Маркетплейс с нуля: как запустить торговую площадкуИсточник: e-pepper
Онлайн-коммерцию можно разделить на три основных сектора: интернет-магазины, различные сервисы управления и распределения данных типа SaaS, PaaS и крупные торговые площадки - маркетплейсы. Последние как раз и могут объединять в одном месте и интернет-магазины, и различные потребительские сервисы. Сегодня в России работает около сотни маркетплейсов, и специалисты в сфере интернет-торговли прогнозируют, что рынок площадок будет только увеличиваться за счет постоянно растущего спроса на онлайн-покупки, глобализацию интернет-технологий и других факторов. Поэтому уже сейчас крупные отечественные и зарубежные компании создают и продвигают свои маркетплейсы: CDEK.MARKET, Pandao, Goods, "Беру " и другие. Сколько стоит создать собственный маркетплейс и как пройти путь от идеи до реализации без нервов и потери денег, рассказывает руководитель департамента маркетинга CDEK.MARKET Артем Папсуев . Что такое маркетплейсНе вдаваясь в теорию и не заглядывая в "Википедию", можно сказать, что маркетплейс - это торговая площадка, которая реализует товары других продавцов. Существует две основных модели построения маркетплейсов: продажи от имени маркетплейса, как делает Ozon, или платформа с привлеченными продавцами, когда каждый магазин реализует товары от своего имени, но придерживается общих правил, установленных создателями площадки. CDEK.MARKET работает по второму принципу. Основными признаками маркетплейса являются:
Другими словами, маркетплейсы - это цивилизованные торговые онлайн-площадки со своими правилами игры, которые четко регламентируют и защищают активность продавцов и покупателей. Как запустить маркетплейсСоздание маркетплейса, как и любого другого бизнеса, начинается с постановки целей и задач. Создатели площадки должны уже в начале пути ответить на три основных вопроса:
Затем стоит определиться с типом маркетплейса. Существующие виды представлены в таблице.
Бизнес-модель и структура строятся в зависимости от выбранного типа маркетплейса. Он же ориентирует на целевую группу покупателей. Целевая аудиторияЦелевая аудитория - это ваши потенциальные покупатели, которые могут заказать товар и принести прибыль продавцам и маркетплейсу в целом. Так как маркетплейсы практически всегда имеют очень широкую целевую аудиторию (особенно это характерно для горизонтально структурированных маркетплейсов), то определение ЦА будет строиться иначе, чем для интернет-магазина. Начнем с того, что у маркетплейса две целевые аудитории: продавцы товаров и покупатели, и работать с ними нужно в отдельности. Об этом мы поговорим ниже, а пока выделим основные параметры, по которым вы сможете определить своих потенциальных партнеров. Учитывая параметры целевой аудитории, можно выбрать стратегию развития маркетплейса. Маркетплейс, созданный без привязки к целевым аудиториям, обречен на провал. Технологические платформы для создания маркетплейсаКогда вы определились со всеми основными параметрами и целевыми аудиториями, можно переходить непосредственно к созданию площадки. Для этого рекомендуется выбрать одну из существующих платформ для создания торговой площадки. Рассмотрим самые популярные платформы. СS-Cart (в России продукт официально называется CS-Cart для маркетплейсов)- одна из самых распространенных платформ для создания крупных маркетплейсов. Плюсы: Подтверждение на обработку персональных данных 152-ФЗ. Без этой функции маркетплейс могут оштрафовать. Вход через российские социальные сети. Покупатели смогут авторизоваться на маркетплейсе через популярные в России социальные сети. Благодаря такой авторизации не нужно проходить регистрацию на маркетплейсе, что экономит время покупателей. "Яндекс.Метрика". Это модуль для интеграции с аналитической системой от "Яндекс". Аналитика на маркетплейсе особенно важна - нужно мониторить активность не только покупателей, но и продавцов. Полная база российских городов, интеграция с "Яндекс.Картами". Функция упрощает заполнение полей покупателем, а также ускоряет оформление заказа. Российские способы доставки и калькуляторы стоимости доставки. "Деловые Линии", Boxberry, eDost, Pickpoint, ПЭК, "Почта России", СДЭК, СПСР-Экспресс, "Яндекс.Доставка", Налоговые ставки РФ. Интеграция с системами складского учета "1С", "МойСклад", "Класс365". Маркетплейс синхронизируется с системами через специальный формат CommerceML. Российские платежные системы. "Яндекс.Касса" с интеграцией с 54-ФЗ, "АТОЛ Онлайн", Qiwi REST платежная система, "Альфа-Банк", "Купи в кредит", "Сбербанк Онлайн". SAP Hybris Плюсы: Управление мастер-данными e-commerce. Сюда входит набор ПО по управлению мастер-данными интернет-коммерции - контентом, акциями и другими важными объектами e-commerce. Веб-витрина. Бизнес-процессы и документооборот. Мобильное приложение поставляется в виде рабочего прототипа и набора API. Версия для киосков и версия для мобильных устройств представляют собой дополнительные версии веб-витрины, использующие почти тот же функционал и те же данные, что и основной веб-сайт, но в другой "обертке". Специальная функциональность. Сюда же входят такие важные темы как возвраты, бракованный товар, частичная оплата, системы лояльности, расчет сроков, стоимости и возможности доставки, триггерные и массовые рассылки. Поиск. В области электронной коммерции поиск - один из важнейших компонентов системы, так как прямо влияет на конверсию посетителей в покупателей. Минусы: не отмечено Agora Плюсы:
Минусы: Не выявили Сервисы для оплатыНа рынке России существует более 50 различных сервисов для приема онлайн-платежей, которые позволяют принимать деньги, конвертировать валюту и выполнять другие действия. При выборе исходите из потребностей клиентов и возможностей технологической платформы, на которой создан маркетплейс. Рассмотрим самые популярные сервисы для приема оплаты онлайн. Сроки и бюджет для запуска маркетплейсаКогда вы определились с основными техническими, стратегическими и платежными вопросами, стоит обратить внимание на второстепенные, но не менее важные аспекты создания маркетплейса. Техническая поддержка пользователей Во время пользования маркетплейсом могут возникать множество технических вопросов: как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей. Поэтому для удобства обоих необходимо создать профессиональную службу поддержки. Есть два варианта организации работы техподдержки: собственная и служба поддержки на аутсорсинге. Сравним основные показатели работы и бюджет на оплату работу сотрудников техслужбы. Источник: https://habr.com Поэтому вы можете выбирать любой из предложенных вариантов, в зависимости от размера бюджета. Рекрутинг персоналаПоловина успеха любого проекта зависит от команды, которая его реализует. Поэтому стоит ответственно подойти к вопросу выбора персонала. И в первую очередь определиться, создаете ли вы собственную команду или привлекаете специалистов на подряде или фрилансе. Мой выбор: собственная команда, и вот почему. Главными плюсами собственной команды являются следующие:
К основным минусам создания собственной команды я бы отнес затраты времени и денег на рекрутинг и обучение новых специалистов. Кроме того, в период наставничества и несколько месяцев после, необходимо уделять внимание контролю за качеством исполнения задач, пока все сотрудники не войдут в курс дела. Тестирование и Бета-запуск площадки Когда маркетплейс готов технически, можно переходить к этапу бета-тестирования, то есть запуска тестовой версии для выявления проблем и улучшения функционала. Запуск бета-версии можно разделить на несколько этапов: Этап 1. Подбор аудитории среди потенциальных партнеров. Такими партнерами могут стать уже существующие интернет-магазины, которые заинтересованы в расширении точек сбыта товаров. Этап 2. Рассылка приглашений протестировать бета-версию маркетплейса. Необходимо собрать базу контактов потенциальных партнеров и сделать ПЕРСОНАЛЬНУЮ рассылку с условиями участия в тестировании. Если она будет массовой, не стоит ожидать высокой вовлеченности партнеров. Этап 3. Определение термина тестирования и предоставление ссылки на бета-версию. После перехода по ссылке партнер сможет пользоваться всеми функциями маркетплейса. Этап 4. Сбор отзывов от пользователей с помощью опросной формы или прямого общения. По результатам тестирования необходимо собрать фидбек от партнеров, чтобы выявить слабые места и исправить ошибки. Этап 5. Замер конверсии сайта, удобства поиска и т. д. На этом этапе работаем с интерфейсом и факторами преобразования посещений в продажи. Этап 6. Корректировка маркетплейса, исправление ошибок и запуск основной версии. Стоимость разработки Стоимость разработки маркетплейса будет напрямую зависеть от его типа. Их два: коробочные решения и кастомная разработка. Если у вас нет цели стать самым популярным маркетплейсом России, и вы стремитесь создать вертикальный маркетплейс (торговля только одной категорией товаров), то вам подойдут коробочные решения. Покупая пакет с готовой разработкой, вы экономите время и деньги на развертывании полноценной площадки. Создание готового сервиса коробочного типа займет 1-2 месяца и будет стоить до 1 млн рублей, а в некоторых случаях эта сумма может быть и вполовину меньше. Для кастомной или индивидуальной разработки вам необходимо привлечь целую группу специалистов, которые смогут создать онлайн-площадку с множеством дополнительных функций и страниц. Индивидуальная разработка стоит от 3 млн рублей, может занять от 3 до 6 месяцев. Вот основные этапы и время разработки: Этот расчет актуален при условии, что вы привлекаете профессиональную команду разработчиков, а не пользуетесь услугами фрилансеров, которых нашли в интернете. Выводы:Разработка маркетплейса - сложный и ответственный процесс, который может занять до полугода и стоить несколько миллионов рублей. Поэтому перед началом разработки тщательно проанализируйте нишу, определите стратегию торговой площадки, а также средства монетизации. При правильном расчете, верных маркетинговых и пиар-мероприятиях, окупаемость маркетплейса составит от 1-го до 3-х лет, а далее площадка будет работать в прибыль. Чтобы избежать трудностей в процессе разработки и запуска маркетплейса, необходимо обратить внимание на следующие аспекты: 1. Максимально четко продумайте состав команды, её иерархию и модель взаимодействия между сотрудниками различных подразделений. Определите, какие специалисты точно будут работать с вами в команде, а каких вы привлечете на аутсорсинг. 2. Составьте подробный план, где будут указаны все бизнес-процессы и этапы взаимодействия с пользователями внутри сервиса. 3. Помните про 2 принципа выбора команды. Во-первых, специалисты должны быть высокого уровня, обладать знаниями запуска новых проектов и опытом работы с крупными онлайн-магазинами или торговыми площадками. Во-вторых, денежная мотивация не должна быть ключевой. Нужно уже на старте четко понимать, станет ли этот сотрудник частью команды или нет? Будет ли готов развиваться вместе с проектом и быть сопричастным с самого начала? 4. Внутренний интерфейс и структура площадки должны быть интуитивно понятны пользователю. Не должно быть сложных алгоритмов, которые могут оттолкнуть клиента, впервые попавшего на ресурс. 5. Каталог товаров нужно создавать на основе общепринятых и известных категорий. Не нужно придумывать свои, достаточно детально проанализировать площадки-конкуренты, а также использовать рейтинги популярных запросов и категорий. В дальнейшем прислушиваться к запросам пользователей, модернизировать существующие категории товаров или создавать новые. 6. Разработать детальную маркетинговую стратегию, в которую войдут онлайн- и оффлайн-продвижение проекта. Необходимо с самого начала предусмотреть все каналы и источники коммуникации с каждой целевой аудиторией. Также я выделил основные проблемы, с которыми сталкивается практически каждый, кто хоть раз занимался разработкой маркетплейса.
|