Подсчет себестоимости часа разработки программного обеспечения

Источник: habrahabr

Сегодня я расскажу о больной теме как для покупателей программного обеспечения, так и для провайдера этой услуги - себестоимости разработки. Понятно, что сейчас не самое лучшее время для того, чтобы разбрасываться бюджетами. Только это не значит, что производители должны работать себе в убыток. Многие говорят о жадности предпринимателей, но я вам вот что скажу: нет ничего постыдного в том, чтобы делать честный бизнес и адекватно считать свои косты.

image

Наша компания разрабатывает российский софт для видеосвязи - какой, сами догадывайтесь, здесь не реклама. Не дешевый, не дорогой; стандартный, качественный софт. Интеграция с аппаратными решениями, гибкость, облака - все, что душе угодно. Буквально в конце прошлого года мы поняли, что в коммерческое предложение надо добавлять главу об экономической обоснованности. Чтобы все вопросы отметались сразу, чтобы экономить время и наше, и клиентов, потому что опять же: время - деньги.

Выяснилось, что клиенты действительно не понимают, сколько стоит час работы высококвалифицированного разработчика с постоянной рыночной официальной зарплатой. Иногда клиенты ориентируются на прайсы фрилансеров. Ничего не имеем против них, но ведь это совсем другие ребята.

Сначала мы надеялись найти какую-то методику подсчета себестоимости разработки ПО в открытых источниках, но потерпели фиаско, так как никто таких расчетов не производил.

Так что мы не пожалели времени и все сделали сами. Конечная формула получилась универсальной и на удивление простой:

Час = ЗП/36,

Где ЗП - это средняя зарплата группы разработчиков, включая руководителя, занятых в проекте, а число 36 - высчитанное отношение себестоимости часа разработки к зарплате разработчика.

Чтобы избежать обвинения в голословности, приводим полностью прозрачное обоснование.

Состав работ по разработке софта получился таким:
• анализ требований, проектирование возможностей;
• проектирование архитектуры и интерфейсов;
• разработка документации и плана интеграции;
• кодировка и сборка;
• тест продукта;
• инсталляция, квалификационный тест;
• сопровождение (рефакторинг, исправление кода, поддержка версионности) - 30% от емкости.

Про 30% от емкости скажем отдельно. Многие компании-разработчики не включают сопровождение в состав работ и, соответственно, в финальную стоимость. В итоге заказчик дополнительно платит за любой баг, за малейшее исправление кода.

Мы предпочитаем работать с высокой степенью ответственности, поставлять клиентам, так сказать, "софт под ключ" и обеспечивать полную техподдержку, потому что разрабатывать сложное ПО, работая по принципу аутсорсинга - несерьезно. По нашему опыту, клиенты скорее согласятся платить за поддержку сверх требуемого, чем взваливать на себя проблемы по сопровождению кода.

Возвращаемся к методологии.

Оплата труда включает:
 зарплата, включая подоходный налог 13%;
 премия - без нее никуда: сделал все в срок, клиенту нравится - получи премию;
 выплаты в пенсионный фонд и фонд социального страхования 14% (социальный налог для разработчиков ПО - льготный).
 Медицинская страховка 1% от зарплаты;
 Компенсация питания 2% от зарплаты (серьезно, у нас это есть).

Количество рабочих дней в году взяли из производственного календаря, вычли 20 дней отпуска и разделили на количество месяцев. В отпуске ведь люди не работают, а отпускные платятся. Получилось

(247-20)/12=18,9… дней в среднем в месяц работает сотрудник.

Считаем, что в полном рабочем дне 8 часов. Здесь перед нами встает задача понять, сколько денег мы тратим на оплату труда сотрудников за час разработки. В разработку продукта, помимо разработчиков, вовлечены тестировщики, проектировщики и группа внедрения. Соотношение их зарплат таково:
Тестировщики - 50% от зарплаты разработчиков.
Сотрудники подразделения внедрения получают столько же, сколько и разработчики.
Проектировщики - 75%.
Разработчики в среднем 2,4 часа в день сопровождают код, а 5,6 часов в день его разрабатывают. Тестировщики - аналогично тратят 5,6 часов на разработку. Проектировщики и внедренцы занимаются все 8 часов в день своими работами, предваряющими и завершающими разработку.

Для примера берем за основу зарплаты программистов Java по данным портала Superjob.ru - 120 000 рублей в месяц - и составляем табличку калькуляции затрат на оплату часа труда сотрудника в пересчете на час разработки:

image

Понятно, что люди должны где-то сидеть (как минимум, на стульях, но вообще-то неплохо бы поставить эти стулья в кондиционируемое помещение), работать с приличной техникой, иметь хорошие каналы связи для работы с внешними приложениями, серверами, командами. Сотрудников должен кто-то искать, кто-то - считать им зарплату, кто-то - следить за офисом и так далее. Высокая квалификация сотрудников влечет за собой определенный уровень затрат на их содержание и администрирование. Такие факторы, как "условия" и соцпакет на рынке труда играют не последнюю роль. Все эти соображения привели нас к тому, что в нашу методологию должны быть включены общехозяйственные и административные расходы. Мы их считали по факту за последние полгода и разделили на количество производственного персонала, получилось 20% (относительно зарплаты разработчиков).

Цикл разработки предполагает следующие моменты. Чтобы обеспечить работу разработчика в течение часа, проектировщик должен потратить примерно треть часа на проектирование требований, тестировщик полчаса трудиться над тестированием и так далее. Наглядно все это представлено в таблице, и из нее же очевиден вывод: час непосредственной разработки требует часа дополнительных затрат.

Отметим, что технические писатели, которые готовят документацию, получают такую же зарплату, как тестировщики.

image

Последний штрих - округляем до 36 и можем с чистой совестью записывать формулу из начала этой публикации.

Час = ЗП/36

Точное определение себестоимости часа разработки в рублях зависит, таким образом, от зарплаты, которую получает разработчик в конкретной компании. Если, к примеру, считать по данным Superjob.ru (120 000 рублей в месяц), то час труда разработчика обойдется работодателю в 3 342 рубля с НДС.

В заключение следует отметить, что стоимость разработки для заказчика, безусловно, выше, чем себестоимость. Нормативы рентабельности - вопрос уже сугубо индивидуальный.

Будет здорово, если эта информация пригодится не только нам.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=37708