"Яндекс" обвинили в пиратстве на 3 миллиарда

Источник: cnews

TeleSport подал иск против "Яндекса" на 3 млрд руб. за нарушение прав на показ хайлайтов матчей трех сезонов. В исковое заявление компания включила 590 ссылок на поисковую выдачу "Яндекса". "Яндекс" считает иск безосновательным.

Такого еще не было

Стали известны подробности иска к "Яндексу" со стороны TeleSport Group, которая владеет правами на показ в России чемпионата Италии по футболу. О них написал "Коммерсант", в редакцию которого попала копия документа.

Истец обвиняет "Яндекс" в нарушении прав на нарезку лучших моментов игр (хайлайтов) трех сезонов и показ роликов в "Яндекс.видео". Иск будет рассмотрен 21 августа 2020 г. в Мосгорсуде. Это самый крупный иск подобного рода к "Яндексу", который по мнению "Коммерсант" можно назвать прецедентным. "Яндекс" просто проиндексировал информацию, и подобные иски российские суды еще не рассматривали.

В исковом заявлении компании содержится 590 ссылок на поисковую выдачу "Яндекса". Исходя из максимально возможной компенсации в 5 млн руб. за каждое нарушение, TeleSport Group требует возместить 2,95 млрд руб.

Кроме того, TeleSport обвинила "Яндекс" в нарушениях относительно контента, который сама компания размещает в сетях. Так, 73% спорных ссылок индексируют видео-ролики, размещенные в официальных группах TeleSport и ее проектах "Сила ТВ" в сетях "Вконтакте" и "Одноклассники". Многие из этих ссылок уводят пользователей на размещенные в "Яндекс.видео" хайлайты из этих групп. Еще 22% ссылок ведут на пользовательские видео на YouTube, а оставшиеся 5% на сторонние сайты.

В иске есть дополнительные сведения о том, что в 2019 г. TeleSport и "Яндекс" договаривались о продаже прав на хайлайты, и поисковик мог использовать их до 31 декабря 2019 г. Однако после соглашение заключено не было, а "Яндекс.видео" продолжал индексировать контент. В апреле 2020 г. TeleSportGroup обратилась в суд.

Что отвечает "Яндекс"

"Яндекс" считает претензии безосновательными, отметив, что TeleSport выложила в соцсети видео, а поисковик проиндексировал их как находящиеся в публичном доступе и не закрытые для индексации. Компания считает, что TeleSport с таким же успехом могла подать претензии в адрес соцсетей, но почему-то этого не сделала.

"Коммерсант" также ссылается на слова директора ассоциации "Интернет-видео" Алексея Бырдина, который считает, что регулировать подобные действия в спорных ситуациях должен новый антипиратский закон, созданный на основе меморандума участников рынка, подписанного полтора года назад. TeleSport не присоединялась к меморандуму и вообще не имела доступа к возможностям удаления спорного контента из поиска.

Меморандум должен был действовать до 1 сентября 2019 г., но в конце августа срок был продлен до 31 декабря при одном условии: до 30 сентября 2019 г. в Госдуму должны быть внесены поправки в антипиратское законодательство, которые закрепляют прописанные в меморандуме положения. Однако законопроект в Госдуму пока не внесен, поэтому формально меморандум перестал действовать с 1 октября 2019 г.

Громкие дела, которые были раньше

В октябре 2019 г. Московский городской суд частично удовлетворил иск о защите авторских прав со стороны компании TeleSport к интернет-холдингу Rambler Group. На сайте "Чемпионат.com", который входит в Rambler Group, были опубликованы моменты матчей чемпионата Италии, права на трансляции которого в России принадлежат TeleSport. Компания предъявила иск на сумму 235 млн руб. Было выявлено 47 случаев нарушения авторских прав, TeleSport получила компенсацию в размере 1,4 млн руб. Помимо штрафа суд постановил прекратить публикацию хайлайтов.

Это не первый громкий процесс, который в течение августа 2020 г. анонсирован против главных поисковиков, действующие на территории России, Google и "Яндекс". В частности, 7 августа 2020 г. Ivi, Avito, "Циан", "Туту.ру", "2ГИС" и другие сервисы объединились и направили жалобу в ФАС на "Яндекс". Компании сетуют, что "отдают" клиентов сервисам ИТ-гиганта из-за настроек виджета поисковой выдачи. В результате "Яндекс" уводит до 50% трафика конкурентов за счет применения методов рекламы и продвижения, доступных только сервисам этой компании.

10 августа 2020 г. Google снова получил штраф за отказ осуществлять фильтрацию доступа пользователей к запрещенным сайтам должным образом. На этот раз сумма штрафа составила 1,5 млн руб.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=40158