Каким должен быть ИТ-директорИсточник: inforoad Трушкин Сергей Юрьевич
Уважаемый менеджер по управлению персоналом, коллега. В настоящее время Вы находитесь в поиске главного компьютерщика, ИТ директора. Данная статья, быть может, сделает Ваш выбор эффективнее, и, как следствие, улучшит работу компании. Было бы здорово, найти такого, чтобы не возвращаться к этой теме много лет. Сразу скажу, задача не из легких и вот перечень фактов и идей, обосновывающих мою позицию.
Итак, подведем итог. Четыре проблемы:
И, как следствие, главная проблема отрасли - весьма скромные результаты при огромных вложенных деньгах. Хотя бы в границах Вашей организации Вы можете улучшить результаты ИТ, сократить издержки. Но для этого вам потребуется адекватный ИТ директор. Далее скажу банальную фразу рыночной экономики - «спрос рождает предложение». Начните спрашивать и начнете получать! Далее о том, что и как спрашивать у компьютерщика. Сапожник в сапогах. ИТ директор лучше всех понимает, как использовать компьютер для менеджмента. Он же и гений компьютеров и управленец. Он может рассказать Вам о тех программах, которые он использует в своей работе и, может быть, эти знания будут полезны лично Вам. И не только рассказать, а показать! Не может? Странно. Энциклопедия. Все знать невозможно! Даже в узкой области компьютеризации. Знаете сколько специальных курсов для компьютерщиков? Десятки тысяч. Спросите сколько у него друзей консультантов, каждый из которых, в совершенстве знает какую-то проблему, поскольку он уже убил время на ее решение. В каких профессиональных клубах состоит, какие журналы постоянно выписывает домой. Областей не так много, но около десятка компаний и людей он должен назвать. Деньги. Самый сложный вопрос. По-моему, ИТ директор каждый раз беря деньги в компании обязательно должен сказать, когда и как вернет. Компьютеризация, это всегда способ снижения издержек либо повышения производительности труда. Всегда есть эффект и должен быть анализ результата. Это и есть способ втянуть компьютерщика в решение бизнес задач из области увлеченности террабайтами и мегапикселами. Еще деньги. Для третьего пункта компьютерщику и Вам ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно понять, что «ИТ бюджет» компании, это на 90% деньги НЕ ДЕПАРТАМЕНТА КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ, а других структурных подразделений. Компьютерщики лишь обслуживают «ИТ деньги» компании наиболее эффективным образом. И делать они должны это, оценивая собственную эффективность. И получать зарплату только при фактическом выполнении плана инвестиций в область ИТ с получением ожидаемого эффекта. Клиентоориентированность. Обеспечив выполнение предыдущего пункта, Вы сможете добиться ситуации, когда ИТ-директор начнет предлагать выгодные инвестиции в автоматизацию работы подразделений. Появится контроль Внутреннего Заказчика. А без этого получается, что деньги компьютерщику дает генеральный директор, а результатами вынуждены пользоваться другие люди, а когда другие говорят, что ничего не получили, генеральный вынужден решать не решаемую задачу - Кто прав, кто виноват? Спасает лишь то, что так почти у всех. Только в современных условиях это больше не пройдет. Если раньше мерилом конкурентного преимущества в ИТ был объем вложенных денег, то при очень быстром удешевлении технологий на первое место выходит то, с какой скоростью, и как качественно были инвестированы деньги компании в область ИТ. Время = деньги. Забудьте о годах внедрения! Если внедряемая технология не внедрилась за пару месяцев и не принесла ощутимого эффекта в течение года, вы плохо распоряжаетесь своими деньгами. ИТ должен высвобождать время и деньги, в пределах нескольких месяцев, а не потреблять их годами. Потом обычно говорят - «все было хорошо, мы двигались по плану, но на пятом году внедрения компания разорилась, жаль». Мотивация мозгов. Тема очень обширная. С одной стороны компьютерщики полубоги, поэтому и асоциальны, с другой стороны у них есть потребность в общении. Большинство ее выражают через сетевые компьютерные игрушки. Очень серьезная, кстати, болезнь. Выясните, болен ли он, путем восхищения и искренним интересом к его результатам. Если болен, неминуемо начнет воровать время компании. Так вот, ИТ директор должен обладать арсеналом стимулирования своих подчиненных. Самые важные:
Аудит. Не стесняйтесь проверять своих компьютерщиков. Так и впишите в положении о подразделении. Не реже двух раз в год состояние системы, планы и качество оценивают ВНЕШНИЕ компании, желательно конкуренты тех, у кого ваш компьютерщик делает покупки. Отзыв, конечно, может быть слишком критическим, но здесь важен скорее сам факт проверки и возможность вскрытия неэффективности заставляет больше думать и искать лучшие решения. Добейтесь результата хотя бы по двум, трем пунктам и потери уменьшаться, отработайте все пункты и получите лучшее в отрасли подразделение ИТ. Я еще много могу рассказывать об управлении ИТ. Иногда читаю авторские семинары, учу ИТ директоров и каждый раз собираю статистику, о том кто и что использует. В итоге, пришел к выводу, что лучшими ИТ директорами могут стать Финансовые директоры, поскольку они больше всех вовлечены в управление информационными потоками в силу задачи постановки управленческого учета. Чуть подучить, и в бой. Далее, по моему мнению, ИТ директора можно получить из компьютерщика, развив в нем социальный интеллект и бизнес-мышление. И еще ИТ директором может стать HRM, поскольку он организует часть информационных потоков - общение. Надеюсь, Вы поможете мне повысить эффективность ИТ отрасли, повысив отдачу от ИТ в своей компании путем грамотного построения и управления ИТ службой. Ну и, конечно, желаю успеха в найме ИТ директора. |