Источник: НАМИП
Общий подход к автоматизации управления
Система управления предприятием едина в своей основе, хотя для удобства организации управленческой деятельности выделяются отдельные направления. У разных направлений деятельности предприятия - свое место в иерархии всех бизнес-процессов и свои специфические информационные системы в рамках поддержки со стороны ИТ.
Современные требования к управлению бизнесом предполагают не просто вертикальную интеграцию бизнес-процессов управления предприятием по направлениям, но и объединение всех бизнес-процессов разных направлений учета в одну систему управления всеми бизнес-процессами, опираясь на единый свод правил. И для этого процесса должна быть поддержка на уровне единого информационного пространства в составе автоматизации системы управления. С точки зрения руководителя высшего звена основной задачей автоматизированной системы на его рабочем месте является предоставление сбалансированной схемы показателей эффективности деятельности предприятия относительно различных видов учета.
Комплексный подход к автоматизации бизнес-процессов включает консолидацию данных из различных источников (систем ERP, EAM, MES и других систем оперативного управления), формирование запросов и анализ данных, а также механизмы применения полученных результатов в практику работы организации. Постоянный мониторинг ситуации в режиме реального времени позволяет оперативно выявлять и оценивать проблемы до того, как они достигают критических размеров.
Архитектура и технологии решений
Реализуемые в настоящее время проекты автоматизации с участием ERP систем (SAP, Oracle BS, Microsoft Dynamics, Галактика ERP и 1C) ориентированы на вертикальную интеграцию вокруг ядра в виде ERP системы.
Однако современное развитие как новых подходов в IT, так и изменение бизнес-процессов на предприятиях с учетом интенсивно изменяющейся внешней среды диктует использование нового подхода равновесной модели интеграции всех систем вокруг интеграционной шины и обобщенного информационного хранилища разных систем для взвешенного анализа данных. Такой подход обеспечивает более сбалансированное развитие ИТ на предприятии и, что сейчас немаловажно, уменьшает общие издержки их применения и адаптации к актуальным требованиям системы управления.
Наша компания ориентирована на создание интеграционных решений на основе архитектуры ESB (шины интеграции предприятия) и информационного портала, обеспечивая гармоничное взаимодействие между собой информационных систем разных производителей с целью создания единого информационного пространства.
Применяемые компоненты ИТ позволяют добиться согласования не только форматов обмена данными между системами, но согласование экземпляров аналитических объектов учета, а также осуществлять согласование исполнения шагов бизнес-процесса в связке нескольких информационных систем. При этом предполагается, что хотя применяются распространенное открытое ПО и тиражируемые технологические подходы в know-how к построению единого интеграционного пространства, конечный результат зависит от информационного ландшафта каждого Заказчика и будет для него уникальным решением.
Вершина в системе управления - Центр поддержки управленческих решений (ЦПУР)
ЦПУР строится на основе создания Цифрового портала руководителя. Основной целью создания автоматизированной системы Цифрового портала руководителя является повышение эффективности информационного обслуживания руководства и, следовательно, качества принимаемых решений в рамках управления предприятием за счет совершенствования методов аналитического мониторинга. Этот процесс может быть многостадийным - по мере развития системы управления и определения в ней актуальных для руководства ключевых индикаторов в системе Цифрового портала руководителя предприятия производится настройка отчетных форм, консолидирующих результаты деятельности разных видов учета в расчетные индикаторы по формальным правилам действующей методики системы управления с одной стороны, а с другой - обеспечивая расшифровку показателей в разрезе исходных данных служб предприятия.
Эффективность автоматизированной системы Цифрового портала руководителя определяется повышением качества решений по управлению предприятием за счет своевременного информирования руководства о текущем состоянии предприятия на основе многоаспектного анализа обстановки и последствий от принятия того или иного решения.
Вариант реализации концепции Единого информационного пространства
На Атырауском НПЗ уже обеспечена интеграция бизнес-процессов учета отдельных модулей SAP ERP с созданными ранее решениями автоматизированных систем по учету персонала и оперативного управления в производстве другого производителя. В настоящее время проводятся работы по реализации комплексного решения на основе единого технологичного подхода к созданию, обработке и анализу информационных потоков от всех видов деятельности на предприятии (ERP, СЭД, MES и системами уровня РСУ ТП/SCADA).
Таким образом, производится создание единого информационного пространства в работе всех бизнес-процессов Атырауского НПЗ с тем, чтобы обеспечить для руководства обобщенный взгляд на оперативную деятельность предприятия как с точки зрения его процесса производства, так и с точки зрения достигаемых экономических результатов его хозяйственной деятельности.