СЭД - вторая волна автоматизации предприятий в РоссииИсточник: cnews
На вопросы CNews отвечает Михаил Потапенко, руководитель направления электронного документооборота Cognitive Technologies. CNews: Какие тенденции на российском рынке документооборота вы считаете наиболее заметными в последние годы? Михаил Потапенко: Сегодня я бы отметил несколько основных тенденций на рынке документооборота. В первую очередь, это изменение портрета среднестатистического заказчика. Если поначалу основными потребителями СЭД были госструктуры и крупные компании, то сейчас во многих организациях малого и среднего бизнеса объемы документооборота и темпы роста архивов таковы, что предпосылки к автоматизации просто очевидны. Я позволю себе следующее сравнение: в середине 90-х прошла волна автоматизации ряда отдельных служб предприятий, в частности бухгалтерии и юридических департаментов. Эта волна захватила не только все крупные и средние структуры, но и небольшие организации. За счет внедрения средств автоматизации в указанных направлениях удалось повысить их эффективность. Но на этом этапе организация не рассматривалась как целостный объект автоматизации, что не дало комплексного повышения эффективности управления предприятием. В то же время была достигнута еще одна важная цель - появился положительный опыт использования информационных технологий в бизнесе, укрепилось доверие к информационным системам. У руководителей предприятий возникло понимание, что информационные технологии могут помочь им решить не только частные, но и комплексные задачи управления. Сегодня мы наблюдаем интенсивный рост новой - второй волны автоматизации предприятий России, которая нацелена на решение комплексных задач управления предприятием и повышения эффективности управления. Среди систем, которые направлены на решение указанных задач, - системы класса СЭД, необходимость использования которых есть практически у всех организаций независимо от их масштабов, форм собственности и видов деятельности. Именно тот факт, что внедрять СЭД активно начали предприятия малого и среднего бизнеса, дает нам возможность говорить о второй волне автоматизации предприятий в России. Особенностью сегмента небольших организаций является то, что при ограниченных бюджетах заказчикам требуется стабильное, легко адаптируемое и функциональное решение, которое, к тому же, не будет ресурсоемким в эксплуатации. Не все поставщики сейчас соответствуют ожиданиям таких заказчиков, а с рынком SMB, в силу его большого потенциала, захотят работать многие. Во-вторых, как тенденцию я бы отметил развитие уже эксплуатирующихся СЭД, которая заключается в подключении к системе большего количества сотрудников, увеличении глубины автоматизации процессов обработки документов, развертывании систем в филиалах и удаленных офисах. Это связано с тем, что СЭД доказали свою необходимость и эффективность, благодаря чему у руководства возникло естественное желание масштабировать и тиражировать успешный опыт. Интерес к распределенным СЭД связан также с интенсивностью и динамичностью современного бизнеса - появляется все больше холдинговых распределенных структур, что объясняется выходом компаний на новые географические и смежные рынки, диверсификацией бизнеса и т.д. Поэтому в ближайшее время разработчики СЭД, в зависимости от текущего уровня развития собственных решений, будут уделять повышенное внимание созданию или совершенствованию этого сервиса. В свою очередь, в версии «ЕВФРАТ-Документооборот» v.12, выпущенной в 2006 году, нами реализована возможность обмена между серверами системы, что обеспечивает поддержку территориально-распределенной работы. Кроме этого, важно отметить, что сейчас пользователи СЭД уже не воспринимаются лишь как делопроизводители. Заказчикам из практики стало ясно, что наибольший эффект от внедрения СЭД достигается за счет охвата системой всех сотрудников, задействованных в деловых процессах организации. А это означает, что в системах будут появляться специализированные рабочие места. Нами уже разработан инструмент для работы в системе «ЕВФРАТ-Документооборот» руководителей и топ-менеджеров - АРМ «Руководитель», предоставляющее большее удобство и оперативность в работе с информацией, необходимой для эффективного управления. CNews: Насколько, на ваш взгляд, оказывает влияние на отечественный рынок СЭД продолжающаяся неопределенность с возможностью использования ЭЦП? Какие позитивные перемены произошли в этом вопросе за последний год? Михаил Потапенко: Конечно, отсутствие адекватного закона об ЭЦП и электронном документе сдерживает распространение СЭД в России. Поэтому то, что недавно была возобновлена деятельность по разработке поправок к закону об ЭЦП от 2002 года, имеет особенно важное значение. Если поправки сделают электронные документы легитимными наравне с бумажными, это даст мощный импульс развитию рынка СЭД, отчего выиграют, прежде всего, пользователи. В настоящее же время ЭЦП применяется чаще всего только для внутреннего использования и, в основном, в крупных компаниях. Этот явление можно назвать первой практикой использования ограниченно-легитимных электронных документов и подготовкой предприятий и сотрудников к работе в условиях полностью безбумажного документооборота. CNews: Как вы оцениваете соотношение присутствия отечественных и зарубежных решений на российском рынке? Как, на ваш взгляд, это соотношение будет меняться в ближайшие годы? Михаил Потапенко: Сегодня западные разработчики не очень широко представлены на российском рынке СЭД, в нише активно работают 2-3 системы. Особенностью этих решений является как высокая стоимость внедрения, обусловленная не только стоимостью лицензий (которая значительно выше, чем у отечественных), так и высокая стоимость их адаптации под специфику документооборота в российских организациях. Это и объясняет небольшое распространение зарубежных СЭД. Сегодня они в основном применяются в очень крупных структурах или в структурах, в уставном капитале которых значительную долю составляют зарубежные вложения. Поэтому соотношение количества внедрений российских и западных разработок не в пользу последних. CNews: Как, на ваш взгляд, изменилась структура заказчиков СЭД в последние годы - с точки зрения размеров их бизнеса? Насколько повысился спрос небольших компаний на подобные решения? Михаил Потапенко: Как я уже сказал, рост спроса на СЭД среди небольших организаций является одной из основных тенденций. Мы можем воочию наблюдать это на примере нашей системы «ЕВФРАТ-Документооборот», среди заказчиков которой существенно выросла доля небольших организаций. Потребность в использовании СЭД у них есть - российскому рынку уже не так мало лет, и многие компании накопили большую документную «историю», что отражается как на количестве документов, находящихся в оперативной работе, так и на количестве архивных документов, с которыми надо эффективно работать. В будущем же потребности организаций малого и среднего бизнеса в плане использования СЭД с каждым годом будут только расти.
CNews: Как меняется спрос на системы массового ввода форм документов в последнее время в России? Михаил Потапенко: С системами массового ввода форм документов сегодня происходит то же, что и с СЭД. Расширяется масштаб использования решений этого класса - теперь пользователями становятся не только крупные, но и средние по размеру предприятия. Также можно отметить расширение отраслей, где применяется это ПО. Сегодня наблюдается потребность в интеграции решений по массовому вводу форм документов с СЭД, прежде всего, в части автоматизации фронт-офиса, что позволяет быстро и эффективно вводить все входящие бумажные и отсканированные документы в общую систему электронного документооборота предприятия. Наша компания уделяет большое внимание развитию этого направления. Мы предлагаем целый спектр типовых решений, например, ПО Cognitive Passport - решение для автоматизации ввода документов, удостоверяющих личность, систему Cognitive Forms Bank, предназначенную для ввода различных типов платежных документов, и др Кроме того разработчикам прикладных систем мы предлагаем встроить наш программный интерфейс Scanify API: Bank & Office. Его использование позволит дополнить функционал систем возможностями автоматического сканирования, идентификации и распознавания типовых документов. CNews: Какие проекты, реализованные в последнее время, вы можете отметить в числе ключевых? Михаил Потапенко: Если говорить о звучных названиях, то я бы выделил наши проекты по внедрению системы «ЕВФРАТ-Документооборот» во Всероссийском банке развития регионов, Федеральной службе по оборонному заказу, мебельной компании «Крафт», Транспортном банке, сети ресторанов Sbarro, торговой компании «Олмо» и, еще находящееся в процессе, внедрение в НП «Росмедиаком». Кроме этого есть большие красивые проекты у наших партнеров во Владивостоке, Ижевске, Иркутске, Ростове-на-Дону, Чебоксарах, Ярославле, Беларуси, Казахстане и других регионах. Также ключевыми заказчиками я считаю организации малого и среднего бизнеса, работа с которыми в этом году особенно удалась. CNews: Каковы дальнейшие планы вашей компании по развитию системы электронного документооборота? Михаил Потапенко: В наших планах дальнейшее наращивание функционала системы, совершенствование уже имеющихся сервисов, интеграция с системами бухгалтерского учета и выпуск новых конфигураций системы. В ближайшее время также планируется выпустить тиражируемые решения системы «ЕВФРАТ-Документооборот» на промышленных платформах для более эффективной работы с крупными заказчиками. CNews: Спасибо. |