Когда ИТ-директор берется за цифровизацию, это всегда приводит к проблемам

Источник: cnews

В 2018 г. была запущена облачная платформа Yandex.Cloud. Сегодня в числе ее клиентов более 7000 компаний, а объем бизнеса вырос в пять раз. Как развивается платформа, с какими сложностями сталкиваются ее создатели, каковы перспективы российского облачного рынка, в интервью CNews рассказал Олег Коверзнев, операционный директор Yandex.Cloud.

CNews: "Яндекс" относится к числу компаний, которые сами способны задавать тренды, будучи лидерами рынка. Какие новые идеи и новые проекты появились у вас в этом году? Почему Yandex.Cloud стал круче?

Олег Коверзнев: Есть несколько направлений, которые мы начали развивать первыми на рынке. Во-первых, это бессерверные вычисления, которые позволяют пользоваться облаком как кодом. Уже сейчас сотни компаний-разработчиков создают что-то новое на базе нашей server-less экосистемы.

Мы активно продвигаем платформу данных в облаке как инструмент для обработки, хранения и визуализации данных и считаем себя трендмейкерами в этом направлении.

Еще одно направление - машинное обучение. Мы видим, что data science аудитория очень интересна компаниям.

У нас есть отдельное направление по обработке естественной речи в облаке. Множество голосовых помощников запускается на базе наших технологий, например, в "Почте России", Альфа-банке, Райффайзенбанке. Мы продолжаем инвестировать в это направление, потому что понимаем, что это одно из наших преимуществ. Особенно перед международными компаниями, для которых русский язык не является приоритетным.

Еще один тренд - облачный маркетплейс. Мы как платформа даем возможность разработчикам создавать свои решения, а как крупнейшая рекламная площадка - монетизировать свои продукты. Это долгий путь, но через два-три года дистрибуция многих программных продуктов будет завязана на облачную платформу. Наверное, наши конкуренты тоже сделают что-то подобное. Посмотрим, сможем ли мы остаться первыми и формировать этот рынок.

CNews: 2020 год многие называют переломным в цифровизации, автоматизации, использовании облачных инструментов. Но мало кто говорит о том, какие конкретные нерешенные пока проблемы получил российский бизнес в сфере ИТ, и о том, как эти проблемы можно попробовать решить. Какое у вас мнение об этих трендах?

Олег Коверзнев: Этот год показал многим компаниям, насколько в задачах по цифровизации важна скорость. Многие компании разрабатывали планы на годы, пятилетки и так далее. И тут выяснилось, что надо действовать быстро, итеративно. Если ты не сможешь решить задачу сейчас, ты потеряешь много денег или вообще лишишься бизнеса.

Проблема в том, что многие компании физически не умеют быстро меняться. К этому не готова их система управления. Люди, которые должны заниматься цифровизацией, заинтересованы в стабильности и отсутствии изменений. Им не хочется революций, они не хотят подвергать себя риску неуспешных проектов, и поэтому пытаются сохранить привычный уклад жизни. В компании происходят лишь косметические изменения, и это выдается за цифровую трансформацию. А на самом деле главное в цифровой трансформации - это развитие бизнес-модели компании, которая находятся в жестких, сложных, агрессивных условиях давления со стороны государства, рынка, со стороны пользователей.

Такая ситуация сложилась не только на российском, но и на мировом рынке. Существуют компании, которые хотят измениться, и используют для этого все возможные средства, в том числе облачные платформы, позволяющие получить доступ к технологиям. Другие же стагнируют. Крупные предприятия в некоторых отраслях могут себе это позволить и достаточно долго оставаться на плаву.

Но если посмотреть на глобальный перечень топ-500 компаний, то существует мнение, что в ближайшие годы он поменяется на 70%. И произойдет это из-за того, что многие не выдержат бизнес-гонки: их бизнес-модель, а значит и продукт, станут нерелевантны. Они уступят место компаниям, которые оказались динамичнее, смогли работать более эффективно или принципиально поменять продукт. Уже сейчас в любой отрасли есть десятки таких компаний, и они постепенно приходят на место гигантов, которые раньше находились на первых позициях.

Могу сказать, когда мы общаемся с компаниями, дозревшими до изменений, перед ними не стоит вопрос, применять или не применять облака. Они приходят с запросом: как вы можете помочь нам решить наши бизнес-задачи? К счастью, в России уже достаточно компаний и отраслей, которые находятся в этой степени зрелости. И 2020 год это наглядно продемонстрировал.

Конечно, помочь компаниям адаптировать облако под их бизнес-задачи, непросто. Иногда на это уходит несколько кварталов, иногда - годы. И с теми, кто воспринимает нас не просто как поставщика, а как технологического партнера, удается решать очень интересные задачи.

CNews: Мы готовим материалы со многими отечественными и западными поставщиками облачных решений, и половина из них говорит, что тренд недоверия к облакам уже устарел и о нем не стоит говорить вслух, а другие считают, что он не только актуален, но и не будет разрушен в перспективе как минимум 2-3 лет. Кто ближе к истине?

Олег Коверзнев: На этот вопрос нет однозначного ответа. Часто за общую позицию компаний в отношении облаков выдается позиция подразделений, отвечающих за безопасность. Именно они до сих пор бывают очень консервативны позицию. Но я считаю, что они просто не сделала домашнюю работу, то есть не проработали заранее требования к облачным провайдерам, чтобы облегчить бизнесу использование облаков. Надеюсь, что в ближайшее время мы будем все чаще видеть безопасников, которые мыслят в терминах бизнеса, а не ограничений, которые нужно любой ценой соблюсти.

CNews: Здесь, наверное, можно говорить не только о службе безопасности, но и том, что есть компании, которые считают, что создание собственного ЦОДа выгоднее и надежнее.

Олег Коверзнев: Если нетехнологическая компания реально способна сама построить дата-центр и инфраструктуру, гарантировать сохранность информации, обеспечить экономику хранения данных, у нее есть все необходимые специалисты, в том числе и по информационной безопасности, то я буду за нее только рад. Ведь сделать так, чтобы все твои услуги были доступны непрерывно, - очень нетривиальная задача. Когда мы заходим на сайт госуслуг и видим, что что-то сделано неудобно, мы ворчим, но пользуемся, потому что других вариантов нет. Но с коммерческими сервисами так не бывает. Если пользовательский опыт неуспешный, он быстро найдет альтернативу.

Я уже 15 лет работаю в ИТ, и более 10 лет на облачном рынке. Мне кажется, что бум цифровизации западных компаний во всех отраслях напрямую связан с развитием облачных платформ. Не зря в тройку самых дорогих ИТ-компаний входят Amazon, Microsoft, Google - это платформенные компании, и они дали возможность развиваться и технологическим стартапам, и крупным индустриальным компаниям, которые смогли изменить бизнес-модель благодаря возможности быстро и дешево попробовать, а потом принять решение, что делать дальше: развиваться самостоятельно или в облаке.

CNews: Сколько времени может понадобиться для преодоления недоверия к облакам, которое еще существует в России?

Олег Коверзнев: Сейчас на российском рынке работает несколько компаний, которые так же, как и мы, объясняют преимущества облаков, говорят, что это уже не будущее, а реальность, которую нельзя игнорировать. И чем больше появится публичных историй успеха, тем быстрее пойдет процесс преодоления недоверия. Кроме того, пандемия, кризис, любая сложная экономическая ситуация плюс нехватка специалистов приводят к росту спроса на облака просто потому, что других вариантов не остается.

Сейчас, к сожалению, мы видим, что многие компании одновременно пытаются трансформировать бизнес-модель и создавать собственные цифровые платформы. Мне кажется, за этим стоят амбиции конкретных людей, которые хотят показать, что они могут создать собственные конкурентоспособные технологические продукты. Может быть, у кого-то это и получится, но в большинстве случаев - это потеря времени. Ведь для создания технологической платформы нужны лучшие разработчики и ресурсы, позволяющие сделать их масштабными, дешевыми, с хорошей экономикой, и за кварталы, а не за годы.

CNews: Как на сознание отечественных заказчиков влияют западные кейсы, которые остаются преимущественно положительными?

Олег Коверзнев: Множество российских компаний пользуются западными облаками Amazon, Microsoft, Google. С ними очень просто общаться, потому что они говорят: "Дайте нам, пожалуйста, аналог, покажите стоимость, эффект от миграции и расскажите, как вы поможете минимизировать инвестиции в миграцию". Это очень прагматичный диалог предметных людей.

Есть люди, которые четко отслеживают западные тренды и знают, чего они хотят. С ними у нас возникает партнерский диалог, в ходе которого мы обсуждаем, как взаимовыгодно организовать сотрудничество. И таких специалистов, занимающихся цифровой трансформацией, все больше.

Проблема возникает тогда, когда цифровой трансформацией занимается ИТ-директор. Его роль в компании - обеспечить стабильность, и он совершенно не готов к изменениям. Поэтому успешными становятся компании, которые стараются разделить функции CIO и CDTO.

CNews: Сейчас на российском облачном рынке представлено несколько видов игроков. Крупнейшие из них - это технологические компании и операторы связи. У каждого есть слабые и сильные стороны. Что вы об этом думаете?

Олег Коверзнев: Да, у всех есть свои сильные стороны. Например, у телеком-компаний - это сильный маркетинг. Они умеют делать сложные технологические решения, а затем превращать их в массовую услугу. Мы видим, что многие операторы сегодня вложились в собственные платформы. Эти платформы существуют, в основном, на вендорских проверенных технологиях. И телеком-компании предлагают сделать кастомные решения для клиентов.

Основное отличие технологических компаний мы идем от потребности пользователя, а не от возможностей готового вендорского решения, которые нужно продавать. Я уверен, что взять и купить на рынке готовую облачную платформу невозможно. Пример Amazon, Google, Microsoft, Apple показал, что сначала они построили собственную технологическую платформу для решения внутренних задач, а потом превратили это в продукт для других компаний. Эти компании создают технологии. И мы считаем, что это и наша сильная сторона.

"Яндекс" - это компания, которая сама делает технологические "велосипеды", такие как обработка данных, хранение данных, машинное обучение, компьютерное зрение, голосовые роботы. Не было бы этих технологий, "Яндекс" не стал бы крупной ИТ-компанией. Теперь на их базе другие компании тоже могут строить свои продукты и сервисы.

Кстати, мы одна из немногих компаний, которые пытаются создать облачную экосистему совместно с партнерами. Мы много работаем с западными и российскими софтверными компаниями и с разработчиками, потому что понимаем, что чем больше будет на рынке решений, основанных на нашей платформе, тем больше задач и проблем клиентов мы сможем решить.

Мы уже видим, что у нас получается создавать бизнес не только для себя, но и для своих партнеров. Билл Гейтс сказал: "Если совокупная ценность продукта, которая создана на платформе, выше, чем стоимость самой платформы, то есть эффект этой платформы, эффект мультипликации ценностей". Благодаря Amazon в свое время появились компании Netflix, Airbnb - облако дало им возможность пройти путь от идеи до масштабного сервиса за считанные месяцы. И мы тоже стремимся к тому, чтобы дать возможность бизнесу создаться, развиться и масштабироваться.

CNews: Практически все компании говорят о сложностях этого года как об истории преодоления проблем, обстоятельств, технологической незрелости и т.д. Для облачного бизнеса "Яндекса" что-то стратегически изменилось с началом пандемии? У вас была такая очевидная история про преодоление?

Олег Коверзнев: Для нас этот год был очень хорошим. По сравнению с 2019 годом наша команда увеличилась в два раза, а бизнес - в пять раз. Но такой бурный рост всегда происходит болезненно, потому что приходится заново выстраивать многие бизнес-процессы. Сейчас у нас более 30 команд разработчиков. Мы постоянно нанимаем новых людей. Делать это в режиме удаленной работы непросто: возникают проблемы с вовлечением в процесс разработки. Многие люди работают на пределе своих возможностей и с нетерпением ждут отпуска.

Мы поставили себе цель стать №1 по доле рынка к 2023 году, и стремительно движемся к ней. Но растить команду тяжело. Мы в очередной раз убедились, что в бизнесе люди намного важнее технологий. Им нужно давать свободу и возможность роста, но при этом прививать культуру ответственности. Поэтому мы уделяем много внимания управлению, но не сверху, а путем передачи руководителям, отвечающим за какой-то участок, полномочий проводить необходимые изменения.

CNews: Какое направление приносит вам больше прибыли: SaaSPaaS или IaaS?

Олег Коверзнев: Как я сказал, это IaaS - на нее приходится около 60%, и PaaS: платформа данных и управляемые сервисы Kubernetes - около 40%. Если говорить о SaaS, то у нас есть два сервиса: Yandex DataLens и Yandex DataSphere, которые мы активно продвигаем. Они могут встраиваться в другие продукты или стать отдельным инструментом для аналитиков. Пока наша основная задача - рост пользовательской базы. Мы хотим, чтобы продукт стал массовым, и вкладываем деньги в обучение, хакатоны и так далее.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=40280