Методика внедрения ERP-систем

Источник: osp
Олег Саидов-Лебединский

Ужесточение требований к бизнесу как со стороны государства, так и со стороны инвесторов диктует необходимость применения самых передовых технологий в управлении бизнесом.

Издательство

Методика внедрения ERP-систем

Ужесточение требований к бизнесу как со стороны государства, так и со стороны инвесторов диктует необходимость применения самых передовых технологий в управлении бизнесом. В пакет решений для предприятий интегрируются все новые

Читать целиком
Ужесточение требований к бизнесу как со стороны государства, так и со стороны инвесторов диктует необходимость применения самых передовых технологий в управлении бизнесом. В пакет решений для предприятий интегрируются все новые модули автоматизации ранее неохваченных областей, совершенствуются возможности существующих, а на основе уже имеющихся бизнес-приложений создаются прототипы отраслевых решений. Однако новые модули и отраслевые прототипы часто требуют иных подходов к процессу их внедрения. Методики внедрения бизнес-приложений корпорации Oracle оформлены в Application Implementation Method for Business Flows.

Результаты работы корпорации Oracle в сфере методик внедрения бизнес-приложений оформились недавно в новую версию методики Application Implementation Method - AIM for Business Flows (AIM for BF), на примере которой мы рассмотрим вопросы изменения процедур внедрения бизнес-приложений, вызванные, в первую очередь, ростом бизнес-ориентированности комплекса приложений Oracle E-Business Suite.

Важным в новом подходе к внедрению является использование - с самого начала проекта -  работающего прототипа системы . Вместо того, чтобы формализовать бизнес-процессы и требования к ним "на бумаге", целессобразно сразу настраивать прототип системы в соответствии с бизнес-требованиями. Это позволяет пропустить трудоемкую фазу формализации требований на бумаге, быстрее получить не промежуточные, а значимые для бизнеса результаты; избежать искажений в понимании бизнес-требований в процессе их "теоретической" формализации (бизнес-эксперт имеет в виду одно, говорит другое, консультант записывает третье и т.д.); эффективнее использовать экспертизу представителей бизнеса, поскольку наглядная демонстрация гораздо понятнее, чем "бумажная" формализация.

Еще одной ключевой особенностью нового подхода к внедрению бизнес-приложений является отказ от фазы описания бизнеса "как есть" и перенос акцента на  моделирование бизнес-процессов "как будет" . В самом деле, какая польза от тщательной проработки картины существующего бизнеса, если после внедрения бизнес-процессы и, возможно, бизнес-структура существенно изменятся? Вместо того чтобы детально анализировать существующие бизнес-процессы, AIM for BF рекомендует как можно быстрее перейти к моделированию новой картины бизнеса. Закономерен вопрос: каким образом эксперты предприятия смогут моделировать новые бизнес-процессы в той их форме, которая подразумевает интенсивное задействование приложения, не зная ни его возможностей, ни практики построения бизнеса с использованием бизнес-систем? Разрешить это противоречие помогает акцент AIM for BF на использование работающего прототипа системы. Действительно, в приложения обычно "зашиты" лучшие практики построения бизнес-процессов, а в случае с отраслевыми решениями учтена и специфика данной конкретной отрасли, поэтому эксперты предприятия, с помощью консультантов наглядно знакомясь с работающим прототипом, освобождаются от необходимости придумывать будущие бизнес-процессы "с чистого листа".

Таким образом, используя "вшитую" в приложение экспертизу построения "правильных" автоматизированных бизнес-процессов, участники проекта получают возможность быстрее продвинуться к получению главного результата - работающей, подстроенной под бизнес системы. Однако, случается и так, что нужного отраслевого решения, а весьма "продвинутые" приложения могут не реализовывать все требования специфического бизнеса, поскольку разработка (а особенно поддержка) таких узкоспециализированных приложений чрезвычайно ресурсоемка для производителя, и, следовательно, такое приложение будет иметь очень высокую стоимость. Для реализации специфических требований бизнеса, не реализуемых стандартными возможностями приложения, в AIM for BF предусмотрен ряд задач, в ходе выполнения которых происходит формализация бизнес-требований и доработка приложения. Этот процесс включает в себя следущие задачи:

  • выявление бизнес-требований, не покрываемых стандартной функциональностью приложения;
  • анализ стоимости реализации новой функциональности и принятие решения, что более эффективно для бизнеса: реализовать нестандартную функциональность, либо построить бизнес-процессы с использованием стандартной функциональности, либо вообще отказаться от "автоматизации" некоторых бизнес-действий;
  • проектирование новой функциональности приложения и ее тестов, включая тесты интеграции между новой и стандартной функциональностью;
  • реализация новой функциональности, тестирование, разработка документации на новую функциональность или изменение стандартной документации;
  • внедрение новой функциональности.

Даже из этого описания ясно, что доработка функциональности приложения - трудоемкий процесс, требующий существенных ресурсов. Поэтому AIM рекомендует рассмотрение способов реализации нестандартных требований в порядке от менее ресурсоемких решений к более ресурсоемким, а именно:

  1. попытаться реализовать требования бизнеса с помощью комбинации существующих возможностей приложения в сочетании с "ручными" операциями;
  2. реализовать недостающие возможности с помощью предусмотренных в приложении стандартных способов расширения функциональности (гибкие поля, изменение "пустышек" кода, предусмотренных в контрольных точках и т.д.);
  3. только если первое и второе невозможно, проектировать новую функциональность приложения.

Формализация бизнес-требований необходима как первый шаг в разработке новой функциональности, но если бизнес-требование можно реализовать стандартными возможностями приложения или отраслевого прототипа, то исчезает смысл тратить силы и время на тщательную формализацию требования. Еще раз хотелось бы акцентировать внимание на том, что AIM for BF рекомендует формализацию бизнес-требований только в случае, если приложение не реализует важных специфических требований бизнеса. В подавляющем большинстве случаев AIM for BF предполагает, что требования бизнеса аккумулируются в рабочем прототипе системы, а точнее, в процессе моделирования и настройки прототипа от чернового варианта к виду, готовому для рабочего использования.

Новая версия AIM предусматривает разбиение проекта не на шесть фаз, как более ранние версии AIM, а на пять. Две "старые" фазы "Анализ операций" (Operations Analysis) и "Дизайн решений" (Solution Design) объединены в одну - "Уточнение" (Elaboration), что отражает ускорение процесса внедрения за счет использования новых подходов. Другим методологическим изменением является группировка всех задач, относящихся к бизнес-анализу и настройке приложения, в один комплексный процесс - "Отображение бизнес процессов" ("Business Process Mapping", BF), что соответствует тесному сближению процессов выявления бизнес-требований, проектирования будущих бизнес-процессов и отображения бизнес-процессов на функциональность приложения.

Издательство

Методика внедрения ERP-систем

Ужесточение требований к бизнесу как со стороны государства, так и со стороны инвесторов диктует необходимость применения самых передовых технологий в управлении бизнесом. В пакет решений для предприятий интегрируются все новые

Читать целиком

Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=38055