Софтверная индустрия: шансы и риски импортозамещенияИсточник: d-russia Андрей Колесов
Ассоциация российских софтверных разработчиков "Руссофт" отметила свое пятнадцатилетие проведением пресс-брифинга с участием представителей почти десятка видных членов с таким названием темы: "Курс на импортозамещение: шанс или риск для российской IT-отрасли?" Тут нужно сразу обратить внимание (этот момент был отмечен и на самой встрече): тема сформулирована не очень верно: понятия "шанс" и "риск" являются взаимосвязанными, одно невозможно без другого, их нельзя разделять союзом "или". Наверное, правильнее было бы обозначить вопрос так: "Шансы и риски: что получается в сумме?" Достаточно ясного ответа на такую постановку в выступлениях экспертов не прозвучало, даже когда журналисты задавали вопрос в явном виде. Отвечающие упорно пытались оставаться в роли "поставщиков фактов" ("за" и "против"), предоставляя слушающим сами решать непростую задачу подбора весовых коэффициентов и сложения для получения суммы. У меня на основе услышанного получалось явно отрицательное значение… Впрочем, мнение "Руссофт" было все же сформулировано в итоговом документе, распространенном пресс-службой ассоциации уже после собрания: "Нашему бизнесу мешают не сами санкции, а то, что их породило". Тезис смелый, но лишь до определенной степени: что же именно мешает бизнесу, предприниматели сказать не решились. Тут нужно пояснить: "Руссофт" объединяет, прежде всего, "экспортно-ориентированных" разработчиков страны, основные рынки сбыта которых находятся за рубежом, преимущественно в США, на Россию приходится в среднем не более 20-30% их бизнеса (хотя есть компании с почти 100-процентным сбытом внутри страны). Изменения в мировой политической ситуации вполне очевидно негативно (уже сейчас, с перспективой усиления) отражаются на зарубежных делах, а в России открывают некоторые возможности, но пока лишь потенциальные. При этом потенциальные шансы на внутреннем рынке во многом нивелируются (или даже перекрываются) тем, что экономическая ситуация в стране ухудшается, снижается платежеспособность заказчиков и спрос на IT в целом. Хотя в публичных выступлениях представителей компаний много говорилось о заинтересованности зарубежных (в основном, американских) заказчиков в продолжении сотрудничества с российскими разработчиками, все же в целом понятно, что трудности поиска клиентов для наших компаний уже есть и будут нарастать. И дело тут не в каких-то формальных санкциях (их нет, хотя их появление нельзя исключить), а в нарушении партнерско-доверительных отношений. "Доверие завоевать - это трудно и долго, а потерять - легко и быстро", - напомнил уже в кулуарной беседе один из участников разговора. А другой публично сказал: "По уровню доверия мы откатились на времена начала 90-х, когда нам нужно было доказывать партнерам, что в России есть не только белые медведи и водка". Тут стоит также вспомнить, что первые десять лет наши компании, работающие за рубежом, предпочитали вообще скрывать свою "национальность", и лишь в начале 2000-х начали продвигать себя, не стесняясь говорить "мы из России". Разумеется, тут нужно разобраться еще с одним важным вопросом: насколько значимо мнение участников "Руссофт", каков вес этого сегмента в IT-отрасли страны в целом. Вопрос этот задается уже много лет, но достаточно ясного ответа на него нет. "Руссофт" уже более 10 лет проводит исследования положения дел в своей сфере деятельности, но на многие, казалось бы, очевидные вопросы отчеты ассоциации не отвечают. Например, "Руссофт" называет значения "объемов программного экспорта" (услуги по разработки и продукты), но при этом никогда не говорит о том, сколько специалистов трудится в этой отрасли. Из данных ассоциации невозможно понять, сколько денег от проданных за границей товаров все же попадает в Россию, и как распределяются в общем числе сотрудников доли тех, кто работает в России и за ее пределами. Что же касается "национальности" компаний, то это вообще вопрос очень непростой (вообще-то, для нормальной экономики он является не очень существенным, но сейчас он у нас в России принимает чуть ли не первоочередное значение). С большой долей уверенности можно утверждать, что ведущие члены ассоциации вряд ли смогут получить сертификат "российский разработчик" по тем требованиями (в том числе и самой "Руссофт"), которые пытаются сейчас как-то закрепить на уровне законов для раздачи преференций в сфере госзакупок. Тем не менее, не вдаваясь в анализ конкретных данных, можно уверенно говорить, что значимость "Руссофт"-сегмента в российской софтверной отрасли весьма и весьма велика. Важность мирового рынка для российских разработчиков в целом вполне очевидна: российский рынок софта не превышает 2% от мирового. Отчет "Руссофт" говорит об объеме экспорта ПО (данные представляются в целом реалистичными) в 5,6 миллиарда долларов в 2013 году, в то время как экспорт вооружений составил 15,7 миллиарда. Это при том, что выработка на одного работающего в софтверной индустрии, наверное, на один-два порядка выше. Можно столь же уверенно предположить, что в "экспортно-ориентированном" софтверном сегменте работает не менее половины (возможно, даже существенно больше) отечественных программистов, причем сотрудники этих компаний - это разработчики и менеджеры высшей квалификации. Они реально работают на уровне мировых стандартов в условиях жесткой - намного более высокой, чем в России - конкуренции. Описав обобщающее мнение о результатах проведенного собрания, приведу некоторые примеры конкретных выступлений. Генеральный директор компании Auriga Вячеслав Ванюлин: "Американские клиенты волнуются, но появился некоторый интерес российских заказчиков. Российские возможности по замене аппаратной базы отстают на 10-15 лет, но для решения местных задач этих возможностей достаточно". Управляющий директор компании "Диасофт Платформа" Константин Варов оценивает ситуацию как вполне благоприятную для российских разработчиков банковских систем. Его компания предлагает сейчас клиентам не только прикладное, но и инфраструктурное ПО. Но есть другая проблема: как раз сейчас "Диасофт" решил шире выходить на мировой (в первую очередь европейский) рынок, но с реализацией этой идеи возникли понятные проблемы. Руководитель TrueConf (средства видеоконференций) Михаил Готальский: "Хорошие перспективы в России, здесь можно потеснить западных конкурентов. Но рынок Украины сократился для компании почти до нуля. Были планы продвижения в Европу, но с их реализацией появились проблемы". Компания Solvo разрабатывает собственные решения в области управления складскими комплексами и контейнерными терминалами, являясь одним из лидеров WMS-рынка в России и составляя значительную конкуренцию зарубежным вендорам в этой области. Гендиректор компании Елена Гребенщикова отметила, что сейчас позиции компании усиливаются, но проблема в том, что снижается общий объем этого рынка (падают грузоперевозки), появляются трудности с финансированием международных проектов, резко упал рынок Украины, где компания активно работала. Президент компании First Line Software Николай Пунтиков: "По уровню доверия западных клиентов мы откатились на времена начала 90-х, когда нам нужно было доказывать партнерам, что в России есть не только белые медведи и водка. Теперь нам приходится доказывать своим клиентам, что мы - часть большого глобального бизнеса, хорошо умеем делать свою работу и продолжаем оставаться профессионалами в своей области". Генеральный директор "Интел Софтвер" Игорь Калошин напомнил, что Intel является крупнейшей российской софтверной компанией: "Штат наших разработчиков в России сегодня насчитывает более тысячи сотрудников. Если мы говорим о важности импортозамещения, то нельзя не сказать о том, что его экономическая целесообразность очевидна. Но действовать в этом направлении нужно аккуратно и постепенно. Существуют два подхода: запретительный и регулирующий, в IT-индустрии должен применяться второй. Можно, конечно, убить всех воробьев в России, но нужно понимать, что после этого налетит саранча". В приглашении на пресс-конференцию было обещано: РУССОФТ представит результаты исследования "Как вы оцениваете последствия санкций?", проведенного среди зарубежных клиентов российских IT-компаний. Но на самом мероприятии никаких "результатов" не было представлено. От ответа прямой вопрос по этому поводу президент "Руссофт" Валентин Макаров уклонился. Уже в кулуарах журналисты узнали: из четырех тысяч анкетируемых западных компаний-заказчиков ответили чуть более десятка… Об авторе: обозреватель PC Week/RE, специально для D-Russia.ru |