Порталы модернизируются в формате Веб 2.0Источник: cnews Анатолий Ализар
Веб-сайты нового поколения (Веб 2.0), из-за которых сейчас в США начинается второй «бум доткомов», принято считать конкурентами традиционных веб-порталов. Это действительно так: конкуренция ведется за аудиторию. Чтобы сохранить свои позиции, крупнейшие интернет-порталы «1.0» активно модернизируют собственные сервисы по новой моде. Интернет-сервисы нового поколения могут иметь разную функциональность (фото, видео, географические карты, электронная почта и т.д.), но они, в основном, базируются на неких базовых принципах Веб 2.0. Среди экспертов нет единого мнения относительно этих базовых принципов, но можно выделить два самых главных. Во-первых, генерация контента пользователями (публикация текстов, фотографий, видеороликов, закладок и т.д.) с системой фильтрации контента сообществом. И во-вторых, создание социальных связей внутри сообщества (система «френдов», статус, репутация, карма - вот некоторые из применяемых понятий). Есть и еще два дополнительных признака: ориентация на широкополосные каналы связи и использование инструментария Ajax («асинхронный» Javascript и XML) для создания веб-страниц, которые могут обновляться без перезагрузки.
В список десяти крупнейших социальных сетей США входят MySpace, YouTube, Blogger, Classmates, Facebook, Tickle, MyYearBook, Evite, Livejournal и Typepad. По совокупной посещаемости они постепенно приближаются к крупнейшим порталам. Например, за промежуток с января 2004 г. по июнь 2006 г. посещаемость «социального сегмента» американского интернета выросла более чем в два раза: с 42 млн до 90 млн человек. В общей сложности на десяти крупнейших социальных сайтах США зарегистрировано более 126 млн человек. Для сравнения, аудитория Yahoo за тот же период колебалась в пределах от 95 млн до 115 млн человек (здесь и далее приводится статистика по американскому рынку, тогда как мировая аудитория портала Yahoo достигает 500 млн).Крупнейшим социальным сервисом по посещаемости является MySpace.
Традиционные порталы Yahoo, MSN и поисковый портал Google всегда принадлежали к поколению Веб 1.0. Они обслуживали своих посетителей в «пассивном» режиме, без генерации контента пользователями и построения социальных сетей. Однако в последние год-два крупнейшие интернет-порталы начали активно модернизировать собственные сервисы по новой моде, а также скупать самые перспективные старт-апы Веб 2.0. У них достаточно финансовых ресурсов, чтобы осуществить такую модернизацию. Переход к вебу нового поколения - это не только технологический прорыв, но и смена бизнес-концепций для интернет-порталов. Теперь они ставят основной целью не только создание контента, но и создание интересных инструментов и платформы для пользователей, чтобы сформировать сообщество, которое само генерирует контент и приносит прибыль. Yahoo и Google закупают старт-апы Веб 2.0 Лидерство по количеству приобретенных старт-апов Веб 2.0 и по объему инвестиций делят сегодня Yahoo и Google. За последние два года в собственность Yahoo перешло несколько известных сервисов Веб 2.0, которые были лидерами в своих нишах. Некоторые из купленных старт-апов до сих пор сохраняют независимость (Flickr, del.icio.us), хотя и требуют наличия аккаунта Yahoo, а другие уже стали неотъемлемой частью большого портала. Иногда стартапы Веб 2.0 покупаются только для того, чтобы заполучить коллектив разработчиков, которые будут работать уже над другими продуктами.
После появления технически более совершенного почтового сервиса Gmail компания Yahoo начала разработку новой версии собственного Yahoo Mail. К настоящему моменту проект почти закончен: сейчас каждый пользователь Yahoo Mail может переключиться на новый интерфейс в стиле Веб 2.0 (правда, он работает только в операционных системах Windows 2000/XP или MacOSX). Социальная сеть и блоггерская платформа Yahoo 360 начала работу в марте 2005 г. Эта универсальная система включает в себя целый ряд сервисов Веб 2.0, в том числе социальную сеть, блоггерский движок, площадку для обмена фотографиями и т.д. Новая версия Yahoo Answers в стиле Веб 2.0 была запущена в декабре 2005 г. и стала настоящим хитом. Уже к августу 2006 г. она вышла на второе место по посещаемости среди всех справочных сайтов интернета, уступая лишь Википедии (данные money.cnn.com). За первые восемь работы в базе Yahoo Answers было опубликовано более 30 млн вопросов и ответов. Новый сервис Yahoo Video для публикации и обмена видеороликами был создан совсем недавно, когда популярность онлайнового видео стала очевидной. По дизайну и функциональности Yahoo Video очень напоминает мирового лидера на этом рынке, сервис YouTube. Через год после покупки фотосервиса Flickr, летом 2006 г., компания Yahoo переделала в духе Веб 2.0 свой собственный фотосервис Yahoo Photos, сделав его более «социальным»: в движок были интегрированы средства редактирования и каталогизации картинок, возможность указания прав на просмотр для конкретных людей. Отдельного упоминания заслуживает RSS-агрегатор MyYahoo, по образцу которого «Яндекс» спустя несколько лет создал свою «Яндекс.Ленту». Оба эти сервиса предоставляют пользователю инструмент для создания персонального информационного ресурса с новостями на его вкус. Кроме вышеперечисленных, подверглись модернизации в духе Веб 2.0 и другие сервисы портала Yahoo, в том числе основной поиск по вебу. В поисковую выдачу добавились новости и блоги, появилась подписка на RSS. Всего же у Yahoo более сотни сервисов, и многие из них сейчас модернизируются. Летом 2006 г. в стиле Веб 2.0 была переделана первая страница портала Yahoo. Конкурировать с Yahoo по количеству покупок стартапов Веб 2.0 может только компания Google. После недавней крупнейшей сделки объемом $1,65 млрд именно она стала безусловным лидером по объему закупок. При этом Google стоит у истоков нынешнего бума Веб 2.0. Она наиболее последовательно проводит в жизнь стратегию использования «веба как платформы» и практически все свои новые продукты выпускает в рамках этой стратегии. Первыми продуктами Веб 2.0 стали веб-почта Gmail и картографический сервис Google Maps, которые были открыты в 2004 г. Они стали первыми в интернете популярными программами, которые взаимодействуют с пользователем через Ajax-интерфейс. Благодаря использованию Ajax информация на экране обновлялась практически мгновенно, не заставляя дожидаться перезагрузки страницы. После появления Gmail и Google Maps техника программирования Ajax стала использоваться повсеместно в интернете. Среди других продуктов Веб 2.0, созданных в компании Google, можно назвать RSS-аггрегатор Google Reader, десктоп-приложение Google Desktop (оно допускает установку маленьких программных модулей, которые подгружают информацию через интернет), социальная сеть Orkut, видеосервис Google Video, а также Google Calendar и другие офисные приложения. В последнее время Google активно совершенствует комплект офисных программ, работающих через браузер. В этот комплект уже входят текстовый редактор, электронные таблицы, органайзер и электронная почта.
Microsoft осваивает Веб 2.0 Официальный переход компании Microsoft на стандарты Веб 2.0 начался в ноябре 2005 г., когда лично Билл Гейтс провел презентацию концепции Live Software. Под брэнд "Live" были переведены многие сервисы портала MSN. Live Software - это некая разновидность Веб 2.0 в терминологии Microsoft. Во время той презентации годичной давности Билл Гейтс особо подчеркнул, что его компания уже давно разрабатывает веб-сервисы, которые вполне вписываются в модную ныне модель Веб 2.0, начиная от автоматических обновлений ПО и заканчивая онлайновой библиотекой шаблонов MS Office, которой пользуются 55 млн человек в месяц. Билл Гейтс сформулировал пять принципов концепции Live Software:
В рамках концепции Live Software компания Microsoft произвела официальный анонс онлайнового портала нового поколения Windows Live (Live.com), который к настоящему моменту уже частично функционирует, а недавно была официально анонсирована его русифицированная версия Live.ru. Live.com - это поисковый портал, построенный на технологиях Веб 2.0, он открылся в феврале 2006 г. Здесь реализован новый движок для поиска по интернету, а также размещается социальный поисковик типа «вопрос-ответ» под названием Live QnA, аналог Yahoo Answers. Сейчас программисты подразделения Windows Live заканчивают работу над почтовым сервисом нового поколения Windows Live Mail (в стиле Ajax), хранилищем файлов Live Files и картографическим сервисом Windows Live Local и десятком других сервисов, которые пока находятся в стадии бета-версии. Официальный релиз состоялся только для шести продуктов Live: это система удаленного обслуживания персональных компьютеров Windows Live OneCare, служба хостинга Windows Live Custom Domains, служба синхронизации закладок Windows Live Favorites, интернет-пейджер Windows Live Messenger, панель инструментов для браузера Windows Live Toolbar и система публикации частных объявлений Windows Live Expo. Другие сервисы Веб 2.0 от Microsoft внедряются на старом портале MSN, втором по посещаемости сайте в интернете после Yahoo.com. Разработка многих из них началась еще до того, как Билл Гейтс официально представил концепцию Live Software. Главной разработкой MSN в формате Веб 2.0 является социальная сеть и блоггерская платформа MSN Spaces (аналог MySpace), которая официально открылась в апреле 2005 г. Это случилось спустя всего месяц после того, как Yahoo представила аналогичный сервис Yahoo 360. Нужно сказать, что компания Microsoft за последние годы не была замечена в покупке старта-пов Веб 2.0 на ранней стадии их развития, как это делают Yahoo и Google. В отличие от них, Microsoft старается спроектировать и запустить все веб-сервисы самостоятельно. Неудивительно, ведь на Microsoft работает самая большая в мире армия программистов: в компании трудится 71.000 сотрудников. Для сравнения, штат Yahoo равен 11.000 человек, а Google - всего 9.400 (правда, штат Google сейчас увеличивается, по данным nytimes.com, примерно на 100 человек в неделю). |