Microsoft Office 365 в образовании. Построение информационно-образовательной среды средствами OneNote

Виталий Веденев

Продолжаю разбирать варианты организации информационно-образовательной среды (ИОС) [1-3] в Microsoft Office 365. В этой статье в качестве ИОС рассматриваю записные книжки OneNote совместно в другими сервисами и приложениями.

Что вы будете знать и уметь после прочтения этой статьи?

- Как создать информационно-образовательную среду (ИОС) средствами технологии OneNote.

Известно, что OneNote - это не просто программное обеспечение, а целая платформа для учебы и обучения [4,5]. OneNote существует как мобильное и настольное приложение, как онлайн-сервис, кроме того, имеются Class Notebook и Staff Notebook для управления записными книжками непосредственно педагогом, педагог также может использовать записную книжку в составе Microsoft Teams [6].

С записными книжками OneNote для занятий преподаватель может сосредоточиться непосредственно на обучении, а не на программном обеспечении и устройствах. При этом обмен работами обучающихся и отзывами педагогов происходит в автоматическом режиме [4].

Рассмотрим примеры организации ИОС на базе OneNote в отдельных сценариях.

Сценарий 1. Организация информационно-образовательной среды в OneNote Online с использованием Class Notebook, Staff Notebook и Microsoft Teams

Использование групп Microsoft Teams как центра коммуникаций [6] позволяет педагогу организовать эффективное обучение в группе и подгруппах, которое может быть дополнено возможностями по использованию OneNote - Class Notebook [7]:

- педагоги могут быстро создать личное рабочее пространство для каждого обучаемого, библиотеку содержимого для раздаточных материалов, а также область для совместной работы на занятиях и обсуждения творческих заданий - и все это в одной записной книжке OneNote, используя обширный справочный материал;

- с помощью OneNote Online обучаемые могут активно участвовать в учебном процессе в мобильном приложении. Педагоги могут организовать дистанционное мобильное обучение (см. сценарий 3);

- планирование заданий педагогом на основе учебных материалов записной книжки OneNote Online в Microsoft Teams [8] позволяет обучаемым рационально использовать время на подготовку к выполнению контрольных заданий, например, обучаемый:

  • предварительно изучает раздаточные материалы (текстовые, графические и видеоматериалы) в OneNote Online,
  • проходит самотестирование во встроенном в записную книжку тесте Microsoft Forms,
  • выполняет контрольное задание в личной рабочей области и помечает в "Задания" Microsoft Teams степень выполнения.

Для организации повышения квалификации педагогов имеется возможность использовать Staff Notebook, который позволяет организовать личную рабочую область для каждого педагога, библиотеку содержимого для хранения общедоступных сведений, пространство для совместной работы с другими преподавателями и пространство для руководителей [9].

Организация эффективной системы повышения квалификации учебного заведения (УЗ) снизит нагрузку на персонал поддержки учебного процесса и создаст благоприятные условия для всех сторон учебного процесса:

  • Можно организовать вводное обучение новых преподавателей, которое зачастую состоит из материалов, к которым педагогам приходится регулярно обращаться во время работы. Переместив материалы в OneNote,педагоги смогут легко найти нужный учебник с информацией, которая поможет им адаптироваться на новой работе.
  • Справочная информация находится на страницах раздела "Добро пожаловать" записной книжки педагога. Здесь же находятся примеры основных сценариев работы педагогов с помощью записной книжки OneNote - Staff Notebook.
  • Вы можете разместить в записной книжке образцы наглядных материалов с элементами видео- и аудио-, наиболее востребованные методические инструкции, примеры работы, тесты, опросы и т.п., относящиеся конкретно к вашему учебному заведению с учетом последних нововведений по возможностям добавления учебных материалов [сценарий 3, 9].
  • В записной книжке OneNote можно представить примеры создания цифровых историй [10].
  • Настольное приложение OneNote позволяет использовать автономный вариант обучения с последующей синхронизацией изменений в записной книжке.

Сценарий 2. Использование преимуществ OneNote Online в образовательном процессе

Записная книжка OneNote Online, являясь достаточно гибкой платформой для организации обучения, имеет возможности вставки разнообразного учебного материала (контента):

- рисунков, фотографий;

- изображений из Интернета;

- можно вставить файл Word или PDF (текстовый учебник);

- можно вложить любой файл (различные дополнительные материалы);

- добавляются целые надстройки Office, например, из магазина Office можно добавить специальные образовательные надстройки для изучающих иностранные языки;

- ссылки на образовательные ресурсы,

- записать звуковое выступление, например, очную лекцию и добавить файл на странице записной книжки для дальнейшего прослушивания,

- добавить тесты и опросы Microsoft Forms,

- использовать вставку символов и наклеек для создания, например, цифровых историй [10],

- вы можете нарисовать разнообразные графики и изображения, сопроводив их текстовыми пояснениями.

- любая страница записной книжки может быть распечатана, т.е. вы можете получить твердую копию учебной информации.

Настольное приложение существенно расширяет возможности работы педагога с записной книжкой: появляется дополнительная возможность

- ставки электронных таблиц Excel, диаграмм Visio;

- осуществить запись видео;

- преобразовать рукописный фрагмент в математические формулы;

- использовать иммерсивное средство чтения и диктовку (на 9 языках, включая русский) из средств обучения.

Возможности как приложений, так и онлайн ресурса постоянно обновляются и дополняются новыми возможностями.

Сценарий 3. Мобильное приложение OneNote и его роль в информационно-образовательной среде. Использование дистанционных образовательных технологий

Наличие мобильного приложения OneNote позволяет расширить возможности применения технологии OneNote Online, особенно в дистанционном варианте проведения различных образовательных и административных мероприятий (например, повышение квалификации в любом удобном месте и в удобное для пользователя время). Например, педагог после организации учебного контента, адаптированного для мобильного использования (например, Sway-учебники [11]), может развернуть мобильное обучение как дополнение к очному или, как самостоятельное дистанционное обучение [7].


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=39739