Robotic Process Automation - это способ автоматизации выполнения бизнес-процессов, основанный на использовании программных роботов и, в некоторых случаях, средств искусственного интеллекта. Программный робот воспроизводит действия человека, имитируя программным способом нажатия на те же клавиши, на которые в процессе работы нажимал бы человек. Для этого робот должен быть "обучен" реагировать на все ситуации, которые могут возникнуть в ходе выполнения работы.
Хотя широкое внедрение технологии роботизированной автоматизации бизнес-процессов (Robotic Process Automation, RPA) идет уже на протяжении не менее десятка лет, а упоминания о первых примерах применения связывают аж с 1959 г., реально об этой инновации стали широко говорить всего пару лет назад.
Отношение к RPA резко изменилось в 2017-2018 г. На государственном уровне этому способствовал курс на цифровизацию, взятый правительствами многих стран. В коммерческих структурах осознали перспективы относительно быстрой и недорогой автоматизации рутинных операций. Ну а компании-разработчики увидели в RPA быструю возможность получить новое поле деятельности.
По оценке аналитиков Gartner, объем рынка RPA в 2018 г. составил $846 млн, что на 63% больше, чем в 2017-м. Он пока не очень велик, однако выделяется высокими темпами роста - на 63%, это самый высокий показатель в сегменте программных систем. Оценка рынка RPA-систем на 2019 г. - $1,3 млрд, а к 2024 г. он достигнет $2,4 млрд.
Распределение рынка RPA-систем ($млн)
Место в 2017 г.
Место в 2018 г.
Компания
Доход в 2017 г.
Доход в 2018 г.
Рост 2017/2018 (%)
Доля рынка в 2018 г. (%)
5
1
UiPath
15,7
114,8
629,5
13,6
1
2
Automation Anywhere
74
108,4
46,5
12,8
3
3
Blue Prism
34,6
71
105
8,4
2
4
NICE
36
61,5
70,6
7,3
4
5
Pegasystems
28,9
41
41,9
4,8
8
6
Kofax
10,4
37
256,6
4,4
11
7
NTT-AT
4,9
28,5
480,9
3,4
6
8
EdgeVerve Systems
15,7
20,5
30,1
2,4
7
9
OpenConnect
15,2
16
5,3
1,9
9
10
HelpSystems
10,2
13,7
34,3
1,6
Другие
273
333,8
22,2
39,4
Всего:
518,8
846,2
63,1
100
Из-за округления суммы чисел могут не совпадать точно с итоговыми
Источник: Gartner, 2019
Лидируют на этом рынке страны Северной Америки (51%), но их доля на 2 п.п. меньше, чем годом ранее. На втором месте - западная Европа (23%). Самый быстрый рост - у третьего по величине японского RPA-рынка (124%). На первую пятерку вендоров RPA-систем приходится почти половина выручки.
Лидеры рынка RPA по версии Gartner
Источник: Gartner, 2019
Есть своя версия расстановки сил на рынке и у Forrester Research. Разница между версиями двух компаний не очень велика. Самое важное, возможно, отличие - у Forrester фигурирует компания SAP, вышедшая на RPA-рынок после покупки Contextor SAS в конце 2018 г. Это первый софтверный гигант, заинтересовавшийся рынком программной роботизации и, если его примеру последуют другие компании такого же уровня, то расклад в сегменте RPA-систем может радикально измениться уже в ближайшие годы.
Лидеры рынка RPA по версии Forrester Research
Источник: Forrester Research, 2019
Растет популярность RPA-систем и в России. "На сегодня наиболее перспективными для применения программных RPA-роботов являются области с процессами, где вручную происходит сбор статистики, формирование отчетов и заполнение форм данными. Сюда же можно включить и миграцию данных между системами; в случае с RPA это простая возможность миграции без необходимости доработки информационных систем", - отметил в интервью CNews Павел Борченко , генеральный директор компании Robin, одноименная система которой первой в своем классе вошла в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Экспериментировать с RPA начали крупные заказчики. "Мы обнаружили, что технология RPA достигла нужного нам уровня зрелости. Мы стали тестировать, изучили 12 платформ, смотрим - действительно стало возможным заменять повторяемые операции, которые делает человек, инфороботами, - заявил в интервью CNews Сергей Емельченков , заместитель гендиректора по ИТ и развитию цифровых сервисов "Почты России". - Мы начинаем активно инвестировать в эту историю. Я лично возглавляю группу, которая занимается запуском инфороботов. В ближайшее время мы закроем результаты конкурса по выбору соответствующей платформы и начнем массовое внедрение".
Размер российского рынка RPA невелик, однако он, как и мировой быстро растет. В нашей стране представлены, напрямую или через партнеров, почти все его лидеры, кроме того, есть и отечественные разработки. Наиболее известны, кроме упоминавшейся уже Robin, "исходно российская" компания electroNeek (в России представлена "дочкой" - "Центром роботизации и искусственного интеллекта"), PIX Robotics, Rondem, ALP Group. Количество игроков рынка все время растет, поскольку порог входа на него относительно низок. Группа компаний Softline разработала RPA-систему "для себя", "Мегафон" создал "Цифрового помощника юриста" и предлагает его другим компаниям. Также в этой области работает компания HyperUp, предлагающая сервисную шину, которая вкупе с роботами облегчает интеграцию в тех случаях, когда работа через API затруднительна (например - при работе с унаследованными системами).
Какие функции автоматизируются средствами RPA чаще всего?
Изначально RPA-системы позиционировались как средства выполнения простых и однообразных рутинных операций, например - занесения данных в учетные и иные системы. Даже такое простое применение дало бизнесу большие возможности в плане оптимизации бизнес-процессов и ИТ-систем.
Например, появилась возможность относительно простой интеграции современных решений с унаследованными (API которых утеряны и, соответственно, программная интеграция затруднительна); внос данных одновременно в новую систему, находящуюся в стадии опытно-промышленной эксплуатации (а потому могущую преподнести сюрпризы) и в старую с целью обеспечения бесперебойности работы, если с новой что-нибудь пойдет не так, и т. д.
Сопряжение RPA- и OCR-систем дало возможность усложнить задачи, решаемые программными роботами, они стали способны, например, классифицировать электронную корреспонденцию, приходящую на общекорпоративные почтовые адреса, и рассылать ее по надлежащим респондентам, сортировать входящие бумажные документы, проверять правильность заполнения стандартных форм.
По данным исследования Gartner, сейчас RPA-системы чаще всего работают в ИТ-отделах (которые первыми начали экспериментировать с их внедрением), в финансовых и производственных структурах, в службах поддержки. Как полагают аналитики, наибольший интерес к внедрению RPA-проектов будут проявлять в ближайшем будущем службы продаж и клиентской поддержки фронт-офиса компаний. Ожидается, что количество RPA-решений в этом сегменте возрастет к 2023 г. на 30%.
Доля внедрений средств RPA-автоматизации в различных подразделениях компаний
Источник: Gartner, 2019
Пока RPA-системы внедряются чаще в крупных компаниях (на конец 2018 г. более 60% всех крупных предприятий в мире с численностью персонала более 10 тыс. человек уже внедрили у себя такие системы), однако постепенно программные роботы перестанут быть экзотикой и "спустятся" в малый и средний бизнес.
Курс на гиперавтоматизацию
В текущем году рынок RPA продолжит расти количественно и качественно. Главным направлением качественного развития, как считают в Gartner, связано с гиперавтоматизацией, одним из 10 стратегических ИТ-трендов 2020 г. по версии аналитиков компании.
Гиперавтоматизация, по определению Gartner, - это совокупность средств машинного обучения, "обычного" программного обеспечения и средств автоматизации выполнения работы, которые призваны облегчить людям выполнение их задач. Она появилась вместе со средствами RPA, однако только их недостаточно, необходимы и другие инструменты - средства машинного обучения, интеллектуальные пакеты управления бизнес-процессами (Intelligent Business Process Management Suites, iBPMS), облачные сервисные платформы для интеграции решений автоматизации (Integration Platform as a Service, iPaaS), интеллектуальные системы принятия решений.
RPA-системы, снабженные элементами искусственного интеллекта, смогут работать не только исполнителями, но и выполнять контрольные и даже простейшие управленческие функции. Так что смогут заменить не только сотрудников низового звена, но и часть менеджеров. Согласно оценкам Gartner, доля RPA-решений, входящих в системы гиперавтоматизации, составит уже к 2024 г. около 30% от их общего числа.