"Есть кто с нашей деревни? Я бы отдал налом, да и всё"Источник: vc
Руководитель барнаульского интернет-магазина автозапчастей "Домкрат365" Иван Крапивин написал для vc.ru колонку об особенностях электронной торговли в регионах - о работе с поставщиками и клиентами, организации доставки и оплаты товара, а также о том, как выработать у жителей российской глубинки привычку покупать в сети. Здесь, на Меня зовут Иван, и полтора года назад я принял командование крупным провинциальным
Наш адрес domkrat365.ru. Компания - один из лидеров отрасли в регионе. Сфера: расходные материалы и запчасти для сельхозтехники, грузовой техники и немного для легковых автомобилей. 55 лет на рынке, более 100 сотрудников, сеть из более чем 30 магазинов, оптовый отдел, своя сервисная служба, вот это вот всё. Однажды собственники компании собрались и решили, что со всем этим багажом неплохо было бы взлететь в интернете. Мы собрались и обговорили правила игры. Принцип Матроскина актуален и по сей день: чтобы продать Прежде чем приступить к разработке, я выгрузил для себя весь товарный каталог. Более двух сотен категорий, более 40 тысяч товаров. Больше суток я провел над этим перечнем, выбирая шоколадные конфеты из новогоднего подарка. Рачки, карамель и ириски оставляя старшим товарищам. Мысленно представляя, что может быть продано и доставлено покупателю ресурсами Шины, диски, масло, жижи, Отсортированный первичный каталог включал в себя только те товары, которые уже продаются в сети в конкурентных нишах. Шины, диски, масло, аккумуляторы. Чуть больше 3 тысяч позиций. Пан Кардан: старт делу дан. Как не продать то, чего нетОдно из ключевых требований к проекту - быстрый малозатратный старт. На всё про всё ушло четыре месяца. Из них два - дизайн, верстка, разработка, интеграция с системой учета, тестирование, запуск. Еще два мы потратили на согласование названия магазина и логотипа. Объявляли тендер и отслюнявили $50 Помимо В качестве подрядчика выбор пал на В результате пользователь всегда видит на сайте актуальные остатки и не может купить то, чего нет. Даже если во время оформления заказа нужный товар ушел Помимо этого в стартовую версию сайта вошел личный кабинет пользователя с возможностью управления заказами, индивидуальная система скидок при оформлении заказа, модули Работа с поставщиками. Как продать то, чего нетНа многочисленных семинарах по электронной торговле всегда рекомендуют выходить на производителя. Только если у мелких лавочников ИП Кац производитель - это румяный китаец Леонид из провинции Юньнань, то в нашем случае это огромные российские заводы. Со всеми плюсами и минусами. Итак, у нас есть порядка 10 основных заводов поставщиков. Мы имеем низкие входные цены, прямую поставку и красивые дилерские сертификаты в офисе. А на выходе имеем еще несколько дилеров в регионе и жесткую политику отстаивания своих интересов заводом. Наценки розницы и - А вы видели, почём торгует Рабинович? Он что, хочет всех нас оставить без штанов? Поэтому в - Вижу, брат, тебе нужны джинсы, - подкатывал ко мне предприниматель с юга. Торговец бежит вглубь ряда и шепотом орет "Джинсы на парня! Джинсы на парня китайка у кого есть?". Собирает несколько вариантов, с солидным видом возвращается на точку. - Все лучшее! Сами в таких ходим. Я ему полторы, он тысячу соседу, 500 себе. Оперативный закуп. Мы не можем покрыть все бренды от производителя. Но можем выдать чужие остатки за свои. Пользователь не видит разницы, он также заказывает и оплачивает товар, которого нет. Учитывая отсутствие затрат на доставку и хранение, можем позволить себе играть на этом поле за те же 3-5%. Главное - делать уверенный вид и поскорее бежать вглубь ряда. Однако, не обходится без накладок. Бывали случаи, когда клиент уже приехал за товаром, а тот еще толкается ДоставкаНа этапе проектирования Другие предложили хорошую цену и кабальные условия сотрудничества. Задержку грузов, пени, кассовый разрыв длиною в месяц, неустойка с гулькин нос. Все как в лучших домах. Полтора месяца ушло на разрешение разногласий, и когда я уже надрезал палец, чтобы подписать договор, они вдруг заявили, что у них нет достаточной грузоподъемности автомобилей, чтобы перевезти комплект автомобильных шин. Товар к тому времени активно торговался. Рабочих вариантов доставки было всего два. Первый это штатный Второй вариант это я сам. По вечерам и выходным я был той самой последней милей, контактируя с клиентом. Презентовал товар, выяснял потребности и разговаривал за жизнь. Да, покупатели, знаете ли, любят поговорить с курьером Так не могло продолжаться долго. Чем больше я доставлял, тем меньше заказов успевал привлечь. За помощью пришлось обратиться на местный автофорум. И таки вы знаете, какие люди работали курьерами в нашем магазине? Бывший руководитель службы финансового мониторинга крупного банка, действующий диспетчер МЧС, руководитель федерации рафтинга Алтайского края, как две капли воды похожий на Себастьяна Феттеля. И все на удобных для всех сторон договорных условиях по тарифам Uber. Где деньги, Лебовски? Варианты оплатыЕще одно джентельменское соглашение между мной и руководителями компании дословно гласит: " И только оплата картами, только хардкор. Никаких "Яндекс.Денег", Webmoney и прочих биткоинов. Любой дополнительный выбор ставит в тупик нашего провинциального покупателя. Он начинает сомневаться и соскакивает с покупки. Даже при наличии банковской карты, потребность воспользоваться ей для покупки в Шинный рынок электронной торговли не так давно пережил нашествие жуликов. В попытке сэкономить многие засылали огромные суммы в пустоту и ожидали, когда в дверь постучит курьер, увешанный как питон элитными шинами за бесценок. Отголоски этих покупок ощущаем до сих пор. Около 30% заявок из других городов невозможно обработать "Яндекс.Касса", к слову, с недавних пор предоставляет удобные для провинции альтернативные методы оплаты. В личном кабинете продавец выставляет счет на обезличенный товар на конкретную сумму. Покупатель получает номер счета, по которому может перевести деньги в банкомате, Однако "Яндекс.Касса" не предупреждает, что переводы свыше 10 тысяч рублей не пролезают через этот канал и платежи надо разбивать на несколько частей. Не знал об этом ни я, ни Анатолий, серьезный криминальный авторитет с севера, который осенним погожим днем обнаружил в нашем Анатолий очень любит охоту, сезон которой в ХМАО очень короток. А чтобы застать нужного зверя на прикормленном месте Анатолию нужно двое суток ехать по тайге на "буханке", обутой в современную грязевую резину. Ситуация усугубляется тем, что Анатолий отдыхает в Анатолий наотрез отказывается оплачивать покупку в интернете. Ему хочется заглядывать в глаза человеку, которому он передает деньги. - Вы можете посмотреть в глаза оператору салона "Евросеть". Если вариант устроит, я выпишу вам счет. А я хорошо понимаю с первого слова. И еще помню, что Анатолий любит путешествовать с оружием. В наше время бывает неспокойно, говорит он. Поэтому как только вижу поступление средств в системе, сразу заказываю авиадоставку в ХМАО. И вот когда самолет с шинами взмывает в воздух, я получаю уведомление об отмене операции. Служба поддержки "Кассы" поясняет, что деньги сперва поступили в систему, уперлись в лимит и вернулись к контрагенту, в "Евросеть". На дворе была ночь, а наутро отдохнувший Анатолий отправлялся домой на Север. Перед моими глазами в тайгу на новых колесах весело уносится моя премия. Наутро мне позвонил Анатолий. - Я чуть было не попал в неудобное положение, парень. Я не люблю быть должным, но если вдруг в Повышение продаж. Увеличение конверсииТриггерные письма, 95% заказов мы получаем по телефону. Вдумайтесь только в это число - 95! Таким образом мы не имеем возможности получить Рабочие рекламные каналы для нас - это "Авито", "Дром.ру" и небольшие локальные форумы. При этом мы есть в "Маркете" (около 10 тысяч товаров), автоматизировали и отладили контекст для "Яндекс" и Google. Все это дает отличный целевой трафик по минимальной цене - 3,6 рубля в среднем за клик. Да, и при этом наш клиент очень далек от онлайна. С самого начала продаж я составил и задокументировал скрипты общения с клиентами по телефону. Сформулировал фирменное приветствие. Вот только когда на старте разговора клиент слышит " Большинство входящих обращений адресованы конкретному человеку. Тому, кто разместил объявление, в котором клиент увидел телефон. Он звонит как частное лицо частному лицу, пытается Волей-неволей нам приходится адаптироваться, принимать правила игры. Хотя изначально мы пытались работать по догме "Все через онлайн". Гоняли клиентов делать заказ на сайт, собирали данные. Но быстро поняли, что 80% из них отсеивается на этом шаге. Но есть же мобильный интернет, адаптивы, приложения, - скажете вы. Есть. А еще в Алтайском крае есть тайга, горы и степи, которые плохо сочетаются с покрытием оператора. Однажды я собрался отдохнуть в горной местности и попутно взял с собой запчасть, которую заказал клиент из этих мест. - Ты когда поедешь, мне не звони, - он объяснял мне условия доставки, - связи нет. Проезжаешь село, дальше налево по лесной дороге метров 200 через чащу. Там выезжаешь к бережку, полянка будет такая небольшая. Там стоит домик и будет стоять "ГАЗель". Ты пни ее по колесу, закричит сигналка, я на лодке приплыву к берегу. Сделал все как велено. Действительно, приплыл клиент, забрал запчасть. А откуда, спрашиваю, звонили? Связи же нет. - Видишь за машиной деревянный столб? На нем прямоугольное углубление. Ставь туда мобилу. Теперь отходи от столба на метр. Руки убери. Жди минуту. О! Видишь, связь появилась. Да убери руки тебе говорю! Что там у тебя, айфон? Проси Siri вызвать Увеличение конверсии для нас - это процесс адаптации магазина к клиенту и клиента к Мы боремся с вредными привычками клиентов. Прививаем культуру и сервис Однажды из соседнего Казахстана у меня запросили грузовые диски. Я нашел их у поставщика, отправил клиенту фото на телефон. Ответа не получил. Через несколько часов звонок "Я приехал за дисками, где взять?". А я понимаю, что диски на складе поставщика и физически купить их и привезти это несколько часов. А степной ветер ради этих дисков преодолел границу и 600 километров на пустой фуре. И черт бы с ней, с продажей, тут бы лицо сохранить. По телефону веду клиента на склад поставщика вместо нашего. Благодарный клиент от радости начинает спрашивать на складе, кто тут у вас Иван. Ему находят единственный подходящий вариант, вытаскивают грязного работягу с шиномонтажки. Клиент жмет ему руку, вручает казахский коньяк и уезжает обратно под ритмы и мелодии азиатской эстрады. Теперь к увеличению продажОсновная задача работы по рекламному каналу - получить ROI хотя бы равный 100%. В этом случае я смогу "купить" у инвесторов продление удовольствия на следующий период. Поэтому мы работаем по цепочке "анализ - гипотеза - тестирование - процесс - результат". Скажем, я планирую виртуально зайти со своим товаром в новый регион. Анализирую автопарк, Wordstat по ключевым запросам, региональные ресурсы, выдачу в регионе, предложение. Пытаюсь с минимальным бюджетом заявить о себе. При наличии быстрой продажи или качественных входящих обращений увеличиваю подачу газа до уровня ROI ≥ 100%. Таким образом были освоены северные Ровно по той же схеме ассортимент КомандаКак вы думаете, сколько человек нужно, чтобы развернуть действующий Один. Нет, разумеется, я использую ресурсы компании. Ежедневно со мной взаимодействуют операторы логистического центра, кладовщики, наборщики, специалисты по качеству, закупщики, Но при этом вопросы контента, улучшения качества сайта, формирование товарного каталога, стратегий продвижения и их реализация, продажи, организация доставки, организация документооборота, планирование, анализ и многое другое - на совести одного человека. И таки да. Не так давно я выторговал право на целого продавца. Поэтому у меня есть немного времени, чтобы законспектировать все это для вас |