В жизни всякого фотолюбителя рано или поздно наступает момент, когда приходится спасать снимок, который, на первый взгляд, безнадежно испорчен. Конечно, цифровая камера дает возможность сделать массу дублей, но некоторые сюжеты бывают настолько интересны, а события развиваются так быстро, что второго шанса снять подходящий кадр может и не представиться. К тому же некоторые дефекты съемки возникают не из-за неумелости фотографа, а из-за дефектов самой камеры. Классический пример - цифровой шум при ночной съемке с большой ISO-чувствительностью.
Но выход из положения можно найти практически всегда. С помощью разнообразных графических фильтров можно не только вытянуть снимок, но и улучшить его. Надо сказать, что, когда речь заходит о редактировании изображений на компьютере, большинство людей в первую очередь вспоминает о программе PhotoShop. И это неудивительно, ведь Adobe PhotoShop - самый популярный редактор растровых (точечных) изображений. За долгие годы существования этой программы Adobe в совершенстве отточила базовый инструментарий для работы с графикой. Однако решающим фактором стала открытая модульная архитектура, позволяющая подключать к программе дополнительные графические инструменты - фильтры или, как их еще называют, плагины (Plugins).
|
Нулевая в художественном смысле фотография... | |
|
...зато какой простор для реанимации! Последовательно применены фильтры Digital ROC, Noise Ninja, удаление эффекта красных глаз, даунсэмплинг из 1028х1024 в 800х600, стандартный Sharp Edges. | | |
Не только PhotoShop, но и другие программы для работы с растровой графикой имеют схожую идеологию и интерфейс, но главное - большинство из них поддерживает формат графических фильтров PhotoShop, 8BF. Поэтому практически все описанные в статье инструменты можно использовать не только с Adobe PhotoShop, но и с другими программами, такими как Corel PhotoPaint, XnView или IrfanView. Установка плагинов производится либо при помощи встроенного инсталлятора, либо вручную - копированием файлов плагина в подкаталог графического редактора с названием PLUG-INS или 8BF.
Чтобы упростить жизнь тем, кто по тем или иным причинам не может воспользоваться программой PhotoShop, мы протестировали работоспособность всех фильтров с бесплатной утилитой XnView.
На просторах сети вы сможете найти десятки тысяч разнообразных плагинов. Некоторые из них бесплатны, за другие просят денег. Однако найти действительно хорошие да еще и бесплатные плагины - задача практически нереальная. В большинстве случаев за возможность оживлять «убитые» кадры придется отдать около $50.
И еще один важный момент - старайтесь по возможности снимать в максимальном разрешении. Это может сильно упростить последующую правку проблемных фотографий. Дело в том, что самый действенный способ поднять качество плохого снимка после «лечения» фильтрами - «даунсэмплинг», или, другими словами - уменьшение размеров исходного файла. Особенно хорошие результаты он дает при устранении цифрового шума.
Диагностика
Хороший кадр, как известно, должен быть не только удачно скомпонован. Не менее важны и правильная экспозиция, и достоверная цветопередача, а также четкость и отсутствие цифрового шума.
Экспозиция определяется двумя факторами: величиной диафрагмы в момент открытия затвора камеры и длительностью выдержки. Нетрудно догадаться, что возможны три варианта экспозиции:
- нормальный кадр, с естественной передачей светлых и темных участков оригинального изображения;
- недодержанный кадр (слишком короткая выдержка и/или большие значения диафрагмы) - светлые участки кадра выглядят темнее, чем на оригинале, а часть темных полутонов вообще отображается как черный цвет;
- передержанный кадр (слишком длинная выдержка и/или малые значения диафрагмы) - темные полутона в кадре выглядят белесо, а часть белых полутонов отображается как чисто белый цвет.
Эффект, когда светлые или темные полутона «убиваются» и отображаются как чисто белый или черный цвет, называется белым или черным клиппингом (black clip / white clip). Чем сильнее клиппинг, тем большая часть полутонов отображается белым или черным.
Фильтры, предназначенные для исправления экспозиции недодержанных или передержанных кадров, называются экспокоррекционными, однако следует всегда помнить, что такие плагины могут восстановить экспозицию только тех участков изображения, которые не попали под эффект клиппинга.
Достоверная передача цветов на снимке (или цветопередача) зависит от того, насколько точно камера умеет «определять» баланс белого, т.е. параметры автоматической подстройки цветов снимка таким образом, чтобы белые объекты сохраняли естественный цвет вне зависимости от источника освещения. Человеческий глаз адаптируется к спектральному составу освещения автоматически, поэтому мы легко различаем цвета при любом типе освещения. Камера же снимает «как есть», а значит, любой источник освещения при съемке без подстройки баланса белого будет окрашивать изображение в тот или иной оттенок. Например, кадр, снятый при свете электрической лампочки, будет иметь неестественную желто-красную окраску.
Ошибки цветопередачи - очень распространенный съемочный дефект. В этом случае потребуется цветокоррекция - этот процесс поможет изменить цветовые составляющие фотографии таким образом, чтобы получить передачу цветовых оттенков, максимально соответствующую тому, что видит человек, глядя на оригинал.
Четкость снимка зависит в первую очередь от правильной фокусировки камеры и отсутствия непроизвольных движений во время срабатывания затвора. К сожалению, от «шевеленки» никто не застрахован. Поэтому все без исключения программы для работы с растровой графикой имеют в арсенале встроенные инструменты для повышения четкости. Однако есть средства и получше стандартных инструментов. К тому же иногда возникает необходимость в обратной задаче - искусственном снижении резкости. Чаще всего этот прием используют в художественных целях, например, для смягчения снимков, в которых важна не проработка мелких деталей, а плавность цветовых переходов. Иногда размытие снимка применяют для устранения эффекта повышенной резкости (может возникать в некоторых камерах с программной стабилизацией изображения) или снижения шума. Под шумом обычно подразумевают мелкие участки изображения, имеющие более темные, светлые или отличающиеся по цвету от основного изображения оттенки.
Для устранения шума лучше применять специальные фильтры-шумодавы. Эти фильтры обычно сложны в использовании и весьма дороги, так как используют сложные (зачастую запатентованные) алгоритмы шумоподавления. Однако результаты применения таких плагинов выглядят впечатляюще.
|
|
Digital SHO не поражает обилием возможностей, но зато он прост и легок в освоении. | |
|
|
Neat Image: сначала тренируемся на пеньках, но постепенно переходим на прекрасный пол. | | |
Экспокоррекция
Digital SHO Professional
- Разработчик: Eastman Kodak Company / Austin Development Center
- Сайт: www.asf.com
- Основная функция: экспокоррекция
- Функциональность: очень хорошая
- Сложность использования: простая
- Совместимость с XnView: частичная (артефакты в окне предпросмотра)
- Размер: 2,1 Мб
- Стоимость: $100
- Ограничения демо-версии: добавляет водяные знаки в отредактированное изображение
С помощью этого плагина от Eastman Kodak можно исправить экспозиционные ошибки и вытянуть недосвеченные или пересвеченные кадры. Интерфейс состоит из трех главных панелей: «Деталировка» (Details), «Порог» (Threshold) и «Насыщенность» (Color Saturation).
В первой панели - два ползунка для регулирования проработки деталей в темных и светлых участках снимка. Во второй панели можно определить границу между светлыми и темными полутонами. Например, если установить регулятор в крайнее левое значение «Больше теней» (More Shadows), то все пиксели, кроме чисто белых, будут считаться темными полутонами. Если переместить ползунок до отказа вправо, до «Больше светлого» (More Highlights), то все оттенки, кроме черного, будут считаться светлыми полутонами.
Узнать, какие оттенки фильтр «считает» темными, а какие - светлыми, можно на панели предпросмотра. Выберите в опциях пункт Threshold, и все тени будут отображены черным цветом, а светлые полутона - белым.
После того как вы определились, что считать тенью, а что - светом, можно приступать к коррекции экспозиции. Для этого нужно перейти в панель Details, где можно раздельно отрегулировать уровень контраста для светлых и темных полутонов.
Последний пункт, Color Saturation, предназначен для снижения эффекта цветовой перенасыщенности.
По сути, SHO позволяет регулировать яркость, контраст и насыщенность изображения, но раздельно для его светлых и темных участков.
Увы, но Digital SHO некорректно работает с XnView, выдавая на экран артефакты в виде пересвеченных пятен неправильной формы. Поэтому лучше использовать этот фильтр непосредственно в PhotoShop.
ColorWasher
- Разработчик: Harald Heim & The Plugin Site
- Сайт: www.thepluginsite.com
- Основная функция: цветокоррекция, экспокоррекция
- Функциональность: великолепная
- Сложность использования: ниже средней
- Совместимость с XnView: полная
- Размер: 2,5 Мб
- Стоимость: $50
- Ограничения демо-версии: добавляет водяные знаки в отредактированное изображение
|
Digital ROC настолько прост, что им не сможет воспользоваться разве что слепой. | |
|
«Выведение» нового сорта ромашек за 10 секунд без использования выделения контуров и заливки. Фантастика? Нет - всего лишь Color Mechanic. | | |
Воистину волшебный фильтр, предоставляющий уникальные возможности для коррекции экспозиции, баланса белого, цветовой температуры и так далее. При первом запуске фильтр встречает пользователя упрощенным интерфейсом, который начинается с диалогового окна Cast. По умолчанию доступны три базовых функции для цветокоррекции - Auto1, Auto2 и Auto3. При желании можно прочесть подробное описание каждого варианта - достаточно лишь навести курсор, и в правом нижнем углу появится всплывающее окно. Чуть ниже находится список, из которого можно выбрать один из готовых режимов коррекции.
Далее идет управление контрастом, включающее пять позиций, плюс режим сверхконтраста (boost). Еще ниже - управление экспозицией из 9 готовых пресетов, плюс автоматическое определение необходимого уровня. И это только упрощенное меню!
Полная версия интерфейса, активируемая всего одной кнопкой на основном окне фильтра, дает доступ к такому клондайку возможностей, что на первых порах аж дух захватывает. Количество «автокастов» по цветокоррекции увеличено до пяти, причем теперь можно регулировать силу коррекции отдельно для светлых и темных участков. Если и этого покажется мало, то можно перейти на закладку Color и поэкспериментировать с цветовыми каналами в пяти цветовых моделях: RGB, HSL, LAB, YCbCr и Color Temperature.
ColorWasher - это настоящая волшебная палочка. С помощью этого плагина вы можете различными способами изменять яркость, контраст, насыщенность, освещенность, уровень экспозиции и цветовой баланс изображения. Это наглядный, простой и очень мощный набор графических инструментов, который неплохо бы иметь всякому фотолюбителю.
Цветокоррекция
Digital ROC Professional
- Разработчик: Eastman Kodak Company / Austin Development Center
- Сайт:www.asf.com
- Основная функция: цветокоррекция
- Функциональность: хорошая
- Сложность использования: элементарная
- Совместимость с XnView: полная
- Размер: 2,3 Мб
- Стоимость: $100
- Ограничения демо-версии: добавляет водяные знаки в отредактированное изображение
Digital ROC явно создавался в расчете на лентяев. С помощью этого плагина можно получить хорошие результаты при минимальном вмешательстве со стороны пользователя.
Главная изюминка ROC - совмещенные CMY/RGB-слайдеры, которыми можно регулировать цветовую температуру снимка и исправлять погрешности в балансе белого. Второй козырь - интересная реализация регулировок контраста, при помощи раздельного белого и черного клиппинга. Такой способ регулировки контраста лучше стандартного, поскольку при обычном контрасте черный и белый клиппинг проходит синхронно.
Среди элементов управления имеется регулятор яркости, а также возможность выбора источника изображения: Digital (цифровая камера) или Film (скан обычной фотографии или с негатива пленки). Digital ROC способен сделать любое изображение более ярким, сочным и естественным буквально за несколько секунд.
К недостаткам фильтра стоит отнести излишнюю самостоятельность - он упорно лезет корректировать цвета даже тогда, когда все регулировки стоят в нейтральном положении. Слова «Digital ROC» и «чуть-чуть подправить» просто несовместимы. Также смущает стоимость этого плагина, однако для него и других продуктов Eastman Kodak (кроме Airbrush) существует обычная версия без приставки Professional, которая стоит в два раза дешевле. Причем функциональность ее лишь немногим меньше профессиональной версии.
Color Mechanic Pro (НАШ ВЫБОР)
- Разработчик: Digital Light & Color
- Сайт: www.colormechanic.com
- Основная функция: селективная цветокоррекция
- Функциональность: великолепная
- Сложность использования: высокая
- Совместимость с XnView: частичная (ч/б превью)
- Размер: 228 Кб
- Стоимость: $50
- Ограничения демо-версии: нельзя сохранить изменения
|
Зернистый снимок до Digital GEM... | |
|
...и после него: производители средств от морщин тихо стонут от зависти. | | |
Старый, но по-прежнему непревзойденный по функциональности фильтр, который позволяет вытворять с цветом просто невероятные вещи. А если вы умеете работать со слоями и масками в PhotoShop, тогда знакомые точно сочтут вас волшебником.
Основное назначение этого фильтра - не просто цветокоррекция, а изменение цвета отдельных участков изображения. Причем реализована эта функция удобно и очень наглядно - при помощи векторов в шестиугольном цветовом RGB-пространстве. Вы просто выбираете нужный полутон (например, «пипеткой») и «тянете» его в нужный вам цветовой оттенок, после чего любуетесь результатом. Параллельно с цветовым сдвигом можно регулировать яркость и силу эффекта.
Color Mechanic Pro можно использовать для общей цветокоррекции снимка, для тонкой правки некоторых элементов (например, коррекция оттенка кожи, удаление бликов, осветление зубов) либо как отличный художественный инструмент.
Базовая работа с Color Mechanic осваивается просто, но для изучения дополнительных возможностей обязательно воспользуйтесь PDF-руководством (можно найти на сайте разработчика). Там же приведена таблица совместимости плагина с различными редакторами, из которой можно узнать, что Color Mechanic не дружит с Illustrator, Painter и Photoimpact. От себя добавим, что с просмотрщиками типа IrfanView он тоже работает некорректно.
Фокусировка/размытие
FocalBlade (НАШ ВЫБОР)
- Разработчик: Harald Heim & The Plugin Site
- Сайт: www.thepluginsite.com
- Основная функция: регулировка фокусировки
- Функциональность: великолепная
- Сложность использования: средняя
- Совместимость с XnView: полная
- Размер: 1,9 Мб
- Стоимость: $50
- Ограничения демо-версии: добавляет водяные знаки к редактируемому изображению
Еще один мощнейший инструмент от The Plugin Site, на этот раз - для управления резкостью снимков. Забегая вперед, отмечу, что это один из лучших (если не самый лучший) фильтр для этого класса задач.
FocalBlade имеет масштабируемый интерфейс. В режиме Novice Mode («Новичок») он не сложнее встроенного в PhotoShop фильтра Sharpen («Резкость»). Но нас, разумеется, интересует другое - режим полного контроля (Expert Mode) и 11 промежуточных режимов, которые, по сути, являются пресетами, каждый - с индивидуальным набором настроек. Так, к примеру, в пресете Sharpen можно изменять радиус, силу эффекта, указать один из четырех методов повышения резкости, а также выбирать готовые установки в двух подменю - Auto Sharpen («автоматическая резкость») и Auto Details («автоматическая проработка деталей»). Поскольку резкость снимка - это палка о двух концах, FocalBlade содержит и размывающие пресеты, такие как Soft Focus («мягкий фокус») и Glow («свечение»).
Доступ ко всем настройкам меню появляется только в режиме Expert. Здесь можно максимально подробно указать опции для настройки резкости по краям объектов, проработки деталей. Кроме того, этот режим позволяет «не отходя от кассы» ликвидировать негативные эффекты, которыми грешат многие снимки с искусственно «задранной» резкостью, например ореолы (halo) на краях контрастных зон. Для качественного улучшения резкости фотографии или «умного размытия» трудно подобрать лучший инструмент, чем Focal Blade.
Изучив этот плагин, вы удивитесь, как это вам раньше удавалось обходиться без столь удобного и мощного инструмента.
Шумоподавление
Digital GEM Professional и Digital GEM Airbrush Professional
- Разработчик: Eastman Kodak Company / Austin Development Center
- Сайт:www.asf.com
- Основная функция: фильтрация цифрового шума и зернистости
- Функциональность: выше средней
- Сложность использования: простая
- Совместимость с XnView: полная
- Размер: 2,3 / 2,1 Мб
- Стоимость: $100
- Ограничения демо-версии: добавляет водяные знаки в отредактированное изображение
Интерфейс у этих плагинов прост. Слева, в меню Suppression Type («Тип подавления»), можно выбрать два варианта фильтрации: Coarse - грубый фильтр, используемый в основном для снижения шума, и Fine - более мягкий вариант, который также подходит для смягчения зернистости снимков (особо актуально для сканов обычных фотоснимков и «перешарпленных» цифровых фотографий).
Справа задается сила фильтра (Blending), чуть ниже два слайдера регулируют действие эффекта в светлых (Highlights) и темных (Shadow) областях изображения. Еще ниже - контроль четкости/размытия картинки, по сути - общеизвестный фильтр повышения резкости изображения Unsharp Mask, с двумя регуляторами: сила эффекта (Amount) и радиус обсчета в пикселях (Radius).
Модификация фильтра GEM - Digital GEM Airbrush предназначена исключительно для фильтрации шума и зернистости на коже при портретной съемке. При этом другие участки изображения фильтром затрагиваются минимально. Интерфейс у Airbrush еще проще, чем у стандартного GEM, зато облегченная версия за $50, увы, отсутствует.
Функциональность обеих фильтров следует признать неплохой, но явно не соответствующей их высокой стоимости. За те же деньги (или даже дешевле) вполне реально приобрести более мощные инструменты для борьбы с шумом и зернистостью.
Noise Ninja
- Разработчик: PictureCode
- Сайт: www.picturecode.com
- Основная функция: фильтрация цифрового шума и зернистости
- Функциональность: отличная
- Сложность использования: высокая
- Совместимость с XnView: плохая (ч/б превью, артефакты при скроллинге)
- Размер: 6 Мб
- Стоимость: $45-80
- Ограничения демо-версии: на финальную версию изображение накладывается сетка
Цветовой шум всегда был одной из самых распространенных проблем при цифровой фотосъемке. Причина цифрового шума - паразитные токи в фотосенсоре, сам же эффект проявляется в виде пикселей «неправильного» цвета, разбросанных по изображению.
Борьба с этим дефектом съемки традиционно считается сложной задачей, разумеется, если речь идет только о стандартных средствах редактирования изображений, таких как усреднение или размывание. Оба этих способа имеют как минимум два побочных эффекта: они действуют не избирательно, сразу на всю картинку, и при их использовании заметно падает резкость снимка.
Чтобы справиться с цифровым шумом, фильтр должен быть весьма «умным». Noise Ninja способен усреднять пиксели только в нужных местах, оставляя мелкие детали нетронутыми. Этот плагин нельзя назвать простым в управлении, однако с базовыми функциями разберется даже новичок. Наиболее важные инструменты фильтра сосредоточены на трех закладках на правой нижней панели: Profile («Профиль»), Filter («Фильтр») и Noise Brush - кисть, при помощи которой можно ослабить или отменить эффект шумоподавления в тех местах, где он не нужен, например на волосах. Слева внизу, под основным навигационным окном расположен список, из которого можно выбрать канал фильтрации. Их всего четыре:
- RGB - обычное полноцветное изображение - вариант по умолчанию;
- Lum (Luma) - фильтрация по каналу яркости в монохромном режиме, учитывается только светлый или темный шум, цвет шума не важен;
- Cr (Chroma red) - фильтрация по красно-зеленой компоненте, учитывается шум по красным и зеленым пикселям;
- Cb (Croma blue) - сине-желтая компонента, то же, что и выше, но по синим и желтым пикселям.
Кроме этих каналов также можно выбрать любую из трех компонент RGB. Дело в том, что шум на разных каналах имеет разный уровень, причем лучше всего использовать плагин на наиболее зашумленном канале - это не только обеспечит наилучшую фильтрацию, но и снизит негативные побочные эффекты.
После выбора канала необходимо «спрофилировать» плагин в меню Profile. Функция Profile Image автоматически ищет однотонные участки изображения и на основе их анализа вычисляет уровень шума и необходимые параметры для его коррекции. А при помощи Profile Chart можно сделать шумовой профиль для постоянно используемых вами источников изображения - цифровых камер или сканеров.
На закладке Filter располагаются самые важные настройки: управление силой эффекта (Strength), сглаживанием (Smoothness) и контрастом (Contrast). Чуть ниже расположены два ползунка для контроля резкости/размытия: USM amount и USM radius. Большие значения Amount дают большую резкость, маленькие - размытие, значение 60 приблизительно соответствует натуральному значению резкости. Значение Radius определяет баланс между проработкой деталей и краев изображения. Чем оно меньше, тем лучше прорабатываются детали и хуже - края.
Если, несмотря на возню с настройками, Noise Ninja все-таки «зацепил» те участки изображения, которые не нужно было фильтровать, можно воспользоваться встроенным инструментом Noise Brush. Диаметр кисти и жесткость ее краев можно настроить, она локально отменяет действие фильтра в произвольной области.
В целом фильтр следует признать весьма удачным, но впечатление слегка портит далеко не самый удобный и очевидный интерфейс. Стоимость варьируется от $80 за Pro-версию, в которой доступны все возможности, до $45 за Home-версию с рядом ограничений.
Neat Image (НАШ ВЫБОР)
- Разработчик: ABSoft
- Сайт: www.neatimage.com
- Основная функция: фильтрация цифрового шума и зернистости
- Функциональность: очень высокая
- Сложность использования: выше средней
- Совместимость с XnView: полная
- Размер: 2 Мб
- Стоимость: $50-75
- Ограничения демо-версии: максимальная зона применения фильтра - 1024х1024
|
Одна из особенностей ColorWasher - гибкие настройки предпросмотра, вплоть до такого веера вариантов с различной цветностью. | |
|
FocalBlade - наиболее мощный и гибкий пакет инструментов для работы с фокусировкой изображения. | | |
Еще один фильтр для борьбы с шумом и зерном на снимках. Этот плагин по качеству фильтрации ничуть не уступает Noise Ninja, а по гибкости настроек даже превосходит его. При этом интерфейс Neat Image более нагляден и удобен. Все важные настройки сгруппированы на правой стороне панели: шесть регуляторов на каждый канал для задания уровня шума и силы используемого эффекта. Три из них отвечают за размер и фактуру шума (мелкий, крупный, средний), оставшаяся половина задает параметры фильтрации отдельно по трем каналам: Y (Luma), Cr (Chroma red), Cb (Chroma blue). По аналогичной же схеме реализовано управление четкостью картинки.
Основное преимущество этого фильтра - огромное количество пресетов, причем как по фильтрации, так и по калибровке изображений. Это позволяет использовать уже готовые настройки, не вникая в тонкости использования продукта. Чтобы обилие функций не пугало, можно даже активировать специальный упрощенный режим.
Также не будут лишними два встроенных инструмента - просмотрщик компонентов и селектор вариантов. В него можно забить пару десятков вариантов применения фильтра, чтобы для финального редактирования выбрать наилучший из них. Поскольку Neat Image нагляднее, чем Noise Ninja, и на порядок лучше автоматизирован, при прочих равных свой выбор стоит остановить именно на этом продукте. Стоимость лицензии варьируется от $50 за версию Home+ до $75 - за Pro+. Отлично работает с бесплатными программами.
***
Несомненно, стоимость большинства описанных плагинов достаточно велика и, на неискушенный взгляд, может показаться чрезмерной. На самом деле, приобретение профессиональных фильтров - весьма удачное капиталовложение. Во-первых, оно разовое и долгосрочное: практически все описанные в статье инструменты существуют на рынке не один год, и за это время в основном менялся лишь их интерфейс, но не «математическая начинка». Поэтому можно почти со стопроцентной уверенностью утверждать, что приобретенного плагина для обработки фотографий хватит не только на вашу нынешнюю модель цифровой камеры, но и на аппарат, который вы рано или поздно приобретете на замену.
Вдобавок, вовсе не обязательно покупать все инструменты подряд. К примеру, сбалансированный джентльменский набор можно составить всего из трех наименований: Color Washer, Focal Blade и Neat Image, заплатив в сумме $150. Еще большую сумму можно сэкономить, если в качестве хост-программы использовать не PhotoShop и его платные аналоги, а бесплатные или shareware растровые редакторы, а также программы для просмотра изображений.
Есть еще один способ найти нужную программу - сходить на любой компьютерный рынок или развал и найти нужный сборник. Способ в корне неверный, ибо есть огромная вероятность получить некачественный и неработающий продукт.
К тому же все перечисленные фильтры - далеко не единственный вариант реанимации проблемных цифровых снимков. Практически у каждой из описанных здесь программ есть свой аналог, отличающийся возможностями и удобством. Не бойтесь искать и экспериментировать, ведь большинство плагинов можно свободно скачать и использовать, пусть и с ограничениями. |