Компания J"son & Partners Consulting представила обновленную версию обзора рынка онлайн-образования в России и мире в сегменте массовых онлайн-курсов.
Онлайн-образование, несмотря на свою относительную молодость, представляет из себя сложную структуру, которая включает в себя разнообразные направления в сегментах B2C и B2B. Отчет посвящен теме массовых онлайн-курсов для частных лиц и не затрагивает корпоративный сегмент. Эксперты J"son & Partners Consulting выделили два подсегмента: курсы по расписанию, лекции которых становятся доступными строго в определенное время, и курсы без расписания, лекции которых доступны в любое время.
Основной продукт образовательных платформ - это контент. Существует несколько возможных способа его производства:
- Показ готового контента. Этим занимаются такие агрегаторы, как Uchinovoe, BeSmart и другие.
- Адаптация чужого контента. Например, Lendwings переводит популярные курсы с американской площадки Udemy.
- Использование пользовательского контента. Например, записи вебинаров Zillion.
- Собственное производство. Например, Eduson, Универсариум, Uniweb и ряд других.
Преобладающей тенденцией является снижение востребованности сайтов-агрегаторов и повышение спроса на отобранные качественно подготовленные и снятые курсы.
Основные способы монетизации:
- Продажа программы из набора курсов (Uniweb, Eduson) - в среднем $200-500
- Продажа ролика (Besmart) - в среднем до $10
- Продажа курса (Udemy) - в среднем до $100
- Продажа подписки на период ("Нетология", "ЯКласс", LinguoLeo) - $20-25 в месяц
- Продажа сертификатов при бесплатном предоставлении курса (Cousera) - в среднем $50-80
- Продажа дополнительных услуг - консультации, проверка заданий и пр. (Web.University, Earlydays) - в среднем $100-300
- Продажа данных посетителей рекламодателям для таргетированной рекламы (ResearchGate)
- Делать аналитику по загруженному контенту и подбирать необходимые исследования за отдельную плату (Academia.edu)
- Предоставлять дополнительные платные сервисы вроде хранилища материалов и организации дискуссионных площадок для вузов (Mendeley).
- Выступать обучающей, рекрутинговой и PR площадкой для компании (Udacity)
Наиболее перспективными являются гибридные модели, предлагающие blended learning - смесь онлайн и офлайн обучения. Например, одна из трех крупнейших американских MOOC платформ Udacity недавно перешла именно на эту модель. Начиная с 2014 г. платформа предлагает платные курсы с постоянным сопровождением, проверкой заданий, обратной связью и дипломами как альтернативу бесплатным самостоятельным курсам. Курсы создаются на деньги компаний, заинтересованных в квалифицированных сотрудниках и сопровождаются их экспертами.
Например, курс по созданию приложений на Android стоит $300 и проходит 2 месяца. Курс создан компанией Google для популяризации Android и развития новых приложений. Включает в себя обратную связь по проектам, сопровождение коучей и финальные сертификаты.
Основные тренды мирового рынка онлайн-образования:
- Микрокурсы - наблюдается тренд к уменьшению среднего времени одного ролика до 1-3 минут.
- Геймификация - основной задачей площадок является необходимость удержать внимание пользователя, для чего наиболее часто используется инструментарий геймификации.
- Новые технологии - многие эксперты и аналитики рынка говорят о том, что развитие технологий дополненной реальности сможет стать дополнительным драйвером роста всего рынка.
- B2B - корпоративный сегмент обращает все большее внимание на отрасль. Крупные корпорации выступают как в качестве потребителей, так и в качестве провайдеров услуг.
- Прикладные навыки - наблюдается тенденции к росту количества площадок, предлагающих именно прикладные знания и навыки. Особенно данная тенденция заметна в РФ.
Рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии зарождения. Несмотря на то, что первые площадки появились еще в 90-е годы, а первый значимый проект (MIT OpenCourseWare) в 2002 г., настоящий взлет рынка случился в 2012г., когда были запущены три крупнейшие площадки: Coursera, EdX и Udacity.
Несмотря на затяжной старт, онлайн-образование моментально стало популярным, а рынок онлайн-обучения привлек множество инвесторов. Слушателями топ-10 мировых ресурсов в области онлайн-образования являются около 20 млн чел., а совокупные инвестиции в эти ресурсы превысили $300 млн. Общий объем инвестиций в онлайн-образование в 2000-2013 гг. составил $8,5 млрд.
Согласно существующим оценкам текущий объем мирового рынка онлайн-образования оценивается в более чем $40 млрд. По прогнозу, в 2016 г. эта цифра превысит $50 млрд.
Несмотря на то, что российский рынок онлайн-образования активно стартовал буквально на год позже запуска крупнейших мировых площадок - в 2013 г., следует отметить, что первые крупные проекты появились около 5 лет назад. В настоящее время, по оценке J"son & Partners Consulting, на рынке присутствует более 50 крупных проектов с десятками тысяч слушателей. Аудитория лидеров рынка насчитывает миллионы пользователей, например в сервисе Lingualeo - более 6 млн слушателей из России.
Ключевые цифры и факты российского рынка онлайн-образования:
- экспертная оценка рынка в денежном выражении 2014г. ~ i400 млн;
- общее количество слушателей составляет несколько миллионов человек;
- рост рынка в денежном выражении по сравнению с 2013г. - 70-100%;
- число зарегистрированных пользователей на крупнейших MOOC -площадках составляет десятки тысяч, в некоторых случаях превышает 100 тыс.;
- по информации от игроков показатель конверсии находится в диапазоне 1-4%, медианная оценка ~ 2%;
- стоимость курсов варьируется от нескольких тысяч рублей до нескольких десятков тысяч в зависимости от тематики, продолжительности курса и детализации; на рынке присутствует более 50 площадок;
- 7,2 млн жителей России хотя бы раз проходили обучение онлайн ;
- 78% слушателей занимаются изучением английского;
- популярны площадки, готовящие к ЕГЭ и дающие навыки программирования;
- превалирует платная модель.
Для оценки потенциала рынка онлайн-образования в России аналитики J"son & Partners Consulting оценили объем смежных рынков: сегмент репетиторов и рынок корпоративного образования. Согласно имеющимся данным , совокупный рынок репетиторов РФ оценивается в i26-30 млрд, в то время как объем сегмента корпоративного образования превысил i70 млрд. Совокупная оценка обоих сегментов ~i100 млрд. По мнению экспертов J"son & Partners Consulting к 2018 г. доля онлайн-образования в этих сегментах может достигнуть 5-7%, что составит не менее i6-8 млрд, из которых большая часть придется на корпоративный сегмент.
Отличительной характерной чертой российского рынка является платная модель обучения. Если западный рынок онлайн-образования развивался из бесплатных проектов, то на российском рынке изначально доминировала платная модель. На рынке существует ряд бесплатных проектов, но их число невелико. К числу наиболее значимых проектов можно отнести:
- Lektorium (www.lektorium.tv) - некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в 2009г. по модели MOOC. Проект финансируется ФППИ и частными меценатами;
- Universarium (www.universarium.org) - некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в декабре 2013г. по модели MOOC при поддержке РИА Наука и АСИ;
- UniverTV (www.univertv.ru) - агрегатор онлайн-курсов.
Российский рынок онлайн-образования привлекает венчурных инвесторов. За последние 2,5 года российские проекты привлекли около $15 млн.