Искусственный интеллект в действии

Технологии искусственного интеллекта (ИИ) стремительно развиваются. Весной 2023 года ИИ совершил качественный рывок вперед: вышла новая версия ChatGPT, которая научилась генерировать тексты до 25 тыс. слов, описывать изображения и даже успешно сдала экзамен на адвоката. В мире возник новый виток небывалого интереса к технологии ИИ. Появляются сотни различных сервисов, в которые внедрены возможности искусственного интеллекта.

В России компании также стали чаще использовать ИИ и зарабатывать на этом все больше денег. Объем российского рынка ИИ в 2022 году оценивается в 635 млрд руб., следует из данных АНО "Цифровая экономика". По прогнозам организации, вклад ИИ в ВВП до 2030 года составит 2 %. Впрочем, если судить по темпам роста экономического эффекта, то вклад может оказаться значительнее.

Основной игрок на рынке ИИ - это Сбербанк. Финансовый эффект от использования ИИ за четыре года увеличился в организации в пять раз, до более чем 230 млрд рублей в 2022 году. В 2019 г. он составлял 45 млрд рублей, в 2020 г. - 60 млрд рублей, в 2021 г. - 205 млрд рублей

Мировые тенденции в сфере ИИ

В 2023 г. глобальный рынок искусственного интеллекта достигнет 208 млрд долларов, а к 2030 году - 1,8 трлн долларов, прогнозирует Next Move Strategy Consulting. В отчете компании отмечается, что в ближайшие годы основные инвестиции будут направлены в проекты, связанные с улучшением работы ИИ в чат-ботах, созданием изображений, мобильных приложений. По данным McKinsey, наиболее значимые технологические тенденции на рынке ИИ - прикладной искусственный интеллект и внедрение машинного обучения.

Аналитическая компания Analytics Vidhya среди актуальных трендов в области ИИ и машинного обучения в 2023 г. называет обработку естественного языка (Natural Language Processing, NLP) - это набор методов, помогающих компьютерной системе понимать человеческую речь. NLP используются в создании чат-ботов, анализе огромных текстовых документов, распознавании речи, трансформации текста в речь и пр.

Бизнес-практика ИИ

Для бизнеса использование ИИ становится необходимостью, конкурентным преимуществом. С его помощью компании улучшают бизнес-процессы, повышают качество продукции и услуг, оптимизируют затраты и увеличивают прибыль. Сейчас решения с использованием ИИ широко применяются в ритейле, IT и финансовой сфере, логистике, производстве.

Например, XP Group с 2019 года использует машинное обучение для улучшения прогнозирования спроса, логистики и анализа ассортимента. Ритейл всегда был достаточно сильно оцифрован, сказал директор по анализу данных X5 Group Михаил Неверов. По его словам, решения принимались на основе собранных и обработанных вручную данных, а сейчас все автоматизируется с помощью ИИ. Например, если качество прогноза пополнения запасов магазинов вырастет даже на 1 %, то за счет эффекта масштаба бизнеса внедрение новых технологий уже окупится, добавил он. "Наши текущие задачи сосредоточены вокруг эластичности спроса, каннибализации (сокращение объемов продажи одного продукта за счет вывода нового - прим. ред.), персонального промо. Также в фокусе прогноз персонала в магазинах, управление опытом клиентов в наших диджитал-каналах", ‒ продолжил Неверов.

Александр Тоболь, СТО "ВКонтакте", вице-президент по технологиям и разработке VK, рассказал, что команда прикладных исследований ИИ компании сейчас работает над несколькими ключевыми решениями на базе машинного обучения. "Алгоритмы помогут пользователям создавать контент и общаться. Работаем над функциями суммаризации - анализа больших объемов информации и предоставления кратких тезисов на основе, например, длинных видео. Инструменты машинного обучения могут появляться в редакторах фото и видео - мы уже умеем автоматически улучшать качество загружаемых на платформу роликов с помощью собственной технологии NeuroHD", ‒ поделился А. Тоболь.

Маркетплейс Ozon применяет искусственный интеллект для модерации товаров: система автоматически изучает текст и изображения на предмет соответствия правилам и решает, допускать товар на площадку или нет. "Ежедневно продавцы загружают на Ozon более миллиона товаров, мы ожидаем, что система автоматизирует проверку большинства новых карточек", ‒  рассказали в пресс-службе маркетплейса. В результате модераторы смогут разбирать более сложные ситуации.

На другой торговой площадке "Авито" технологии искусственного интеллекта используют на каждом этапе пользовательского пути. Ежедневно автоматическая система с использованием ИИ проверяет 20 млн объявлений, каждое из которых должно соответствовать не только правилам платформы, но и законодательству, отметил Chief Data Officer "Авито" Андрей Рыбинцев.  По его словам, эта же система в сутки анализирует до 10 миллиардов кликов пользователей на платформе.

Продажи не единственная сфера, где ИИ получил широкое распространение. Большой потенциал лежит в медицине. Например, во время пандемии ИИ облегчал поиск очагов поражения легких на снимках компьютерной томографии, выделяя подозрительные участки.

По оценке Национального центра развития искусственного интеллекта, 16 % организаций сферы здравоохранения России внедряют технологии ИИ. Причем 78 % из них находятся в стадии пилотных проектов. Наиболее успешно развиваются три направления в медицине: компьютерная диагностика на базе анализа изображений, о чем было сказано ранее, поддержка принятия решений при диагностике, например при определении дозы лекарств. Также ИИ облегчает рутинные рабочие процессы: голосовые боты переводят речь врача в текст для медицинской карты, а роботы-операторы колл-центров записывают пациентов на прием. Например, одно из известных решений на российском рынке от группы компаний ЦРТ ‒  Voice2Med, с его помощью медики голосом заполняют медицинские протоколы. Рентгенологи Москвы благодаря голосовому вводу уже заполнили свыше 210 тыс. медпротоколов. Врачи экономят более 20 % времени, а значит, они больше внимания могут уделить пациентам. В перспективе ИИ может помочь с разработкой новых лекарств и дженериков, что сэкономит миллиарды рублей на НИОКР и годы кропотливого труда ученых.

Все свое, родное

Крупные российские технологические компании вкладывают средства в собственные научные исследования и разработки, открывая лаборатории по ИИ и даже целые институты.

В апреле "Яндекс" запустил бета-версию нейросети для генерации изображений по текстовым запросам пользователей. Его назвали "Шедеврум". Приложение доступно на мобильных платформах Android и iOS.

Несколько недель спустя свою альтернативу ChatGPT предложил Сбербанк. Нейросеть GigaChat пока доступна в тестовом режиме по приглашениям. В отличие от иностранного аналога, GigaChat лучше понимает запросы на русском языке, заявили в банке.

Сбербанк использует решения на базе искусственного интеллекта в большинстве продуктов и процессов компании, ранее заявил президент, предправления Сбербанка Герман Греф. Например, банк используетсобственные ИИ-модели для повышения безопасности транзакций: онлайн-переводов, эквайринга, операций по картам.

В финансовой сфере благодаря внедрению ИИ существенно сократилось время рассмотрения заявки на кредит. С момента отправки анкеты в банк до получения ответа проходит не несколько дней, а несколько минут. ИИ прогнозирует загрузку банкоматов, сколько денег внесут, а сколько снимут, что впоследствии уменьшает расходы на инкассацию.

Государство стимулирует ИИ

В сентябре 2022 года при правительстве России заработал Национальный центр развития искусственного интеллекта. Его основная задача ‒ отбирать и поддерживать самые эффективные ИИ-решения для бизнеса, науки и государства. Кроме того, Центр будет регулярно проводить мониторинг ключевых показателей развития ИИ, а также экспертизу официальных документов в области национального регулирования сферы.

В январе 2023 года стало известно, что правительство до 2030 года направит около 24,6 млрд руб. на развитие технологий искусственного интеллекта в РФ. К 2024 году, согласно утвержденной властями дорожной карте "Развитие высокотехнологичного направления "Искусственный интеллект" (ИИ) на период до 2030 года", объем рынка технологий на базе ИИ в России составит 14 млрд руб. Основная цель проекта ‒ ускорение процесса широкомасштабного внедрения отечественных ИИ-решений в экономику и социальную сферу.

Кроме того, Минэкономразвития России планирует в текущем году перезапустить ряд программ федерального проекта "Искусственный интеллект". В частности, запланирован отбор исследовательских центров для решения прикладных задач в сфере ИИ.

Ритейлер X5 Group в феврале объявил о создании решения для моментального обнаружения и анализа сбоев в ИТ-инфраструктуре на базе ИИ. Например, система увидит сбой в работе кассы в магазине, увидит проблемы с системой планирования поставок, что позволит специалистам вовремя разрешить ситуацию. В будущем эта единая система мониторинга, построенная на интеллектуальной платформе MONQ, улучшит качество цифровых сервисов и оптимизирует затраты на обслуживание ИТ.

Россия вступила в уникальный период с точки зрения развития инновационных технологий, полагает руководитель практики "Машинное обучение и искусственный интеллект" компании Axenix (экс-Accenture) Алексей Сергеев. С одной стороны, на отрасль давит экономический кризис. С другой ‒ появляется все больше возможностей для развития индустрии, независимой от глобальных ИИ-лидеров. "В 2023 году нас, скорее всего, ждет появление не только большого числа новых приложений и продуктов, но и первых комплексных интеллектуальных систем на основе ИИ. Использоваться они будут в различных областях: здравоохранении, транспорте, безопасности", ‒  считает эксперт.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=40382