Как четверо россиян создали RPA-фабрику "цифровых сотрудников" и заработали на этом $1 млнИсточник: forbes
Основатели ElectroNeek сделали конструктор компьютерных роботов, которые имитируют действия людей и автоматизируют бизнес-процессы. За 1,5 года стартап прошел акселератор Y Combinator, привлек $3,7 млн инвестиций и продал "цифровых сотрудников" на $1 млн. Раннее утро. В пустом офисе загорается монитор компьютера. На экране видно, как открываются файлы, двигается курсор, заполняются формы таблиц - работа кипит. К приходу сотрудников уже сверены данные из десятка документов и готов отчет в формате Excel. Это не эпизод из научно-фантастического фильма, не хакерский взлом, а обычные будни компании, у которой в штате есть "цифровые сотрудники" - роботы. Компьютерные программы научились имитировать действия человека: могут открыть документ, выделить ячейку таблицы, сравнить ее с цифрой из другого файла и выполнить другие рутинные операции. Технология получила название RPA (Robotic process automation) - автоматизация процессов с помощью роботов. Судьбоносный звонок История ElectroNeek началась с телефонного звонка из Калифорнии. В 2017 году IT-предприниматель Сергей Юдовский созванивался с давним другом Дмитрием Карповым, экспертом по инновациям из Ernst&Young. Приятель рассказал ему о растущем спросе на RPA - роботов, которые берут на себя рутинные операции вроде сверки документов, заполнения форм и других монотонных действий. Рынок тогда был на взлете. По оценке Gartner, к 2018 году он вырос на 63% и достиг $846 млн. В 2019 году аналитики прогнозировали рост до $1,3 млрд. В России технология еще не была широко распространена, ее развивали только компании "Большой четверки" (консалтинговые компании Deloitte, PriceWaterhouseCoopers, Ernst & Young и KPMG). Автоматизация процессов давалась компаниям сложно. "Нанимали большого интегратора, он делал систему, это занимало много времени - примерно пару лет. Это было дорого и медленно. Темп жизни возрастает, скорость принятия решений тоже, процессы идут короткими итерациями, поэтому бизнес гармонично пришел к RPA-системам", - объясняет Александр Аболмасов, основатель и руководитель стартапа ApRbot - сервиса для снижения рутины в документообороте с помощью искусственного интеллекта, экс-партнер фонда прямых инвестиций New Russia Growth Energy и экс-вице-президент по стратегии "Софтлайна". Юдовский, который на тот момент занимался подключением бизнес-центров к интернету (основал телекоммуникационную компанию Teraline Telecom), продажей CRM-систем ("БизТаргет") и консалтингом, загорелся новой идеей и решил попробовать. Чтобы решить эту проблему, он написал крупнейшим в мире разработчикам RPA-решений: Blue Prism, Automation Anywhere и UiPath. По словам предпринимателя, первая компания запросила за сотрудничество 50 000 фунтов стерлингов, вторая не ответила на электронное письмо, третья - сразу прислала шаблон договора, по которому предпринимателю полагалось 5% от каждой проданной лицензии. Так Юдовский стал официальным партнером UiPath и одним из самых активных идеологов RPA в России. Он даже запустил онлайн-портал о роботизации и искусственном интеллекте RPA Russia. "Нельзя отрицать большую роль Сергея Юдовского в популяризации RPA в России", - подтверждает Forbes Филипп Денисов, основатель компании по управлению данными о товарах Brandquad. С ним соглашается Александр Шумаков, директор по информационным технологиям АО "Промышленные инновации" (входит в ГК "Росатом"). На старте Юдовский зарабатывал на комиссии от подключении компаний к готовым решениям UiPath, средний чек составлял 1 млн рублей. Сам он тогда ничего не разрабатывал. Осенью 2018 года предприниматель задумался о создании собственной RPA-системы и начал публично заявлять о своих планах на профильных конференциях. Параллельно стал тестировать спрос по проверенному пути: еще до старта разработки сделал лендинг и получил около 80 заявок на внедрение российского RPA-решения. По словам Юдовского, одна из нефтяных корпораций даже предложила купить еще не совсем законченный софт за $10 млн. Потенциальные покупатели хотели предварительно изучить код и резюме разработчиков. Юдовский, опасаясь кражи, вежливо отказался от сделки. Юдовский по образованию учитель математики, Карпов - физик. Не смотря на опыт работы в IT, для запуска нового дела им в команде нужен был сильный программист. За помощью Дмитрий обратился к студенческому другу Михаилу Рожину, который прошел путь от фрилансера до руководителя группы разработки онлайн-кинотеатра IVI и компании Acronis, которая занимается информационной безопасностью. Рожина, по его словам, в то время хантил "Яндекс", но программист отказался от вакансии и согласился стать сооснователем и техническим директором ElectroNeek. Автоматизируй это За аббревиатурой RPA и туманным определением "автоматизация бизнес-процессов" кроется простая логика. В работе каждого сотрудника есть рутинные операции: сверить данные в документах, заполнить таблицу, согласовать счета, подготовить отчет. Они не требуют специальных знаний, но отнимают массу времени. Автоматизация проходит в несколько этапов. На первом на компьютер сотрудника устанавливают специальную программу. Она анализирует его действия и обнаруживает повторяющиеся операции: открыть документ, выделить строку, скопировать данные и т.д. Некоторые компании для тех же целей предпочитают просто записать процесс на видео и расписать по шагам, как выполняется та или иная бизнес-задача. Так при сверке документов робот открывает скан документа, распознает текст, находит нужную информацию, копирует или запоминает ее. Затем сравнивает ее с данными в файле для сверки. Результаты проверки фиксирует в таблице: отмечает, в каких документах все в порядке, а где нашлось несоответствие. Если у человека на это уходят минуты, то робот справляется за считанные секунды - в среднем в 10 раз быстрее человека, оценили в ElectroNeek. По словам Карпова, в одной из российских строительных компаний (ее название он не может разглашать по условиям NDA) продажа каждой квартиры требует создания 12 документов разных форматов, а в месяц проходит по 500 сделок. "У них был отдел из шести человек, который каждый день проверял за менеджерами, все ли документы подгружены, везде ли стоят печати", - уверяет предприниматель. Робот взял эти операции на себя. Теперь его включают раз в месяц - за 1,5 дня "цифровой сотрудник" справляется с работой целого отдела. По словам Карпова, освободившейся персонал перевели в другие департаменты. Если подобных рутинных заданий много, то в ход идут несколько однотипных роботов, которые в зависимости от задач работают последовательно или параллельно. Ими управляет оркестратор - "робот-босс", в который заранее закладывается объем работы и сроки выполнения задачи. По оценке ElectroNeek, благодаря RPA компании увеличивают темпы обработки документов в 100 раз и экономят на каждом автоматизированном бизнес-процессе 6-10 млн рублей. Сотрудники тоже в плюсе - они могут посвятить рабочее время более интересным задачам. Особенность стартапа ElectroNeek в том, что команда не просто создает робота под ключ, а предлагает условный конструктор. С ним справится даже сотрудник без технического образования - соберет из предложенных блоков нужные операции и пропишет сценарий работы, ElectroNeek этому обучает. Также стартап разрабатывает линейку "готовых" роботов, которые без дополнительных настроек умеют выполнять типовые задачи. Зарабатывает стартап на продаже лицензии - доступа к софту, разработке и внедрении роботов и обучении создания "цифровых сотрудников". Средний чек в России $2800-5000, за границей - $25000-35000. Подход у российских и зарубежных компаний разный, объясняет Юдовский - россияне обычно покупают одного робота и среду разработки, а иностранцы платят за комплексный подход. Денисов из Brandquad уверен, что в России технологии со временем станет более востребованной. "Не стоит бояться этих разработок, так как алгоритмы RPA - это все же автоматизация, не претендующая на принятие решений за человека, в чем могла бы быть опасность. Эти технологии контролируемы и отлично помогают в работе специалистам, которые умеют ими пользоваться", - считает предприниматель. Магнит для инвесторов Прототип ElektroNeek был готов в январе 2019 года, через два-три месяца после старта разработки. Тогда же стартап получил первые инвестиции - сначала $155 000 от пула частных инвесторов, среди которых были бизнес-ангелы Сергей Дашков и Антон Литвяков. Условия сделки не раскрываются. "Со стороны команды - очень прямолинейная и профессиональная коммуникация, высокий уровень экспертизы и ценность приведенных инсайтов об индустрии. Рынок - достаточно юный, но уже большой, потенциально огромный", - объясняет свою мотивацию Дашков. Компания начала стремительно развиваться. В конце января партнеры открыли офис в Нью-Йорке, потому что планировали выходить на зарубежные рынки. Весной ElectroNeek заключил партнерства с Microsoft и Nvidia, чтобы официально использовать их софт внутри робота. В мае у ElectroNeek появились клиенты из числа знакомых предпринимателей. Один из них - торговый дом "Азот", который занимается производством азотных удобрений. Первые продажи укрепили веру инвесторов в проект и помогли летом 2019 года привлечь $500 000 от фондов I2BF Global Ventures, Softline Venture Partners и YellowRockets.vс, а также бизнес-ангелов, которые финансировали компанию на старте. В августе к стартапу в качестве директора по развитию бизнеса и четвертого сооснователя присоединился Алексей Астафьев. Это давний друг Карпова, с которым он в 2011 году соосновал digital-агентство "Интериум", контрольный пакет которого в 2017 году приобрела коммуникационная компания "Р.И.М. Porter Novelli" (условия сделки не раскрываются). Прошлым летом ElectroNeek запустил партнерскую программу - по той же модели, по которой Юдовский ранее продавал CRM. Стартап сфокусировался на разработке ПО, а продажи лицензии (официальный доступ к "конструктору") и внедрение роботов переложил на плечи присоединившихся IT-компаний. Первыми подключились бывшие коллеги Юдовского по внедрению CRM-систем. Сейчас у ElectroNeek около 250 партнеров. Они получают около 10% от стоимости лицензии и 50-75% от чека на внедрение робота в компанию покупателя. В январе 2020 года стартап попал в акселератор Y Combinator и привлек от него $150 000 в счет 7% доли. Основатели ElectroNeek признаются, что пошли на это не из тяги к знаниям. Им было важно закрепиться на зарубежном рынке. "При всей нашей бодрости, мы всё-таки компания с российскими корнями. То, что мы из России, всегда шлейфом шло. Нужно было показать, что мы двумя ногами здесь [в США], не просто локальная компания", - объясняет Юдовский. "Всем компаниям, которые уже прошли какую-то первоначальную валидацию, Y Combinator дает возможность познакомиться с большим количеством инвесторов, быстро от них фандрейзить [привлечь инвестиции] на хайпе", - добавляет Карпов. Ставка сработала - после демодня (выпускного из акселератора), стартап привлек $2,5 млн при оценке в $20 млн от пула венчурных фондов, который возглавлял американский 645 Ventures. Предприниматели вспоминают, что из-за коронавируса общаться с инвесторами пришлось онлайн - за пять дней провели 45 звонков. А документы успели подписать за пару дней до локдауна в США. Не быть роботом В команде стартапа сейчас 45 человек. Офисы открыты в Сан-Франциско и Москве. Роботами ElectroNeek пользуются более 150 компаний из США, Канады, Германии, Великобритании, России. Среди них "Газпром", Unilever, KPMG, Electrolux, многие сделки под NDA. В 2019 году стартап подписал контрактов на $300 000, в 2020 общая сумма контрактов на лицензии уже превысили $1 млн. Предприниматели рассчитывают в следующем году увеличить этот показатель в три раза. Прибыль в ближайшее время в планы не входит. Похожий взгляд на развитие технологии RPA в целом и у других представителей рынка. "В недалекой перспективе программный робот будет так же распространен, как сейчас Excel", - считает Шумаков. А Аболмасов уверен, что в будущем RPA-системы будут "сливаться" с другими прикладными решениями: ECM (Enterprise content management), ERP (Enterprise Resource Planning) и IDP (Intellectual Document Processing) и потребует меньшего участия человека в настройках. "Мы превращаемся в платформу продуктов по повышению эффективности бизнеса. Мы поможем людям избавиться от дурацкой тупой работы. В нашей компании будет набор инструментов от выявления этой тупой работы, до ее убийства, исключения из бизнеса. Таким образом нам будут платить за счастье не быть роботом", - заключает Карпов.
|