Взгляд на бизнес с помощью схемы жизненного цикла ISO 15288Источник: businessstudioru Дмитрий Пинаев Генеральный директор ГК "Современные технологии управления"
В данной статье вновь хочется вернуться к проблеме адекватного представления бизнеса и его составных частей. То, что проблема адекватного представления есть, свидетельствуют разные источники: это и типовые модели бизнес-процессов, разрабатываемые различными ассоциациями, и конкретные примеры моделирования бизнеса, с которыми мне приходится сталкиваться. Совершенно случайно, читая материалы по ISO 15288, я увидел схему "System interaction with Typical Enabling Systems" (оригинальный вид схемы намеренно приведен только в конце статьи), в которой достаточно наглядно изображены:
Мне немедленно захотелось попробовать применить эту схему к разложению на части бизнес-системы, и результатами этой попытки я и делюсь в данной статье. Рис. 1 Стадии жизненного цикла отражают следующую идею: "Шаги разработки новой системы можно рассматривать как постепенную "материализацию" системы - постепенный переход от абстрактной потребности к сборке и монтажу пригодных к работе компонентов, совместно выполняющих сложные функции ради удовлетворения данной потребности" [А .Косяков "Системная инженерия", с.143]. Нужно понимать, что это упрощенное изображение реального протекания стадий, которые в реальности могут накладываться во времени друг на друга, чередоваться (например, функционирование системы и ее обслуживание) и т.д. Но нам, тем не менее, этой схемы будет достаточно для визуализации некоторых принципиальных идей. Я адаптировал идею жизненного цикла применительно к рассматриваемой предметной области бизнес-систем: Рис. 2
Попробуем через призму стадий жизненного цикла посмотреть на устройство бизнес-системы. Сначала изобразим ту целевую систему, которую мы хотим произвести: Рис. 3 В случае бизнес-системы целевая система обычно называется термином "Продукт", его и буду далее использовать как основной. Продукт может быть достаточно сложным (автомобиль), может быть достаточно простым (например, топор), для данной статьи это не важно. Всё есть системы, а все системы имеют жизненный цикл. Очевидно, что продукт необходимо как минимум произвести, а как максимум - еще прорекламировать, продать, доставить и т.п. На схеме это отображается следующим образом: Рис. 4 Термин "Производственная система" может быть не очень удачен для передачи необходимого смысла, но пока я не придумал ничего удачнее. В бизнесе обычно это называется "Операционная деятельность", но это еще более неудачный термин. Важные факты, которые отражены в данной схеме: Также в бизнес-системе обычно (но не обязательно!) присутствует обслуживающая система, которая занимается "ремонтом" Производственной системы. В термин "ремонты" я включаю и периодическое регламентное обслуживание, и замену негодных частей годными. Обслуживающая система позволяет Производственной системе существовать сколь угодно долго, выполняя свои функции по производству Продукта: Рис. 5 На данном этапе у читателя уже могут появиться вопросы: а откуда берутся Производственная и Обслуживающая системы, а также кто занимается замыслом и разработкой продукта? Если отвечать на этот вопрос нарративом, то я бы сформулировал это так: Собирается команда компетентных людей, которые обсуждают концепцию продукта и возможность его произвести. Если концепцию удовлетворительна и возможность произвести продукт существует, то команда начинает переходить к реализации: разрабатывать подробные проекты Продукта, Производственной и Обеспечивающих систем, а также воплощать проекты Производственной и Обеспечивающих систем в материале. После воплощения Производственной системы в материале она должна быть готова начать производить Продукт. Отразим данный нарратив в виде схемы: Рис. 6 Важные факты, которые отражены в данной схеме: 1) Во-первых, на этой схеме уже стали видны границы типовой бизнес-системы, которую в данном случае можно назвать системноинженерным термином "система систем" (SoS): "По сути дела, всякий раз, когда ряд независимых и пригодных к работе систем объединяется для приобретения возможностей, выходящих за пределы суммы возможностей отдельных систем, мы получаем систему систем. Разумеется, уровень комплексирования может существенно различаться. На одном конце спектра находится SoS, полностью интегрированные на самых ранних стадиях разработки, когда отдельные системы, хотя и способные функционировать независимо, проектировались чуть ли не исключительно для SoS. На другом конце мы встречаем системы, слабо связанные для временного решения локальной задачи без каких-либо формальных оснований, кроме согласия своих владельцев", [А .Косяков "Системная инженерия", с.119]. Я думаю, и такие, и такие типы SoS встречаются в бизнес-системах. К этому хотелось бы добавить, что бизнес на верхнем уровне представления- это не "жесткая" иерархическая система, как принято считать, а именно система систем, т.к.: а) системы в ней находятся в достаточно специфичных связях, а не в связях "Часть-Целое": В данном случае можно также вспомнить теорию деятельности (например, СМД-методологию Г.П. Щедровицкого) и сказать, что системы является объектами и средствами в некоторых деятельностях. При этом их роли могут меняться. Например, в деятельности по созданию Производственной системы, Производственная система является объектом, а Система развития - средством деятельности. Когда Производственная система построена, то она становится средством в деятельности по производству Продукта (или по производству денег в виде прибыли, если смотреть в суть дела) б) системы достаточно автономны относительно друг друга (могут существовать друг без друга длительные периоды времени), а также могут быть заменены на другие системы (например, обслуживание Производственной системы можно отдать на аутсорсинг). 2) Система развития обеспечивает стадию "Разработка" жизненного цикла Продукта практически полностью, но небольшая часть стадии "Разработка" обеспечивается Производственной системой. На практике так бывает, когда есть потребность уточнять конструкцию продукта на стадии приема заказа клиента. Система развития при этом фактически проектирует целый класс продуктов, а также Производственную систему, которая способна производить этот класс продуктов без своей перестройки. Например, это может быть компания по производству пластиковых окон: Производственная система создается такой, чтобы быть способной производить целую гамму разных по размерам окон, при этом конкретное окно допроектируется при приеме заказа Производственной системой. В случае же когда Производственная система производит продукт раз за разом без изменений, то Система развития обеспечивает стадию "Разработка" Продукта полностью. Но для других типов компаний (проектные, софтверные) возможны и другие варианты обеспечения жизненного цикла продукта. Факты, которые не отражены в этой схеме: Вариант для бизнеса, который занимается услугами/предоставлением сервиса приведен ниже (Рис.7): Рис. 7 В данном случае можно говорить о том, что: а) Продукта, как отделимого от бизнес-системы артефакта, нет. б) Производственная система является в данном случае Целевой системой. в) Производственная система на стадии "Функционирование" оказывает сервис клиентам. Примером таких бизнес-систем, может послужить парикмахерская или служба такси. Дополнительно можно рассмотреть расширение приведенной на Рис.6 схемы бизнес-системы для двух случаев. Первый случай, когда есть необходимость сервисного обслуживания Продукта. В этом случае должна быть создана еще и Сервисная система для Продукта: Рис. 8 Распространены ситуации, когда Сервисная система принадлежит нескольким владельцам. Например, в случае производства бытовой техники Сервисная система включает себя как предприятие-производитель (производит запчасти), так и сеть сервисных центров, владельцами которых являются отдельные юридические лица. Очевидно, что при необходимости обеспечить стадию "Списание" Продукта необходимо построить еще и Утилизационную систему. Примером продукта, когда это необходимо, является в настоящее время автомобиль. Второй случай, который хотелось бы привести, касается работы инвестиционных компаний и венчурных фондов. В данном случае речь уже идет о "машине" по массовому созданию бизнес-систем: Рис. 9 На схеме я отразил тот факт, что Система тиражирования бизнесов частично участвует в замысливании Продукта и Производственной системы. Если замысел оканчивается успешно, то она создает Систему развития, которая продолжает работу по созданию бизнес-системы. Вывод1. В бизнесе мы имеем дело с явным "множественным инжинирингом". Имеется ввиду, что в общем случае, кроме инжиниринга Целевой системы-Продукта, требуется инжиниринг Производственной системы, а также Обслуживающей и Сервисной. В свою очередь, это приводит к очевидному выводу, что при условии экономической целесообразности Производственная и остальные системы должны создаваться под широкий класс(ы) Продуктов, чтобы их не приходилось перестраивать слишком часто. Вывод 2. Распространен взгляд, что бизнес- это такая кипучая "каша", в которой тесно переплетена сама деятельность с деятельность по улучшению этой деятельности. Задачей данной статьи было дать четкую картину, что в бизнесе должно быть 3 системы и соответствующие им деятельности. Логика работы (технология) каждой из трех систем - принципиально отличаются. Люди обычно смешивают эти технологии в одно целое и в головах, и в моделях. Ничего хорошего из этого не получается. Поэтому на практике, должно стать понятным, что если, например, главный инженер думает о новой производственной линии, то он в этот момент является бизнес-архитектором, и сидит (выполняет роль) в Системе развития. А если руководит ремонтом производственной линии, то он в этот момент - обслуживающий персонал и сидит в Обслуживающей системе. И время у него должно быть на каждый вид деятельности. В дальнейшей статье я планирую рассмотреть вопрос моделирования такого структуры бизнес-системы с помощью распространённых нотаций моделирования. Именно этот вариант изображения схемы взят из документа ISO/IEC TR 24748-1 "TECHNICAL REPORT. Systems and software engineering - Lifecycle management. Part 1" В практически таком же виде он фигурировал в ISO/IEC 15288:2002, хотя из последней редакции 2015 года эта схема была вынесена в руководство ISO/IEC TR 24748. Рис. 10 |