки могли понять это описание и следовать ему без посторонней помощи. Проблема требует содержательного описания - спецификации. Проблема жизненна: это реальный очень важный процесс, не очень отличающийся от производственного процесса, которому должен быть обучен персонал любой организации. Для обучения этому процессу требуется документация определенного вида. Кроме того, как и другие виды документации на систему, спецификация может быть также использована в качестве справочника. Такие проблемы ежедневно возникают в мире производства. Серия уроков из этой части книги проведет вас через все этапы создания такой спецификации, будет направлять ваши аналитические размышления. Уроки покажут, как проанализировать проблему, продокументировать и описать процесс, выразить сложные взаимодействия между различными компонентами процесса и использовать построенную SADT-модель для составления спецификации. После такого пошагового моделирования вы получите реальное ощущение того, что может сделать системный аналитик с помощью графического языка и методологии SADT. Рекомендации для преподавателейИзложенный ниже материал предназначен для преподавателей, желающих примерно за 5 дней обучить SADT класс, состоящий не более чем из 20 учащихся. Каждый подраздел рекомендаций относится к одной главе из части V. Уроки следует выполнять последовательно, с перерывами в конце каждой главы. Первые уроки нужно выполнять всем классом, следующие - разбившись на группы, а последние - индивидуально. Читая наши рекомендации, имейте это в виду. ГЛАВА 22. УРОКИ 1-7Все семь уроков проработайте со всем классом. Ходите по аудитории и настойчиво добивайтесь по возможности участия в работе каждого учащегося. Записывайте примечания, составляйте списки и делайте наброски диаграмм у всех на виду, чтобы класс мог следить за развитием идей. Вы, как главный автор, разрешайте все конфликты, касающиеся содержания диаграмм и интерпретации терминологии. Потратьте время на очень аккуратное построение диаграмм А-0 и АО из урока 7, поскольку они де-факто станут образцом до конца курса обучения. При построении диаграмм используйте самую простую графику и наиболее нужные, но краткие названия. Избегайте соединительных линий между дугами и их метками, ГЛАВА 23. УРОКИ 8-10Эти уроки выполняются группами. Разделите класс на 3-6 групп, по одной на каждый блок диаграммы АО. Попытайтесь сбалансировать состав каждой группы по уровню подготовке учащихся. Постарайтесь, чтобы в каждый группе был хотя бы один опытный участник и один начинающий. Затем выделите каждой группе по одному блоку диаграммы. Учащиеся сами должны решать проблемы организации работы и распределения обязанностей (например, кто будет записывать, а кто - руководить). Постарайтесь привлечь к участию каждого. Напомните, что целью каждой группы, являются построение диаграммы, затем ее критическая оценка, и, наконец, создание папки. Во время занятий не надо обмениваться информацией с другими группами. Время обмена результатами наступит позже. ГЛАВА 24. УРОКИ 11-14Эти уроки выполняют те 3-6 групп, которые создавали декомпозицию первого уровня. Напомните, что наступило время обмена информацией. Ограничьте диалоги между группами. Для усиления дискуссии в некоторый момент вы можете обсудить с классом диаграмму АО. Укажите, что группы должны совместно улучшать диаграммы АО. Следите, чтобы ни одна из групп не давала ненужных заданий другой группе. Будьте главным арбитром при решении интерфейсных проблем. ГЛАВА 25. УРОКИ 15-17Эти уроки должны выполняться отдельными членами тех 3-6 групп, которые создавали декомпозиции первого уровня. Пусть каждая группа сама распределяет работу между ее членами. Только проследите, чтобы два человека не работали над одним и тем же блоком. Напомните всем обучающимся, что каждый из них должен самостоятельно создать как диаграмму, так и папку. На протяжении этих уроков разрешите классу обмениваться информацией. ГЛАВА 26. УРОКИ 18-21Эти уроки выполняются отдельными членами тех же 3-6 групп. Сообщите группам, что предыдущий шаг в решении интерфейсных проблем был на уровне класса (т.е. весь класс решал проблемы), а этот шаг будет на уровне групп (т.е. интерфейсные проблемы будут решаться внутри каждой группы). Поддерживайте диалоги, ведущиеся внутри групп. При необходимости проработайте диаграмму АО. Укажите, что группы должны совместно улучшать свои декомпозиции. Проследите, чтобы никого не заставляли делать лишнюю работу в диаграмме. Будьте арбитром при решении проблем, касающихся интерфейса между учащимися. ГЛАВА 27. УРОКИ 22-25Проработайте урок 22 всем классом. Урок 23 группы выполнят самостоятельно. Урок 24 учащиеся должны выполнить индивидуально. Текст к уроку 25 учащиеся пишут индивидуально на основе своих диаграмм Ахх. Если будет время, группы могут составить текст для своих диаграмм Ах, а преподаватель написать текст для диаграмм А-0 и АО, а также оформить титульный лист спецификации. Напомните классу, что его целью является составление единого спецификационного документа, отражающего коллективные усилия на протяжении курса обучения. После завершения курса размножьте этот документ и разошлите его всем. Это поможет каждому запомнить изученное, в особенности соотношение между индивидуальной работой и работой в группе. |