Ресурсная модель расчета стоимости проекта по укрупненным нормативам

Источник: rosatom

Интервью Геннадия Сахарова
 
14.11.2013 02:27  /  РИА "Новости"

О путях сокращения сроков и стоимости строительства атомных объектов рассказал директор по капитальным вложениям госкорпорации "Росатом", директор Отраслевого центра капитального строительства Росатома (ОЦКС) Геннадий Сахаров.

Россия в последнее десятилетие активно строит атомные станции за рубежом. Но для сохранения лидирующих международных позиций Росатому нужно широко внедрять инновации в проекты атомных объектов и улучшать структуру управления строительством АЭС. О путях сокращения сроков и стоимости строительства атомных объектов РИА Новости рассказал директор по капитальным вложениям госкорпорации "Росатом", директор Отраслевого центра капитального строительства Росатома (ОЦКС) Геннадий Сахаров.

- Геннадий Станиславович, расскажите, пожалуйста, об инновациях в сфере строительства атомных объектов.

- Сейчас в Росатоме внедряется система управления стоимостью строительства. Это глобальный процесс. Мы точно идем по пути фиксации предельной стоимости проекта на прединвестиционной фазе. То есть мы единожды зафиксировали цену, но дальше мы должны постараться еще ее снизить - если мы собираемся серьезно конкурировать на мировом рынке строительства АЭС, да и других объектов использования атомной энергии тоже. Проблема в том, что сейчас на мировой рынок активно выходят азиатские компании. Это серьезные конкуренты. Зная стоимость ресурсов этих стран - причем ресурсов и трудовых, и стоимость производства оборудования, я не исключаю, что спустя какое-то время у нас могут возникнуть проблемы с конкурентоспособностью наших проектов. Поэтому здесь мы обязаны сыграть на опережение. Ведь сегодня в стратегии Росатома предполагается, что уже в ближайшее время более 50% проектов мы будем возводить за рубежом. Считаю, что достичь значимого снижения стоимости сейчас можно лишь за счет внедрения инноваций - новых технологий и прежде всего новых материалов, например, композитных. Потому что все другие ресурсы снижения стоимости мы фактически использовали - созданы современные инжиниринговые компании, отлажена система конкурентных закупочных процедур, так что сейчас на первый план выходят инновации.

- Но ведь композитные материалы давно пытаются внедрить в атомной отрасли…

- Да, давно, но, к сожалению, этот процесс пока не дошел до финала. До конца этот путь еще не пройден. Наши атомные энергоблоки и сегодня конкурентоспособны, причем эксплуатация наших АЭС достаточно дешевая. Это признается ведущими мировыми экспертами, иначе мы бы не выигрывали тендеры за границей. Сейчас мы только начали широко осваивать зарубежный рынок. И если мы сегодня не будем внедрять инновации, мы можем свою конкурентоспособность потерять. Поэтому на научно-практической конференции "Применение инновационных технологий в капитальном строительстве атомной отрасли", организованной в МГСУ, мы планируем не просто поговорить об инновациях, а посмотреть те разработки, которые уже готовы к внедрению, и определить список пилотных проектов, внедрение которых мы начнем уже буквально на следующий день после завершения конференции. А через год соберемся и обсудим, что удалось сделать на практике. Потому что часто процесс внедрения оказывается гораздо дольше времени, потраченного учеными на создание самого инновационного материала.

- Стоимость проекта АЭС напрямую зависит не только от материалов, но и от сроков самого строительства. Сейчас обсуждается сокращение сроков строительства типового блока?

- Задача такая руководством Госкорпорации "Росатом" поставлена. Основной период строительства должен быть сокращен до 48 месяцев. Задачу эту никто не снимал, однако ясно и другое: выполнить ее за счет резкого повышения производительности труда невозможно, условно говоря, заливать бетон быстрее, чем он выгружается из бетоносмесителя. А вот если заливать другой бетон - инновационный, который, допустим, легче, но при этом прочнее (именно такой и разработали в МГСУ), то его и заливать нужно будет меньше, а значит - быстрее, и стоимость можно будет уменьшить - ориентировочно процентов на десять. Расчеты приблизительные, после конференции планируем вплотную заняться и расчетами, и разработкой нормативов, которые должны быть утверждены Ростехнадзором, чтобы их смогли использовать наши отраслевые проектанты. Или, например, другая инновационная разработка - неметаллические материалы. Они могут быть использованы как для армирования бетонных конструкций при строительстве АЭС, так и для сооружения устройства "ловушки" расплава активной зоны… А если предположить, что нам не потребуется двойная металлическая оболочка реактора, потому что мы заменим ее не менее прочным композитным неметаллическим материалом? Это открывает серьезные перспективы снижения стоимости. Конечно, это проект на большую перспективу, нам придется проводить многочисленные дополнительные исследования, но мы к этому готовы.

- А существуют ли какие-либо другие механизмы снижения стоимости проекта? Не связанные с новыми материалами?

- Безусловно. Мы уверены, что один из действенных способов - это сделать так, чтобы инжиниринговые компании, которые по понятным причинам пока заинтересованы в получении максимальной прибыли от реализации проекта, стали бы заинтересованы в уменьшении и сроков строительства, и цены возводимого объекта в целом. Мы разработали отраслевую систему мотивации, сейчас согласовываем ее в Минэкономразвития РФ. Любопытно, но факт - в сегодняшних строительных правилах система мотивации вообще не предусмотрена. У нас нет механизма для стимулирования компаний к экономии. Если, к примеру, я сэкономил миллиард, то мне выплатят 100 миллионов премии. У нас такой механизм в России отсутствует. Между тем в советские времена была премия за ввод объектов, сегодня такого нет. Считаю, что это неправильно. Разработанная нами система мотивации будет направлена на сокращение сроков, за их уменьшение будет выдаваться серьезная премия. И такая же мотивация будет по сокращению стоимости. Если на стадии проекта проектант нам предложит экономию, то до 3% от этой экономии мы готовы ему заплатить. Мы готовим уже несколько пилотных проектов с внедрением новой системы мотивации.

Пилотные проекты будут на Курской АЭС-2, на АЭС "Аккую" в Турции, на новой финской атомной станции. Также пилотный проект мы будем отрабатывать и в ядерно-оружейном комплексе.

- Нашу систему ценообразования часто критикуют. Заслуженно? Не является ли она сдерживающим фактором для международной экспансии Росатома?

- Что касается российской системы ценообразования, применяемую для подготовки проектов строительства, ее действительно часто ругают за громоздкость и неэффективность. Но должен сказать, что в других странах также действуют подобные системы, очень похожие на нашу. К примеру, когда мы вели подготовительные работы по строительству АЭС в Турции, шли разговоры, что у нас с ценообразованием все плохо, что наши цены не учитывают существующие реалии, что, мол, у нас сплошная обдираловка. На самом деле оказалось все наоборот. Мы провели эксперимент - в Турции были разыграны пять первых лотов на подготовительные работы, которые были просчитаны по российским расценкам. Это в основном земляные работы. И когда мы сравнили российские цены с турецкими нормативами, то оказалось, что если бы мы считали лоты в турецких расценках, то работа нам бы вышла дешевле. Турецкие расценки меньше, поэтому турецкие подрядчики с удовольствием приняли участие в наших конкурсах. Так что встречаются и такие парадоксы. А что касается системы в целом, то в ближайшее время мы запустим свою отраслевую сметно-нормативную базу Росатома - мы уже передали ее в Госстрой РФ для включения в Федеральный реестр сметных нормативов. Так что после утверждения Госстроем будем считать проекты уже в ценах 2013 года. Кроме того, сейчас запущен процесс перехода на ресурсную модель расчета стоимости проекта по укрупненным нормативам, она будет применяться как раз к проектам, возводимым за рубежом. Сейчас создаем специальный проектный офис, думаю, через полгода уже получим результаты.

- Вы проводите 14 ноября совместную с Московским государственным строительным университетом конференцию по строительству атомных объектов. Расскажите о дальнейших планах сотрудничества с МГСУ.

- Мы приняли решение о создании в МГСУ корпоративной кафедры Росатома по строительству объектов атомной отрасли с участием нашего Отраслевого центра капитального строительства. Во-первых, нам нужно воспитать новое поколение специалистов - бакалавров и студентов специалитета университета, научить их особенностям проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений объектов атомной отрасли. Кроме того, на кафедре можно получить и второе высшее образование - не секрет, что на многих наших предприятиях в управлениях капитального строительства не хватает людей именно с профильным строительным образованием. И плюс к этому - наверное, главной миссией кафедры станет организация работ по внедрению инноваций в реальную жизнь, чтобы интересные разработки не оставались на бумаге или даже в лабораториях МГСУ как единичные образцы, а внедрялись на атомных стройках.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=38058