Thief. Обзор игры.Источник: gameguru
Серия Thief - классика стелс жанра. На одной ступеньке с Гарретом стоят разве что Сэм Фишер да Солид Снейк. Тем не менее с релиза предыдущей части Thief: Deadly Shadows прошло целых десять лет, за которые игроки постарше про Мастера Вора успели подзабыть, а молодое поколение и подавно не слышало вовсе. Тут надо понимать, что Thief образца 2014 года не продолжение той истории, а полноценный перезапуск, лишь время от времени делающий отсылки к оригиналу. Город Гаррет - вор. Не оперативник, не убийца, а именно профессиональный вор. Лучший в Городе. Ремесло определяет его характер, род деятельности и, собственно, сюжет и стиль игры. Он может стащить что угодно и откуда угодно, чем и промышляет. Гаррету нет забот ни до политики, ни до интриг, происходящих в Городе. Моральными принципами он также не отягощен (обокрасть мансарду бедняка вовсе не кажется ему чем-то зазорным), хотя периодически подчеркивает, что убивать без крайней необходимости не намерен и планирует лишь стащить все ценное, а затем скрываться в тени. Однако обстоятельства складываются так, что ему все-таки приходится кого-то спасать, чем-то жертвовать, а порой даже выступать защитником Города. Ведь если умрут все, то обворовывать будет попросту некого, как замечает в одной из глав мудрая старушка. В итоге все понимают, что, несмотря на страсть к чужому добру, Гаррет все-таки мужик хороший, отчего вызывает откровенную симпатию. Немалую роль в этом сыграла и русская локализация, где озвучен он, кажется, даже лучше, чем в оригинале. Начинается все с того, что на очередное задание Гаррет отправляется вместе со своей бывшей ученицей, которая куда менее трепетно относится к вопросу случайных жертв и вообще олицетворяет подростковый максимализм и импульсивность. Мастер-вор изо всех сил пытается ее образумить, однако их конфликт достигает пика в самый ответственный момент, из-за чего дело проваливается, юная похитительница умирает, а сам Гаррет теряет сознание. Очухивается он лишь спустя год, когда Город, и без того бывший не самым приятным местом, погружается в анархию гражданской войны, сопровождаемой эпидемией таинственной болезни под названием Мрак. Правительственные силы подчиняются авторитарному диктатору барону Норткресту, который видит будущее Города в идеальном порядке и всеобщей механизации, а также его правой руке - Ловцу Воров, будто нарочито списанному с харизматичного злодея "Банд Нью-Йорка" Билла "Мясника" Каттинга. В "Новом Диске", вероятно, тоже обратили внимание на это сходство и привлекли к озвучке того же актера, что участвовал в дубляже фильма Мартина Скорсезе. Получилось и впрямь очень похоже. Официальным властям противостоят именующие себя "озаренными" повстанцы, во главе которых стоит благообразный вождь Орион, обещающий всем свободу и равенство, но при этом закрывающий глаза на зверства, творимые его собственными людьми. Зачем мы так подробно рассказываем про Город и действующих лиц игры? Да потому что это главное ее достоинство. Каждый персонаж здесь тщательно проработан и наделен собственным характером, из-за чего хорошо запоминается даже упитанный хитроватый работодатель Гаррета. Сам Город - целая вселенная со своими настроениями и тонкостями. Готичные улочки проработаны очень подробно, а каждая комната несет на себе отпечаток привычек и замашек хозяина. Мы то и дело слышим, как нищие перешептываются о последних событиях на улицах, а за запертыми ставнями напуганные жители пытаются подбодрить друг друга или, напротив, поддаются панике. В городе идет революция - и это чувствуется, когда очередного бедолагу вздергивают на виселице или отступающие стражники жмутся к поддающимся напору мятежников воротам. Происходящему действительно веришь, разбросанные тут и там книги и записки хочется читать. Кстати, вопреки обещаниям, в игре не обошлось без и мистики. Впрочем, сценаристы добавили ее сюда очень аккуратно и в нужном количестве, так что проекту это ничуть не повредило. При этом сам сюжет относительно нейтрален. Часто возникает ощущение, что основные цели Гаррета, побуждающие его к очередной Грандиозной Краже, попросту придуманы для того, чтобы отправить бедолагу в новую локацию. Впрочем, попав в эту самую локацию, о целях мигом забываешь, потому как все они крайне интересны и запоминаются даже несмотря на схожий сеттинг ночного города. Старая мельница, подземный бордель, гигантский недостроенный корабль, громадная башня Барона - все это выглядит очень неплохо. Отдельно хочется рассказать про главу в лечебнице для душевно больных. Здесь игра неожиданно меняет курс и превращается в натуральный хоррор. Пугают Eidos Montreal качественно и со вкусом. Если вам, как и автору этих строк, доведется проходить ее ночью в наушниках, то сильные ощущения обеспечены. Холодная рука неизвестности, ложащаяся на плечо напряженно взламывающего дверной замок Гаррета - лишь самый примитивный из местных фокусов. После этого, однако, к банальным замкам начинаешь относиться несколько иначе. Открытое столкновение - не лучший вариант для Гаррета. Но и здесь можно выйти победителем без единой царапины Ремесло Воровское ремесло накладывает существенный отпечаток и на геймплей. Thief - чистокровный стелс-экшн, где каждое столкновение с противником может оказаться фатальным. В открытом бою выжить можно, но достаточно тяжело, ресурсы вроде здоровья и концентрации не восстанавливаются сами по себе, из-за чего приходится относится к ним крайне бережно. В бою мы атакуем, двигаемся и уклоняемся. Делать это нужно быстро и ловко, в особенности если противников несколько. И все равно чаще всего такие поединки заканчиваются судорожным использованием аптечек и загрузкой последнего сохранения. Все это заставляет максимально избегать открытых столкновений, и для этого у Гаррета припасена масса приспособлений. Помимо этого в наличии имеются световые бомбы, помогающие оперативно сбежать, бутылки, отвлекающие врагов, и многочисленные инструменты. С помощью ножа Гаррет срезает ценные картины, гаечным ключом откручивает болты вентиляционных решеток, а крюком подтягивается по стенам. Весь этот набор приспособлений нужен ему с одной единственной целью - не попасться, потому что опасности быть обнаруженным кроются на каждом шагу. Тут и там по уровням расставлены хрупкие предметы, рассыпано битое стекло, разлита вода: все это издает треск, грохот, всплески и прочие громкие звуки, которые выдают Гаррета. Плюс ко всему периодически на пути попадаются собаки и птицы в клетках. Все это лающее и чирикающее хозяйство существенно портит жизнь Мастера Вора. Чтобы незаметно прокрадываться между врагов, ему приходится тушить свет, вырубать стражу, обходить препятствия, обезвреживать ловушки и пользоваться концентрацией. При прокачке соответствующих способностей (в награду за прохождение уровней, поиск секретов и звонкую монету нам выдают специальные кристаллы, которые и обмениваются на умения) концентрация становится по-настоящему полезной. Она позволяет оглушать врагов с одного удара, видеть спрятанные кнопки и интерактивные предметы, слышать шаги стражи и оставаться практически невидимым. Помимо главной дороги всегда присутствует пара дополнительных, для поиска которых может потребоваться изрядная доля наблюдательности, а для прохода - специальные инструменты. Вообще исследование всячески поощряется. Секретные ходы позволяют не только избежать шума, но и разжиться дополнительным добром. Дело в том, что по ходу прохождения Гаррет тащит буквально все, что плохо лежит. Тем, что лежит хорошо, он тоже не брезгует, прихватывая серебряные чернильницы, дорогую посуду, ножницы, медицинские скальпели… Обшаривается буквально каждый стол и этажерка. Все это моментально конвертируется в золотые монеты, на которые затем можно приобретать дополнительные снаряжение и припасы. На каждом уровне припрятаны и особые сокровища, которые вместо продажи складываются в специальных витринах, расположенных в часовой башне, служащей укрытием вора. Все это добавляет игровому процессу разнообразия и вариативности, однако фанаты предыдущих игр серии с самого релиза недовольно бурчат на форумах о том, что вместо былых 15 вариантов прохождения локации им оставляют 3-4, а "концентрация и подавно портит всю атмосферу". Что ж, вероятно игра и в самом деле создана не для них, а для более массовой аудитории, которую излишняя хардкорность может легко отпугнуть. Одной лишь сюжетной кампанией Thief не ограничивается. Здесь присутствует возможность свободно бродить по Городу, обносить дома простых горожан и выполнять дополнительные задания. Они делятся на два типа. Первые представляет собой заказ на определенный предмет, просто спрятанный у кого-то дома, тогда как другие - полноценные сторонние приключения с сюжетом и отдельными уютными локациями. В одном таком, например, нам предлагают отыскать говорящий череп, который по ходу задания то и дело выдает какую-то нелепицу, вызывая весьма забавную реакцию окружающих. Механика Собственно, отсюда и можно начать рассказ о проблемах, из-за которых оценки игры на многих ресурсах значительно отличаются от того, какими их хотел бы видеть издатель. Город по понятным причинам разделен на небольшие и, надо сказать, достаточно тесные локации, из-за чего нас то и дело заставляют долго-долго отковыривать очередную оконную раму или протискиваться через узкий проход. В последнем всегда присутствует заслоняющая лаз балка, которую нужно долго и нудно отодвигать. Уже подныривая между очередными нагроможденными ящиками, наперед знаешь, что впереди тебя ждет все та же проклятая балка. Вся эта мышиная возня порядком раздражает. Другая проблема - стража на улицах. Часто во время дополнительных заданий приходится пересекать весь Город туда-сюда по нескольку раз. И каждый раз нас заставляют прятаться от толп злобных стражников, патрулирующих улицы. Это существенно замедляет передвижение и превращает стелс в рутину. Согласитесь: по десять раз обходить один и тот же патруль не очень-то захватывающе. Еще в игре есть трубы, по которым нужно карабкаться в стиле заправского ассасина. Всего они встречаются в игре около пяти раз и зачем нужны вообще, собственно, непонятно. Мало того, за то, чтобы спрыгнуть с такой трубы вниз, в игре отвечает отдельная (!) кнопка, что доставило автору этих строк немало проблем. Не очень выдающимся оказался и искусственный интеллект. Убежать от стражников очень легко - теряют вора из виду они достаточно быстро. А если попробовать скрыться от них в вентиляционной шахте, то наклониться бедняги так и додумаются. И это огорчает. Тем не менее очень многое здесь зависит от стиля игры. При бесшумном прохождении (а Thief теоретически можно пройти без единого убийства и оглушения вообще) с обшариванием сундуков, поиском секретов и погружением в атмосферу играть действительно интересно и увлекательно, но стоит лишь начать переть напролом и играть со стражниками в догонялки, как все очарование рассеивается. Впрочем, стелс-экшн и не должен превращаться в боевик, что отлично доказали Ubisoft на примере Splinter Cell: Conviction. Выглядит игра достаточно неплохо. Недостаток полигонов и лицевой анимации героев компенсируется потрясающей архитектурой и фирменным стилем. Утопающий в ночном тумане Город с таинственным светом уличных фонарей смотрится действительно очень живо и атмосферно. Со звуком и подавно все хорошо. В "Новом Диске" проделали отличную работу над локализацией, а звук шагов по каменной мостовой и гулкий удар дубинки по каменному своду пещеры отлично способствуют погружению. Да и саундтрек подобран очень грамотно. Так, тревожная музыка при возможном обнаружении мигом накаляет обстановку. В общем и целом новый Thief - чистокровный, добротный и интересный стелс-экшн. Здесь есть потрясающие персонажи, отличная озвучка, атмосферный Город и выверенный геймплей, однако общую картину немного портят туповатый ИИ и тесные локации. В целом игра определенно хороша, однако если вы ярый фанат предыдущих частей, то Thief 2014 года, вероятно, не для вас. |