Денежный элементИсточник: rbc
Предприниматель Данила Шапошников говорит, что взялся вывести продукт на рынок из лаборатории. Стартап AT Energy делает водородные топливные элементы, на которых беспилотники смогут летать в разы дольше, чем сейчас. Предприниматель Данила Шапошников помогает ученым Юрию Добровольскому и Сергею Нефедкину коммерциализировать их изобретение - компактные водородные топливные элементы, которые могут работать несколько часов, не боясь мороза и влаги. Созданная ими компания AT Energy уже привлекла около 100 млн руб. инвестиций и готовится к покорению мирового рынка беспилотных летательных аппаратов объемом $7 млрд, на котором пока преимущественно используют литиево-ионные аккумуляторы. Из лаборатории на рынок Начало бизнесу положило знакомство Шапошникова с двумя докторами наук в области энергетики и электрохимии - Добровольским из Института проблем химической физики РАН в Черноголовке, и Нефедкиным, возглавляющим Центр водородной энергетики в Московском энергетическом институте. У профессоров была идея, как делать низкотемпературные топливные элементы, но они не понимали, как вывести свое изобретение на рынок. "Я выступил предпринимателем-инвестором, который рискнул вывести продукт в рынок из лаборатории", - вспоминает Шапошников в интервью РБК. В августе 2012 года Шапошников, Добровольский и Нефедкин зарегистрировали компанию AT Energy (ООО "Эй Ти Энерджи") и стали готовить опытные образцы. Компания подала заявку и стала резидентом Сколково. Весь 2013 год на арендованной базе института в Черноголовке основатели AT Energy работали над тем, чтобы радикально увеличить срок работы аккумуляторов на основе топливных элементов. "Черноголовка - наукоград, там достаточно легко найти и привлечь к работе лаборантов, инженеров и электрохимиков", - говорит Шапошников. Потом AT Energy переехала в черноголовский технопарк. Там и появился первый продукт - топливный элемент для беспилотников. "Сердцем" топливного элемента, разработанного в AT Energy, является мембранно-электродный блок, в котором происходит электрохимическая реакция: с одной стороны подается воздух с кислородом, с другой - сжатый газообразный водород, в результате химической реакции окисления водорода вырабатывается энергия. Под реальный продукт AT Energy смогла получить два гранта Сколково (в сумме почти 47 млн руб.), а также привлечь около $1 млн инвестиций. В проект поверили фонд North Energy Ventures (получил 13,8% AT Energy, его партнером является сам Шапошников), венчурный фонд Московского физико-технического института Phystech Ventures (13,8%) и девелопер "Мортон" (10%); напрямую Шапошникову и Добровольскому сейчас принадлежит по 26,7% AT Energy, а Нефедкину - 9% (все - по данным ЕГРЮЛ). Летает дольше, еще дольше На сегодняшний день почти 80% беспилотников в мире используют электрические двигатели, которые питаются от литиево-ионных или литиево-полимерных аккумуляторов. "Самая большая проблема с батарейками - в том, что в ней есть ограничения энергоемкости по габаритам. Хочешь в два раза больше энергии - ставь еще один аккумулятор, и еще один, и т. д. А в беспилотниках самый важный параметр - это его масса", - объясняет Шапошников. От массы беспилотника зависит его полезная нагрузка - количество устройств, которые можно на него повесить (например, камеры, тепловизоры, сканирующие устройства и пр.), а также время полета. На сегодняшний день дроны летают в основном от получаса до полутора часов. "Полчаса это неинтересно, - говорит Шапошников. - Получается, только ты его поднял в воздух, как уже пора менять аккумулятор". Кроме того, литиево-ионные батареи капризно себя ведут при отрицательных температурах. Шапошников утверждает, что разработанные в AT Energy топливные элементы позволяют дронам летать до пяти раз дольше: от двух с половиной до четырех часов, а мороза не боятся (до минус 20 градусов). Расходные материалы и комплектующие для своих аккумуляторов AT Energy закупает как в России, так и за рубежом. "Для научных разработок подразумеваются небольшие серии, так что мы пока не можем дать потенциальным российским производителям необходимых нам компонентов горизонт планирования, чтобы они могли локализовать их производство", - объясняет Шапошников. В 2014 году AT Energy выполнила первые контракты: поставила 20 аккумуляторных систем на основе своих топливных элементов военным (заказчика Шапошников не называет). Ими также были оснащены дроны компании "АФМ-Серверс", которая использовала их при видеосъемке Олимпиады в Сочи. "Одна из целей компании была протестировать наши системы на беспилотниках, и нам было все равно, заплатят нам за это или нет", - вспоминает Шапошников. На сегодняшний день у AT Energy подписан ряд контрактов и предконтрактов, потенциальная выручка по которым, по словам Шапошникова, составляет 100 млн руб. (в основном с госструктурами). Финансовые результаты деятельности AT Energy Шапошников не раскрывает. По данным "Контур.Фокус", в 2014 году компания имела выручку в 12,4 млн руб. и чистый убыток в 1,2 млн руб. Стоимость топливных элементов мощностью до 0,5 кВт производства AT Energy, по словам Шапошникова, колеблется в интервале $10-25 тыс., в зависимости от типа беспилотника, стоящих перед ним задач, длительности полета и других параметров. Девальвация рубля, по словам Шапошникова, облегчит компании выход на мировой рынок. "Мы ставим себе цель в 2016 году завязать отношения с западными игроками, а в 2017 году сделать первые продукты для основных типов зарубежных беспилотников", - говорит он. |