Что ждет рынок заказной веб-разработкиИсточник: cmsmagazine Анатолий Денисов
Этой статьи не было бы без трех выступлений на конференциях в Смоленске, Москве и Томске. Сама по себе подготовка к выступлениям заставила систематизировать имеющуюся у нас информацию и предположения о том, что будет дальше, а активное общение со слушателями подтвердило важность этой темы. Сам текст статьи - это, в основном, то, что я говорил во время выступления в Томске (от конференции к конференции я все лучше понимал, как правильно подать эту информацию и на чем сделать акценты). Для начала я попробую объяснить, почему от одних вы слышите, что кризис есть, а другие говорят, что кризис только в головах. ... Представим себе вот такой зимний пейзаж: Температура градусов 30 ниже нуля. А теперь поместим сюда трех персонажей: легко одетого человека, "моржа" и очень "утепленно" одетого человека: И спросим у них: "Холодно ли вам?". Думаю, реакция каждого очевидна. Теперь возвращаемся к реальному миру. Кто в данном случае "морж"? Это компания, для руководства которой вот это вот все - в первую очередь бизнес, а не фан и хобби. Т.е. все процессы измеряются и контролируются. А кто "в шубе"? Это:
Теперь я объясню, почему кризис (похолодание) имеет место быть. Сначала рассмотрим существующую структуру рынка: Слева - клиентская пирамида. Справа - студийная. От клиентов к студиям идет поток денег. На пути к студиям часть денег возвращается к клиентам (в собственные отделы веб-разработки), оттягивается SaaS-сервисами и агентствами контекстной рекламы/SEO-агентствами (которые самостоятельно дорабатывают сайты клиентов для своих задач). Важно еще отметить, что денежный поток состоит из двух частей - "новых" денег (на разработку новых проектов) и "старых" денег (на поддержку и развитие существующих). Немного подробнее о студийной пирамиде. На самом верху - самые известные студии (лидеры рейтингов). Чуть ниже - тоже известные компании, но уже в узких кругах (например, специализирующиеся на определенных бизнесах клиентов/типах сайтов/услугах). А "бесцветные" (в глазах клиентов и конкурентов) - это все остальные (чаще всего, берущиеся за любые проекты на любых условиях). Теперь попробуем заглянуть в будущее:
Дальше все три раза я показывал один и тот же фокус, который, к сожалению, всегда получался (к сожалению, потому что он то, что он удавался, ни о чем хорошем не говорило). Я задавал пять вопросов:
Фокус был в том, что после завершения голосования я показывал вот этот слайд, который очень точно показывал распределение ответов во всех трех городах: "Зеленый" человечек - это тот, кто ответил на все вопросы утвердительно. "Желтый" - только на первый, второй и четвертый. А "красный" - те, кто утвердительно ответили только на вопрос о руководителях. И "красные" и "желтые" в зоне риска. Да, даже "желтые", потому что у них есть иллюзия управляемости (они знают, как часто клиенты обращаются к ним, но не знают, что происходит с этими обращениями дальше; они знают, сколько им платят клиенты, но не знают, насколько им выгодно работать с ними). Есть ли во всем этом что-то хорошее? Да. Не все еще потеряно. Вы можете измениться и не только пережить этот кризис, а использовать его для роста своей компании.
P.S. Хочу еще раз поблагодарить Scada за создание иллюстраций и Яндекс.Картинки за картинки! |