Что такое слой-маска в PhotoshopИсточник: rugraphics rugraphics
В этом материале мы рассмотрим один из самых важнейших инструментов Photoshop - маски слоя (или слой-маски, или layer masks). Мы узнаем, что именно из себя представляют маски слоя, как они работают, и почему их нужно использовать. Слой-маска находится в самом верху списка вещей, которые вы действительно должны знать при работе в Photoshop, поскольку без них ваша работа, ваш творческий потенциал и изобретательность не смогут проявить себя в полной мере. На самом деле работа с маской слоя совсем не сложная и проста для понимания. Прежде чем мы продолжим, подумайте, если вы не твёрдо представляете себе, что такое слой в Photoshop, то, до изучения маски, рекомендую сперва ознакомиться с руководством по слоям Photoshop. Так что же такое маска в Photoshop? Человека, незнакомого с этим инструментом, может сбить с толку слово "маска", но сейчас мы попробуем с этим разобраться. Дело в том, что опция "Непрозрачность" изменяет прозрачность всего слоя, а слой-маска изменяет прозрачность заданной Вами части слоя. Допустим, мы хотим сделать плавный переход между накладывающимися друг на друга по горизонтали изображениями, вот пример. Тогда нам нужно сделать плавное увеличение прозрачности на левом краю одного фото и на правом краю другого. Теперь давайте рассмотрим применение маски на примере сочетания двух фотографий: Вот первая фотография, которая послужит задним планом: И вот фото, которое я буду накладывать на задний план: Для того, чтобы приступить к наложению фотографий, с использованием масок или без, мне нужно поместить обе фотографии в один документ Photoshop, причём каждую на свой свой, отдельный слой. Чтобы это сделать, я открываю фотографии в отдельных окнах, затем нажимаю клавишу клавиатуры V для выбора инструмента "Перемещение" (Move Tool), и с помощью левой клавиши мыши перетаскиваю фотографию из одного окна в другое: Теперь обе фотографии в находятся в одном и том же документе Photoshop, и если мы посмотрим в Палитру слоев, то увидим, что каждая из них расположена на отдельном слое: Ну а теперь давайте попробуем смешать фотографии с помощью опции "Непрозрачность" (Opacity), я уменьшу её до 70%-ов, посмотрим, что получилось: Мда, получилась полная ерунда, плавным переходом и не пахнет. Можно попробовать инструмент "Ластик" (Eraser Tool). Возвращаю "Непрозрачность" до 100%, активирую "Ластик", диаметр ставлю побольше, а жёсткость на минимум и попробую убрать лишнее с верхнего слоя. При необходимости можно изменять диаметр инструмента с помощью клавиш левой и правой квадратных скобок ([ и ]): В общем, получилось неплохо: Вернее, почти неплохо. Теперь я хочу уменьшить прозрачность фаты и дерева, но как мне это сделать? А никак. Я стёр эти части изображения и пиксели потеряны навсегда, на их месте пустота. Это хорошо видно на миниатюрах в панели слоёв: Если отключить видимость фонового слоя, кликнув по иконке глаза, то в рабочем документе будет отображаться только слой с частично стёртым изображением, где будет заметно отсутствие пикселей: Значит, оба этих способа не подходят. Но, к счастью, существует ещё один способ управления непрозрачностью слоя, и это - слой-маски. Примечание. Для продолжения работы я удалю слой с частично стёртым изображением и перемещу с фотографии заново, как это было сделано в начале статьи.
В отличие от первых двух вариантов, слой-маски не только позволяют нам устанавливать различные уровни прозрачности для различных участков слоя, но и не разрушают изображение, т.е. не удаляют пиксели безвозвратно, а только скрывают их. Как работают маски слоя? Чтобы понять это, давайте рассмотрим работу маски в действии. Для применения маски надо её добавить к слою. После добавления маски видимых изменений в окне рабочего документа не произойдёт, т.к. по умолчанию Обратите внимание, что миниатюра маски слоя заполнена белым цветом. Это не просто случайный цвет, таким образом Photoshop показывает пользователям, что сама маска в настоящее время заполнен белым, хотя в настоящее время в рабочем документе она скрыта от глаз. Если вы хотите убедится в том, что маска действительно имеется в документе и в самом деле заполнена белым цветом, просто удерживайте клавишу Alt и щелкните непосредственно по миниатюре маски слоя в Панели слоёв, после чего Photoshop отобразит в окне документа заполненную белым маску: Чтобы снова скрыть маску, опять зажмите Alt и кликните по миниатюре. Итак, почему же маска слоя, заполнена именно белым цветом? Почему не красным, зеленым или желтым? Потому, что таким образом работают маски слоя в Photoshop, в них используется только белый, черный и все оттенки серого между ними, и они используют эти три цвета (белый, черный и серый) для управления прозрачностью слоя. Белый цвет в маске слоя означает 100%-ную видимость слоя, к которому она применена, чёрный цвет означает полную прозрачность этого слоя. А различные оттенки серого задают определенный уровень прозрачности в зависимости от того, насколько светлый или темный этот оттенок серого. 50%-ный оттенок серого даст нам 50%-ную прозрачность. Чем светлее оттенок серого, чем он ближе к белому, тем менее прозрачен тот участок слоя, на котором он находится и наоборот, чем темнее этот оттенок, тем прозрачнее будет область, над которой он находится. Причина того, что маска слоя по умолчанию заполнена белым, заключается в том, что обычно сразу после добавления маски пользователь хочет увидеть слой полностью. Но иногда бывают ситуации, когда нам нужно сделать так, чтобы при добавление маски слой стал на 100% прозрачным, т.е. маска изначально должна быть чёрного цвета и, к счастью, Photoshop дает нам несколько простых способов это сделать. Но сначала, давайте удалим маску, просто переместив её в корзину, расположенную в правом нижнем углу панели: Появится диалоговое окно с вопросом "Применить маску к слою перед удалением?" (Apply mask to layer before removing?), где жмём кнопку "Удалить" (Delete). Теперь добавляем слой-маску, изначально делающую слой прозрачным. Для этого зажимаем клавишу Alt и кликаем по значку добавления. Вот как после этого будут выглядеть документ и панель: И снова сама слой-маска сам скрыта от глаз, но если вы хотите увидеть её в окне вашего документа, зажмите Alt и нажмите непосредственно на миниатюру маски слоя в палитре слоев. На этот раз маска будет заполнена черным: Удерживая Alt, снова кликните по миниатюре для скрытия отображения маски в документе. Кстати, давайте разберёмся с ещё одним важным нюансом. В панели слоёв может быть выбрана активной маска, а может быть выбран сам слой. Переключаться между выбором активного элемента можно с помощью обычного клика по миниатюре. Вокруг выбранного элемента появляется рамочка, которая и показывает, какой элемент активен: А теперь давайте убедимся в том, что слой-маска не удаляет пиксели изображения полностью и безвозвратно, как инструмент "Ластик" (Eraser Tool), а только скрывает их. На данный момент изображение верхнего слоя в документе отсутствует. Давайте зальём маску белым цветом, и посмотрим, что получится. Для заполнения белым нужно сначала сделать маску активной кликом по ней, вокруг неё должна появиться рамочка, затем пройти по вкладке главного меню Редактирование --> Выполнить заливку (Edit --> Fill), в открывшемся окне выбрать белый цвет и нажать ОК: После чего маска стала белой, а слой снова отображается в документе: И это основа принципа работы слой-маски Photoshop! Когда маска заполнена белым, содержимое слоя, к которому она применена, стопроцентно видно в документе, а когда маска заполнена черным, содержимое слоя на 100% прозрачно, т.е. скрыто от глаз, но не удалено, так как это было в случае с инструментом "Ластик" (Eraser Tool). Маски слоя физически не изменяют и не влияют на содержимое слоя во всех случаях. Все, что они делают, это управляют тем, какие части видны, а какие нет, при этом содержимое слоя остаётся неизменным вне зависимости от того, видим мы его или нет. Хорошо, мы разобрались как скрыть слой полностью и как снова его отобразить. Теперь давайте разберёмся, как при помощи слой-маски наложить одну фотографию на другую. Итак, приступим. Берём инструмент "Кисть" и устанавливаем чёрный цвет основным на цветовой палитре. Когда мы включаем маску, то, по умолчанию, белый цвет становится основным, а чёрный - фоновым. Чтобы поменять их местами, нажмите клавишу клавиатуры X (икс). Теперь надо настроить диаметр и мягкость. Диаметр устанавливается в зависимости от размера фото и задач, в процессе работы его можно изменять с помощью клавиш левой и правой квадратных скобок ([ и ]), жёсткость я устанавливаю 65%, и, также, в процессе работы её можно изменять с помощью [ и ], но в этом случае следует предварительно зажать клавишу Shift: Проведя несколько штрихов кистью. я добился, чтобы мой результат стал почти таким же, как и в случае с применением инструмента "Ластик" (Eraser Tool): Давайте посмотрим на миниатюры в Палитре слоёв: Мы видим, что слой не тронут, а на рабочем документе прозрачными стали те пиксели слоя, которые находятся под чёрной полосой на миниатюре. В случае с "Ластиком" я хотел бы сделать менее прозрачной фату невесты, но тогда это было невозможно, т.к. пиксели, составляющие фату, были удалены навсегда. Сейчас же они не удалены, а просто скрыты. Давайте попробуем восстановить их видимость. Для этого нам понадобится белая кисть, нажмите клавишу X для замены основного цвета на фоновый в цветовой палитре. Если я делаю ошибку, и скрываю или показываю нежелательную часть изображения, мне нужно всего-лишь нажать на кнопку X для замены цвета и провести по ней заново. Вот и весь принцип работы, абсолютно ничего сложного. В результате через пару минут я довёл изображение до желаемого результата: Благодаря применению слой-маски мне не пришлось переделывать все с нуля, потому что в изображении ничего не было удалено! Маска позволила мне скрывать области слоя без ущерба для любого пикселя, что дает нам не только гораздо больше гибкости, но и придаёт уверенность при работе в Photoshop, т.к. при использовании маски мы не делаем необратимых изменений. |