Text mining: некоторые методики сжатия текстов

Источник: rema44

 

ОДК

(ОБЩЕСТВО ДРУЗЕЙ КОНСПЕКТА)

Тетрадь 39. Методика сжатия авторских текстов

(Краткое руководство)

Москва - 2002

Аннотация

Тетрадка содержит описание одной простой технологии работы с авторскими текстами. Именно с текстами, а не со смыслами. Сама по себе эта технология есть нейтральный и очень эффективный инструмент. Авторы оформили её как результат обобщения собственного опыта работы с текстами. Методика длительное время проверялась на практике.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ИТ - исходный текст

КТ - конспективный текст

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

Справка

Эпиграфы

Часть первая.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ КОНСПЕКТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СО ЗНАНИЯМИ

Введение

Прагматический алгоритм сжатия текста

Естественные вопросы

Почему так случается, что авторские тексты могут быть при конспектировании весьма существенно сокращены?

Что даёт работа по конспектированию исполнителю конспекта?

Как - чисто технически - делается конспект?

Каков конечный результат работы по конспектированию?

Часть вторая

НЕБОЛЬШАЯ "ТЕОРИЯ"

Какие иные полезные применения могут иметь концептуальные конспекты?

Каковы те функциональные ниши, которые концептуальный конспект должен занять в общей системе выработки и трансляции знаний?

Выборочное чтение

Барьеры трансцедентального (за-теоретического) мышления

Приложение (пример сжатия фрагмента текста)

Справка :

1.     КОНСПЕКТ [< лат conspectus обзор] - краткое письменное изложение содержания чего-либо (лекции, речи, работы и т.д.) (Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989)

2.     conspectus - I. 1) видный, видимый, бросающийся в глаза, достопримечательный; 2) взгляд, умственный взгляд, созерцание; II. 1) появление; 2) способ появления.

3.     ДАЙДЖЕСТ (компендиум) - от англ. digest - сущ. - сжато суммарно изложенные результаты какой-нибудь науки, исследования и т.п.; глаг. - переваривать, усваивать, претерпеть, составлять индекс, классифицировать, приводить в систему.

4.     conceptus - мысль.

5.     КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ КОНСПЕКТИРОВАНИЕ - краткое письменное изложение мыслей некоторого текста в форме, сохраняющей сюжетный ход авторского изложения, но предлагающий текст более короткий, делающий их легко различимыми, как бы бросающимися в глаза.

* * *

Эпиграф 1: "Мы способны понять то, что написано в тексте, лишь в том случае, если сумеем воспроизвести сказанное в нём как возможность нашего собственного мышления . Если кто-то выполнил акт мышления, то в нём есть всё, что вообще бывает в мышлении. Мы живы в том акте, который выполняем сейчас, если держим его живым , а не умершим в тексте наших предшественников. Если жив Кант, то жив и я. И наоборот, если жив я, если я могу помыслить нечто кантовское как возможность моего собственного мышления, а не учёности , то жив и Кант. И это есть бессмертие личности в мысли".

Мераб Мамардашвили

Эпиграф 2: "Краткость может быть справедлива в сложной ситуации. Но при сложной теме можно быть кратким только упрощая. Пропуски облегчают понимание, но ...- неверное . Мы тогда воспринимаем лишь аббревиатуры понятий, а не реальность, из которой понятия были извлечены.

Жизнь коротка, информация бесконечна - на всё найти время невозможно. Мы вынуждены выбирать краткие толкования, либо полное отсутствие оных. Сокращения - неизбежное зло, и задача аббревиатора - выполнить работу, которая по сути плоха, но всё же лучше, чем ничего.

Проблема весьма обширна, а написанное аббревиатором слишком кратко, чтобы осветить все аспекты; но надо коснуться многих из них. И все аспекты, будучи упрощены, даже сверхупрощены, сходясь рядами, всё же расширяют общую картину сложности оригинала.

Аббревиатор должен научиться упрощать, не переходя к фальсификации; сосредоточиваться на сути, не упуская из вида обилие второстепенного, характеризующее реальность. Вся истина несовместима с краткостью ".

Олдос Хаксли

Часть первая.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ КОНСПЕКТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СО ЗНАНИЯМИ

 

Введение

Обычное конспектирование проводят, читая исходный текст (ИТ) и "записывая основные мысли" для памяти в конспектный текст (КТ), чаще всего, чтобы потом не обращаться в дальнейшей работе с идеями и понятиями к первоисточнику - ИТ, а пользоваться для справок только КТ.

В таком понимании конспект - это скорее дело личное. Здесь не могут быть выдвинуты никакие правила и никакие требования к качеству конспекта (КТ). Не может быть определена даже его сущность.

Попытаемся усилить обыденное понятие "конспект", дать начальное определение его сущности, связанных с ней вспомогательных терминов, и в конечном итоге очертить новую технологию работы с авторскими текстами, которая, возможно, получит официальное одобрение и поддержку и каким-то образом, как мы надеемся: "войдёт в культуру".

Весь дальнейший текст опирается на многолетний (около 30 лет) опыт конспектирования, в основном, по математике, радиотехнике, философии, психологии, социологии, системному анализу и т.п. Были проведены удачные эксперименты и с художественными текстами, но эта область работы в данном кратком руководстве не обсуждается.

Прагматический алгоритм сжатия текста

Определение :

Любой исходный целостный текст (текстовое произведение ), из которого изъята часть слагающих смысловых единиц (синтагм) так, что нить и стиль изложения автора, тем не менее, не нарушены, а оставшиеся структуры не искажены, называется конспектом (КТ).

Проще говоря, из ИТ вычёркивают всё, что можно вычеркнуть, но так чтобы система мыслей, выведенная в тексте в сумме "демонтированных" понятий (данных неявно!), не претерпела в КТ искажений и утерь, а текст не содержал бы сюжетных разрывов. Это и значит - сохранить при конспектировании авторскую концепцию неприкосновенной.

Однако существует не только грамматическое редактирование, но и прагматическое . Вот как это предлагают, в частности, делать Михайлова Ю.Б. и Никаноров С.П. в работе "Методика выделения концепций из авторских текстов". Научно-методический бюллетень "Подмножество", No 4, 1996. с.19-30":

"Технология выделения концепций из авторских текстов:

I этап. Исключение частей текста, содержащих описание и оценку проведенного исследования.

Операция 1. Исключить из текста описания сферы интересов автора. Выделить предмет исследования.

Операция 2. Исключить текст, содержащий обоснование важности предмета исследования.

Операция 3. Исключить текст, содержащий описание целей, этапов, путей и способов изучения рассматриваемых явлений.

Операция 4. Исключить текст, описывающий оценку полученных результатов.

Операция 5. Исключить текст, содержащий призывы, рекомендации, описание возможных следствий из результатов исследований.

II этап. Исключить части текста, содержащие средства организации изложения авторских идей.

Операция 6. Исключить текст, содержащий формулировку плана изложения.

Операция 7. Исключить текст, содержащий аналогии с явлениями из других предметных областей.

Операция 8. Исключить текст, содержащий критику других авторов, исключить цитаты.

Операция 9. Исключить вспомогательные слова и предложения, являющиеся связками между частями текста.

III этап. Удаление повторений и авторской аргументации. Отбор утверждений, составляющих авторскую концепцию

Операция 10. Удалить все повторения в тексте.

Операция 11. Исключить текст, содержащий авторскую аргументацию.

Операция 12. Исключить части текста, отклоняющиеся от основной темы.

IV этап. Литературная обработка выделенной концепции.

Операция 13. Расположить части текста в продуктивном порядке, связать авторские утверждения необходимым минимумом вспомогательных редакторских средств. Мысли автора при этом не должны быть искажены".

Это предельно жёсткий, но потому и единственно правильный алгоритм максимального прагматического конспектирования. Он, однако, может быть ослаблен применительно к различным целям конспектуального творчества.

Естественны уточняющие вопросы:

Почему так случается, что авторские тексты могут быть при конспектировании весьма существенно сокращены?

Что даёт работа по конспектированию исполнителю конспекта?

Как это делается чисто технически?

Каков конечный идеальный результат работы по конспектированию

Какие полезные применения могут иметь концептуальные конспекты?

Каковы те функциональные ниши, которые концептуальный конспект должен занять в общей системе выработки и трансляции знаний?

Ответим на вопросы кратко.

Почему так получается, что авторские тексты могут быть при конспектировании весьма существенно сокращены?

Когда мы конспектируем автора прошлого, приходится сметать как шелуху то, что он в контексте эпохи адресовал современникам, пытаясь до них "достучаться". При этом он - в современном ему культурном контексте -  допускал избыточность аргументации и сплошь и рядом искажал аналогиями и аллегориями им же самим разработанные идеи. Когда же контекст уходит, все эти иносказания - в наших глазах - оказываются ненужным ещё более искажающим идеи "мусором".

Именно этот контекстуальный мусор, нагромождённый в угоду слабо понимающим современникам, и надо сметать. Это одна из причин того, что коэффициент сжатия классических текстов при конспектировании колеблется от 4 до 50.

Авторский текст рождён в современном ему культурно-научном контексте, над которым тяготеет современная ему традиция. Чтобы сообщить новое, автору пришлось преодолеть определённое сопротивление современников. Он понимал значение своих идей и употреблял массу "приближений", сравнений, цитат, метафор и другого рекламно-агитационного материала, лишь бы его захотели читать и начали понимать.

Сегодня же, после проверки временем, когда всё это нам , в отличие от его современников, очевидно понятно, эта "агитационная" часть текста может быть безболезненно изъята, если выяснению подлежит лишь концепция.

Ещё какая-то часть текста, доказывающая что-то, тогда важное, а теперь очевидное, может быть дополнительно обслужена теперь уже современными традиционными "пониманиями по умолчанию", метафорами и т.п. и потому - также сокращена.

Известна сила произведений, выполненных в стиле "недосказанности". Конспектируя, мы сегодня должны обеспечить не тогдашнюю, а сегодняшнюю недосказанность старого текста. Это тоже позволяет сокращать текст концепции. Но известны и тексты, которые когда-то настолько были перегружены тогдашними недосказанностями и метафорами, что сегодня просто не могут быть поняты.

Вот пример - цитата из биографических записок князя И.М. Долгорукова "Капище моего сердца", вышедших в свет всего 85 лет назад: "Графиня вздумала оказывать жене моей презрение, которым она любила со всеми квитаться, и сама обходилась с ней очень ярко, а та была уже в большом случае".

Аллюзии (намёки) и метафоры, широко употреблявшиеся менее столетия назад, нам уже непонятны, ибо тот контекст и тогдашние метафоры и умолчания ушли вместе с эпохой, " канули в вечность ". За этим просматривается всё-таки какая-то жутковатая пустота, предупреждающая охотников за вечными и неизменными смыслами слов и текстов.

А как тогда же мы читаем более древние "источники" сегодня без того культурного контекста, в котором (и для которого) они были рождены и выполняли свои задачи? А можно ли это вообще назвать чтением? Может быть, это лишь разглядывание и, - затем - безудержное фантазированное понимание и: как следствие, - самообман в "понимании" нами древних авторов на фоне существенно более мощного современного контекста? Не слишком ли здесь властвует позитив "принципа недосказанности"?

Наконец ещё одна из многочисленных причин - неизбежное косноязычие автора текста: продуктивные исследователи, вплотную и интенсивно занятые проблемами предметной области, как правило, не имеют времени для совершенствования своего стиля и навыков для написания хороших статей, обзоров и монографий. Качество же текстов в пересказе их менее продуктивных коллег - не самое лучшее.

Что даёт работа по конспектированию исполнителю конспекта?

При работе над текстом и конспектом включается мощнейшая и полезнейшая "редакторская функция", а не только понимающая, - читательская. Эта добровольно навязанная "ответственность редактора" существенно поднимает уровень внимания читающего. Чтение становится медленным, внимательным и очень обстоятельным. Этот навык иногда даже бывает помехой, когда надо быстро прочесть какой-либо текст с целью простого быстрого ознакомления.

Лучше всего это обстоятельство выражено у Стивена Кинга (текст сжат!): "Все книги о писательстве набиты враньём. Авторы не понимают, что они делают. И чем короче такая книга, тем меньше в ней вранья. Одно исключение из этого правила о вранье - "Элементы стиля" Уильяма Стрэнка-младшего. В этой книге вранья почти не обнаруживается (книга - восемьдесят пять страниц!).

Любой начинающий писатель может прочесть "Элементы стиля". Правило семнадцатое в главе под названием "Принципы композиции" гласит: "Ненужные слова опускать". Я пытаюсь это делать. Одно из правил игры: "Редактор всегда прав. Пишут человеки, редактируют боги! "

Конспектирование накладывает глубокий положительный отпечаток на основные психические функции конспектёра:

*              ощущение (осознанная рецепция)

*              память (запоминание и вспоминание)

*              воображение

*              избирательное внимание

*              умозрение (мышление)

*              умозаключение, или суждение

*              владение речью, в том числе и иностранной

*              деятельность (труд, игра, учение, снов и дение)

*              игра

*              осознание потребностей

*              проявление эмоций

*              проявление воли (способность планировать и реализовать действие в условиях противодействия)

*              самопознание

*              самостояние личности

*               самостроительство личности

Улучшается память, практически неограниченно растёт её объём, постепенно формируется настоящий, панорамно обозримый ландшафт конспектов всех лично переработанных текстов. Появляется потребность сопоставлять тексты разных конспектов, перекрёстно их комментировать.

И не надо здесь бояться коварных присловий о том, что "тот, кто много читает чужие тексты, не успевает писать свои" или "чтение чужих трудов отучает мыслить". Такие утверждения справедливы лишь в узком круге условий, если не совмещать чтение с комментированием и писанием своих личных трудов в то же время! Вот тут-то этот укор полностью снимается.

Чтение чужих текстов - это не чтение, а предельно внимательное исполнение чужих мыслей как своих (см. в Эпиграфе_1 мнение М.К. Мамардашвили).

Наконец, довольно быстро появляется потребность личного комментария конспекта по ходу работы, разметки его репликами планов по поводу дальнейшей работы. (Эта часть затем, конечно, изымается, когда конспект передаётся потребителям). Комментарии обычно помещаются в фигурные скобки - {Б: "Текст комментария"...}. где "Б" - инициал конспектёра. Эта часть текста должна быть отформатирована короткими строками (например с 13 позиции в строке), чтобы сразу было видно, что это комментарий

Позже накопленная сумма комментариев по разным конспектам начинает "неумолимо" действовать в личном, уже оригинальном, творчестве самого конспектёра. Таким образом, концептуальное конспектирование меняет личность самого конспектера.

А в чисто техническом плане конспектёр просто вынужден по ходу дела методично, но без усилий исследовать авторские выразительные и оформительские приёмы при написании текстов, научиться характеризовать в этом плане авторские (и свои!) тексты, овладеть методами размещения материала: там, где необходимо, из авторского материала скомпоновать полезные обозримые списки, создать таблицы, которые автор оформить не решился, но материал дал россыпью и т.п. Этот аспект довольно любопытен. Это чисто технические приобретения конспектёра - дополнительная награда за проделываемую работу.

И ещё. Снова обратите внимание на "Прагматический алгоритм", который приведён в начале текста. Он трактует о том, что надо вычёркивать. Но ведь, "вывернув его назначение", то есть, применив его сразу для написания собственного текста, мы можем утверждать, что в нём перечислено то, чего и сразу-то писать не надо , иначе ваш текст будет перегружен и, возможно, когда-нибудь будет расчищен каким-нибудь "зловредным и самонадеянным" конспектёром.

Как - чисто технически - делается конспект?

3.1. Мы берём книгу, которую не жалко исчеркать (или её ксерокопию). При всём при том мы помним, что во все времена публикация идей была затруднена. Перед нами текст, в который автор вкладывал свои мысли и душу. Их надо контрастно и чётко прояснить.

Читаем абзац за абзацем и подчёркивая только те слова, которые невозможно удалить из текста. Но сюжетная нить авторского повествования не должна претерпевать разрывов .

Тем не менее нужно быть очень скупым на "подчёркивания". Результат такой работы показан в "Приложении" - ИТ - в конце тетрадки. В сомнительных местах вы делаете пометку "Edt" о том, что слов достаточно, но текст потребует редактирования.

3.2.По мере накопления подчёркнутых обработанных страниц их надо спечатывать в файл в каком-либо обычном текстовом редакторе. Для этого надо напечатать титул со всеми библиографическими данными и "Содержание".

Часто данное в начале книги "Содержание" не соответствует тому, что дано на страницах, например, на страницах дано дополнительное разбиение на более мелкие разделы. Их тоже желательно ввести в рабочее "Содержание". После содержания вы делаете разрыв страницы и на новой странице печатаете большими буками "ТЕКСТ"

3.3. Затем всё "Содержание" надо взять в буфер и скопировать в файл после слова "ТЕКСТ". Скопированный фрагмент выделите подчёркиванием и проведите разреживание полученного фрагмента, нажимая клавишем "Enter" перед знаками конца абзаца. Вы таким образом получаете своеобразный рамочный планшет для дальнейшей работы. Заполняйте его. А пустые места будут хорошо видны.

3.4. Рекомендуется для удобства каждый из полученных параграфов в сетке будущего "ТЕКСТа" отметить значком станицы, с которой он в книге начинается, например /173/, /296/ ...

После перерыва в работе вам будет удобней находить в книге страницы, на которых вы остановили работу в предыдущий раз. На странице же, если на ней работа не закончена надо в конце фрагмента текста поставить значки ***.

3.5. По мере спечатывания текста не забывайте ставить значки новых страниц при переходе на другую страницу. Это позволит затем, сколько бы времени ни прошло, легко находить страницы в книге и сопоставлять с какой-либо целью конспект с подлинником. Если почему-то вы решили продолжить работу выборочно и, недоделав, прекратить её на время в данном разделе, поставьте здесь три звёздочки *** и переход и те в другой локус текста. Оставив на время работу, а затем к ней возвращаясь, вы в первую очередь зап у стите поиск значков "***" и увидите, какие локусы ещё не завершены и где можно продолжить. Так вы удерживаете образ "фронта работ". Образец результата этой работы дан в "Приложении" - КТ.

3.6. П ри этой работе разрешается делать следующее:

n менять авторские окончания слов с целью грамматического согласования подчёркнутых мест текста;

n менять порядок слов, если это не искажает изначального смысла; странно, но так бывает, что достаточно написать фразу "с конца к началу", и она становится яснее. Можно заменять существительные и прилагательные на местоимения, ибо предложения сокращаются, и повтор существительных и прилагательных может оказаться излишним (можно обойтись указательными местоимениями в получившихся недалеко отстоящих предложениях).

n можно разбивать слишком длинные предложения на ряд простых;

n можно соединять простые предложения в сложносочинённые, работайте смелее, если текст переводной, и видно, что переводчик был "неважный"; в крайнем случае рекомендуется свериться с оригиналом в смысле качества перевода.

n в исключительных случаях можно переместить абзац в другое место текста (с обязательным указанием об этой операции в примечании);

n там, где автор, из ложных соображений экономии , даёт списки слитным фрагментом текста, обязательно надо список выделять средствами текстового редактора;

n там, где уместна таблица, её надо сделать (за автора); если приведённая автором таблица (или построенная вами на его материале) будет более информативной в виде графика или гистограммы, надо тоже их построить;

n если вы владеете техникой работы по составлению предметного указателя, делайте его .

Массу других приёмов Вы со временем приобретёте сами во время концептуального конспектирования.

3.7. теперь вернёмся к Операции 13 прагматического алгоритма. Литературная обработка того, что подчёркнуто, проходит две важных фазы:

q  сборка предложений;

q  сборка абзацев.

О предложении уже всё сказано, поговорим об абзаце, который совершенно остался в тени в грамматике и стилистике. Снова обратимся к Стивену Кингу (текст сжат!): "Итак, куда поместить самую важную часть предложения? Каждый здесь руководствуется своим мнением, но нам-то надо сначала поговорить об абзацах, - форме текста, которая следует за предложениями.

Напрасно создатели текстового редактора "Word" назвали его так. Больше подошло бы название "§" - "Paragraph" - "Абзац". Здесь (при создании редактора) к программной поддержке формирования абзацев и списков отнеслись предельно заботливо.

Теперь возьмите любой роман - желательно такой, который вы ещё не читали. Откройте его в середине на любых двух страницах. Обратите внимание на узор страниц . Смотрите на поля, отступы и, главным образом, - на пробелы.

Даже не читая, можно сказать, лёгкая будет книга или трудная: в лёгких книгах абзацы короткие. Трудные книги выглядят солиднее. Упакованнее, если можно так выразиться. Вид абзацев почти так же важен, как их содержание. В описательной прозе абзацы должны быть утилитарными.

Письмо - отфильтрованное мышление. В беллетристике абзац менее структурирован - это лишь ритмы вместо мелодии. Чем больше беллетристики вы будете писать, тем больше будете ощущать, что абзацы выстраиваются сами.

Когда пишете, лучше не думать о том, где начинаются и кончаются абзацы; фокус в том, чтобы предоставить действовать природе. Если потом не понравится, можно переделать. Для того и существует переписывание и переформатирование. Краткость стиля меняет темп и сохраняют свежесть письма. От идущих подряд грамматически безупречных предложений строка костенеет, теряет гибкость. Недаром сказано у мудрого Пушкина:

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я речи русской не люблю...

В этих строках бездна смысла! Пуристы не могут этого даже слышать, но язык не всегда должен быть смертельно серьёзен и не всегда выступать в галстуке и манжетах.

Цель ведь - не грамматическая правильность, а намекание, чтобы читатель забыл своё крайне неестественное занятие , - что он читает . Писательство есть соблазнение, а приятный разговор - высшая роскошь.

Я готов отстаивать точку зрения, что именно абзац, а не предложение есть основная единица письма Абзац - место, где слово получает шанс стать больше, чем словом . Момент оживления смыслов и чувств наступает на уровне понимания абзацев. Это есть инструмент выразительный и гибкий.

Надо научиться хорошо этим инструментом - абзацем - пользоваться. А это означает многие часы практики; надо научиться слышать ритм".

Добавим только к словам Кинга, что к конспектированию эти рекомендации приложимы в ещё большей степени, чем к писательству. А мысль о том, что абзац - "кокон смысла", заслуживает того, чтобы поразмыслить над ней не один год.

3.8. Теперь об обстановке. Для перевода подчёркнутых мест текста в файл, кроме компьютера, у вас должна быть лампа и пюпитр. Чтобы книга держалась открытой на нужной странице, лучше всего использовать небольшое (размером в разворот книги ) достаточно тяжёлое прижимное стекло.

3.9. Читать книгу, как известно, можно везде, - хоть в метро, хоть в очереди, но лучше дома, в любимом укромном месте, где никто не мешает. Так как книг в работе находится много, и выборочно конспектировать иногда приходится, начиная одновременно несколько разделов в нескольких книгах, то закладок вам не хватит и они не очень-то удобны.

Лучше всего отмечать места, где вы остановили работу чтения-подчёркивания обычными мелкими канцелярскими скрепками в цветной пластмассовой облицовке, защепывая ими нужный лист. Это очень удобно для нахождения ранее оставленных мест - "фронта работ" в самой книге (а не в файле конспекта). Кроме того, если перед вами книга, с рядом защепленных в неё скрепок, а в руках карандаш, то это "тайный" знак принадлежности читающего к ОДК.

Каков конечный идеальный результат работы по конспектированию?

Если вы энтузиаст концептуального конспектирования, вы напечатаете полученный файл законченного конспекта в форме "книжная"- "печать буклета" (4 стр. на лист формата А4, размер шрифта 14 по 18 страниц в тетрадке), переплетёте тетрадки скобками, поместите их в коробку или папку и поставите на полку рядом с подлинником.

Когда затем вам потребуется снова обратиться к мыслям этого автора, вы будете брать конспект, а не исходную книгу. Книгу - лишь в редчайших исключительных случаях для сверки возможных неясностей, допущенных в конспекте.

3.10. Последняя фаза - отдать копию файла администратору ОДК и получить взамен любой имеющийся у него файл, выполненный другими конспектёрами.

Часть вторая

НЕБОЛЬШАЯ "ПОЧТИ ТЕОРИЯ"

Какие иные полезные применения могут иметь конспекты?

А. Даже в талантливых и обстоятельных монографиях и обзорах слишком велик так называемый макулатур-фактор, то есть слишком велика доля повторяющейся от автора к автору и из текста в текст вводной и схематизирующей информации.  Эту "информацию" так или иначе с необходимостью приходится снова и снова читать (при схематизации, давным-давно вам известной из учебного процесса или из уже прочтённых работ!). И читать-то по сути приходится ради поиска вкраплений нового . К сожалению, подача информации автономным текстом всегда носит этот "излишне" интегральный схематизирующий характер. Жанр статьи несколько снимает это свойство, но не устраняют его.

Первое - очевидное - применение конспекта состоит в том, что читателю с целью некоторой нейтрализации "макулатур-фактора" конспектёр предлагает эквивалентный текст, но меньший по объёму. Коэффициент сжатия колеблется здесь от 4 до 50. Этим достигается явная экономия общего коллективного труда и времени: варианты конспекта делают два-три конспектёра, а прочтут подобный "ремейк", может быть, тысячи читателей.

Б. Сама работа по концептуальному конспектированию может собирать единомышленников как в плане тематической общности работ, например с целью разделения труда, так и в плане обмена методическим операционным опытом вплоть до попыток построения будущей первичной теории этой дисциплины - "теории концептуального конспектирования".

Это, быть может, впервые поможет обратить пристальное внимание на культуру "работы с понятиями" , к которой вот уже полвека настойчиво призывает С.П. Никаноров. Напомним, что понятия в тексте не видны (видны лишь слова, предложения и абзацы ). Понятия выявляют и проявляют всегда лишь в системе других понятий и всегда - лишь после усвоения и сложной внутренней переработки читателем достаточно большого числа текстов по данной тематике. Понимают же понятия, лишь научившись применять их.

В. Наконец, самое главное : поскольку понятия даны в текстах в демонтированном виде, то оживают они, стало быть, лишь во время чтения и сопутствующего внимательного размышления. Таковое может более организованно и быстро протекать параллельно неспешному (и неоднократному, в разное время и с разной целью) прочтению конспекта.

Легче понять важность такого процесса помогает аналогия с музыкальными текстами: написанная в партитуре музыка не жива , пока не будет исполнена. Музыкальная мысль функционирует в звуке во время исполнения произведения. И музыканты знают, что нотный текст, как и литературный, полон недосказанностей, и что исполнений произведения в разной трактовке с целью развития музыкальной мысли должно быть много.

Все ли прочитатели научных текстов знают об этом? Или они предпочитают пользоваться смутными воспоминаниями о прошлых давнишних прочтениях? По нашему мнению, научные тексты должны тоже исполняться (" промысливаться наживо ") достаточно часто. Результаты воспоследуют.

Но здесь (для точности) уместно упомянуть, что почти вся музыкальная классика претерпела конспектирование без искажения смысла, и она сегодня актуальна. А классика научная - это архаика (хотя и поучительная). Она становится таковой в результате коренной переработки понятийных систем и стиля изложения. Но ведь это не запрещает исполнять архаику и сегодня, не запрещает исполнять и старые и недавние научные тексты так, как описывает это Г. Гессе применительно к старой музыке:

"Были среди них музыканты и певцы, которые обладали способностью исполнять музыку прежних эпох во всей её старинной чистоте. Во времена, когда царила страсть к динамике и аффектации и когда за исполнением и "трактовкой" дирижёра почти забывали о самой музыке, это было нечто неслыханное. Когда оркестр публично исполнил одну сюиту догенделевской эпохи без усилений и приглушений, с наивной чистотой другого времени, часть слушателей осталась в недоумении, часть же насторожилась и подумала, что впервые в жизни слушает музыку".

Нечто подобное случается, когда читают труды основоположников теоретической и аналитической механики или исторический очерк развития математических понятий и математической символики. Короче, - любую прекрасную архаическую научную классику.

Становится виден не только современный классический предельно сухой результат, но и эмоциональные этапы пути движения к этому результату . А это дорогого стоит, ибо возобновляет в нашем сознании не только "результирующую информацию", а и методы эмоционального движения мысли , обычно изгоняемые при "строгом" описании статического конечного результата.

Г. Частое исполнение прежних и современных научных текстов требует строго научного конспектирования. И такая наука будет создана и войдёт в практику как новый вид деятельности.

Д. Ещё одна возможная полезная функция имеет полумистический оттенок: конспектёр позволяет "встретиться" в одном тексте или тематической подборке как авторам-современникам (и, может быть, впервые узнать друг о друге, если наладить процесс оповещения авторов о сделанных синтетических конспектах), так и авторам разных эпох .

В последнем случае ответственность за качество этой виртуальной встречи лежит на конспектёре. В этом неопределённо-местном множественном отношении что-то такое есть! Совершенно новое!

Новизна состоит как в восстановлении исторической справедливости, так и в реализации новой творческой функции , которую выполняет конспектёр. Её ещё надо понять и исследовать в ходе практических работ. Мы, может быть, только начали её понимать.

Какова та функциональная ниша, которую конспектирование занимает в общей системе выработки и трансляции нового знания?

***

Воспользуемся простой и грубой моделью - циклом переделов знания В.В. Бугровского. Это своеобразная микро-теория для оконтурения поля действий и локализации этих действий, когда мы работаем со знанием.

I.

Рассмотрим последовательность переделов, которые неправильно было бы называть информационными: "0. реал ® 1. сигнал ® 2. данные ® 3. информация ® 4. зависимость ® 5. закон ®6.теория ® 7. знание ® 8.мудрость ® 9. озарение ® 10. откровение"

Пояснение - реал - предлагаемое краткое название окружающей объективной реальности (в противоположность виртуалу ).

Если соседние продукты переделов считать один - за вход процесса, а другой за выход, то получаются сами эти переделы, то есть следующие процессы (названия приблизительны):

N

Имя процесса

Пара переделов N®N+1

I.

ИЗМЕРЕНИЕ

(реал ® сигнал)01

II.

ИСТОЛКОВАНИЕ

(сигнал ® данные)12

III.

ВЫРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

(данные ® фактуальная информация) 23

***

IV.

ТЕОРЕТИЗАЦИЯ

(фактуальная информация ® теория) 34

V.

АНАЛИЗ И СИСТЕМНЫЙ СИНТЕЗ

(несколько теорий ® понятийная теоретическая информация) 45

VI.

ИНТУИТИВАЦИЯ

(понятийная теоретическая информация ® системное знание) 56

VII.

ОТКРЫТИЕ

(мудрость ® озарение) 67

VIII.

ОТКРОВЕНИЕ

(озарение ® откровение) 78

IX.

РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

(откровение ® принципиально новые данные о реале)80

{Сюда "Стрелу познания"!}

Нам интересны именно процессы - переходы в звеньях этого цикла - аналоги "кризисов" между стыками (забавно, но "кризис" в древнем значении слова - значит 'суд', а слово 'категория' - 'обвинение, приговор'), например,:

01. ИЗМЕРЕНИЕ: Реальная действительность ®оформленные сигналы от неё;

12. ИСТОЛКОВАНИЕ: Принятые сигналы ® данные о состоянии фрагмента действительности

23. ВЫРАБОТКА: ИНФОРМАЦИИ (ФАКТУАЛИЗАЦИЯ): Данные ® информация о воспроизводимом типе поведении аналитического фрагмента действительности

34. ***

ТЕОРЕТИЗАЦИЯ: информация о поведении фрагмента действительности ® теория, воспроизводящая это поведение в понятийной модели и предсказывающая поведение в задаваемых нами исходных условиях

45. АНАЛИЗ И СИСТЕМНЫЙ СИНТЕЗ: Комплекс теории, трактующих данную предметную область ® совокупное полиаспектное модельно-понятийное дискурсивное духовно-конкретное знание о предметной области

56. ИНТУИТИВАЦИЯ: Полиаспектное дискурсивное духовно-конкретное знание о предметной области ® не дискурсивные мгновенные интуитивные решения,

67. ОТКРЫТИЕ: Мудрость мгновенных интуитивных решений ® внезапно приходящие озарения об открытиях и изобретениях. Последовательный (сукцессивный) вывод заменяется на симультанный, мгновенный ... интуитивный. Это и есть интуиция, по Бергсону, или "интеллигенция", по Шеллингу!

78. ОТКРОВЕНИЕ: Комплект разовых озарений ® система, включившая предугаданный комплект понятий о новом элемент реала в новую картину мира

81. РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: Предугаданный образ-понятие о новом элементе реала ®факт, подтверждающий наличие денотата (носителя сущности) этого понятия в реальной действительности

Итак, перед нами девять процессов. Мы указали для начала лишь их характерные (главные) компоненты входов и выходов. Но каждое из переходных сечений  01..78..80 обслуживается, в частности, ещё и своим набором инструментов и дополнительных понятий. Например,:

01: датчики, понятие физической величины или понятие социально-культурного принципа и т.п.; ЭКСПЕРИМЕНТ

12: прибор и мерительная схема на данном типе датчика; ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, МЕТРОЛОГИЯ

23: формулы и процедуры ( алгоритмы ) перевода данных в значимый график; СТАТИСТИКА, ОБРАБОТКА ДАННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТА

34: концептуальная схема истолкования данных; ФАКТУАЛИЗМ

45: практическая схема применения теории для предсказаний (реальных фактов); ТЕОРЕТИЗМ

56: слабо концептуализированные методы навигации и аналогий в далеко отстоящих областях знаний с целью форсированной выработки значительных объёмов знаний; ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ;

67: Наработанное "научное подсознательное" властно вторгается в материал сознательного опыта, перерабатывает его мгновенно; объяснительные схемы всплывают в готовом виде,  остаётся их только опубликовать, озвучить; ЛИЧНАЯ НАУЧНАЯ МИФОЛОГИЯ

78: эпизоды озарений учащаются, сливаются в "фильм откровений" в новом виртуальном мире личности. Теперь из него можно "немеренно черпать": только не забывать и успевать записывать. Ничего не приходится "из себя вымучивать. ЭТО И ЕСТЬ ЛИЧНЫЙ МИСТИЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР (Об этом говорят Шеллинг, Шпенглер, Фёдоров!). Однако на этой фазе нет хороших инструментов фиксации фильма откровений . Из-за этого он бывает внешне похож на патологическую скачку идей. Лишь инверсная аналогия может помочь слегка ускорить перекачку пояснительных схем в реальный мир сообщений.

80: НАКОНЕЦ, - РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ!

Результат откровения заставляет по-новому увидеть фрагмент реала и задуматься над тем, какой новый кризисный прибор потребуется для того, чтобы подтвердить факт существования найденного В ПОНЯТИИ невидимого элемента новизны реала

Цикл замкнулся . Грубый очерк технологических участков работы со знанием мы имеем. Чем же может быть полезно в этом цикле движения и непрестанного становления знания наше "сухое дело концептуального конспектирования"?

Ответ довольно прост: внимательное "сухое" концептуальное конспектирование полезно на любом из этих технологических участков, но центр тяжести лежит на фазах 45, 56, 67, 78, 80.

Осталось сделать несколько несистемных замечаний.

Все инструментальные, языковые и мыслительные средства, встречаемые нами в любой технологии работы со знаниями, могут в этом цикле (в ходе внимательного конспектирования!) получить свою дополнительную детерминацию , классификацию и "первичную прописку" (в одном или нескольких сечениях).

Например, философские и общенаучные категории являются "остаточными позывными" или "переходниками" между знанием и мудростью, которая, по нашим подозрениям, является сонмом концептуальных схем, из-за многословности символизировавшихся - преобразовавшихся - и ушедших в "фоны сверхсознания", по П.Я.Гальперину.

Категории и символы, как своеобразные сторожа, остались в сфере сознательного на границе с бессознательным, чтобы примерно одинаково адресовать намёки на смыслы у участников познавательного процесса. Но, с другой стороны, категории продолжают обслуживать все слева от них стоящие фазы цикла, периодически фигурируя в текстах на многочисленных "низменных" ролях - ролях слов, терминов, концептов, понятий.

На стыках этих фаз находятся короткие фазы-"кризисы", например,:

Þчтобы сигнал превратился в данные, нужен "кризисный" измерительный прибор. Пока не было инфракрасных спектрометров, и спектрометров комбинационного рассеяния, рассуждения о спектрах колебаний молекул были чисто гипотетическими. Не было в наличии соответствующих данных "тонкой структуры";

Þчтобы теория превратилась в работающее знание, нужна предметная область её интерпретации и регулярный "кризисный" способ продукции предсказаний с помощью этой теории;

Þчтобы озарение переходило в откровение, нужен "кризисный" инструментальный способ "надиктовки цепи озарений , переходящей по мере записи в откровение..."

Если цикл замкнуть более фундаментально (а это, в будущем, обязательно надо сделать раз он - cycle) и вписать в круг как правильный девятиуголник со всеми его диагоналями , то мы получим (кроме самого замыкания - 80, проведя все хорды и диагонали между вершинами) все типы обратного влияния (обратных связей) в этом цикле.

Например, модификация теории заставляет изменить тип принимаемых сигналов, или новое откровение потребует оформления в виде ряда новых теорий. Будет диагоналей всего 28, и все их надо будет прономинировать и дефинировать! Здесь непочатый край рутинной методологической работы.

Теперь, когда перспективно мы немного обсудили цикл, посмотрим, как человек овладевает его звеньями и его обратными связями. Совершенно очевидно, что он должен встречать сопротивление со стороны предмета которым овладевает. Ибо предмет, не оказывающий сопротивления нельзя ни заметить, ни овладеть им - он "выскальзывает". Сопротивление вам гарантировано, ибо данные на эту тему тончайше "распылены" в мире знаний. Их никто никогда не собирал вместе.

И, в принципе, высокая культура занятий наукой требуется на любом из переходов. Но чем дальше идём вдоль цикла, тем меньше мы находим ярких представителей и мастеров "своей фазы". Создаётся впечатление, что здесь есть мощный барьер. Наша задача - научиться пробивать этот барьер или просто проходить его "туннельным переходом" без чрезмерных трат интеллектуальной энергии.

Жизнь до 45-ти вначале выглядит как погоня за знанием рецептурного, фактографического и сенсационного характера. Напомним, что "сенсация" раньше значила "произведение сильного впечатление" (безо всякого уничижительного смыслового налёта). Действительно, чтобы выработалось "научное подсознание", нужно чтобы сначала выработалось и сенсационно (эмоционально) закрепилось просто "научное сознание". Грубо говоря, " без предварительного осознания нет и соответствующего содержания подсознания ".

Жизнь после 45-ти - "погоня за методами", выстраивание архитектуры мышления, по Лейбницу: "На свете есть вещи поважнее самых прекрасных открытий - это знание методов , которыми они были сделаны", и по Гельвецию:" Знание некоторых принципов легко возмещает незнание многих фактов".

Таким образом, мы ставим в Обществе первую, так сказать, рабочую "неземную цель" для людей старше 45 - выработка собственной подсознательной научной мифологии , собственного интуитивного научно-мистического подсознательного. Здесь в общем-то немудреное но систематическое и настойчивое концептуальное конспектирование может оказаться полезным подспорьем.

Именно в этом возрасте происходит качественный скачок . Вот что говорит об этом Карл Густав Юнг в работе "О становлении личности" (текст сжат!): "Акция личностного развития - это непопулярное предприятие, малосимпатичное избегание широкого и прямого пути - конвенциальной магистрали - отшельническое оригинальничание. Поэтому неудивительно, что издавна немногие додумывались до столь странной авантюры".

Думается, что многим хотелось бы упомянутую "авантюру" реализовать в личной биографии. Для этого нужны и другие инструменты и методы, кроме здесь обсуждаемого. Если нам удастся в этом плане хорошо дополнительно вооружиться, цель станет земной , близкой и достижимой для каждого.

Осталось лишь дать весьма смутный намёк на то, что имеется в виду под другими методами.

Выборочное чтение

"В условиях современного информационного взрыва"... Как нам знакома эта фраза! Как часто она звучала и по сей день звучит. Сколько было дискуссий и сетований на эту тему! Однако на поверку оказывается, что при внешней видимости изобилия информации на самом деле ощущается настоящий "информационный голод" и "жуткая разбавленность" текстов, при которой весьма трудно вылавливать нужные крохи из информационной "мешанины". Информация трудно доступна даже в условиях Интернета. Этот информационный голод обусловлен многими причинами.

Анализ крупных работ В.И. Вернадского наводит на мысль, что перед нами не только строгая и стройная система знаний, но и вполне определённая их понятийно-структурная панорама. Вернадского характеризует высочайшая культура работы с текстами эмпирических и теоретических дисциплин.

Многочисленные примечания, разъяснения, библиографические и именные данные, перекрёстные комплексные ссылки и т.п. демонстрируют не только огромный объём работы, проделанной Вернадским, но и то, насколько оригинальной инструментальной методической системой понятий он оперировал.

Чтобы не быть голословными, возьмём, например, III том "Опыт описательной минералогии" его "Избранных сочинений" (Изд-во АН СССР, М.: 1959. - 508с.). Здесь мы обнаруживаем огромную и чрезвычайно удобную вспомогательную "закулису", занявшую 188 с. (плюс четверть страницы подстрочных примечаний на каждой из 320 с. основного текста, то есть ещё 80с. из 508), где мы найдём следующие списки-указатели, позволяющие входить в текст в любом месте и в плане любой из многочисленных познавательных задач (то есть перед нами обширный инструментарий для выборочного чтения. и проявлений произвольного внимания читателя):

Þцитированная литература (алфавитный указатель) (40с.),

Þглавные указания литературы (70с.)

А. Общая литература

I. Общие обработки описательной минералогии, сохраняющие самостоятельное значение

II. Данные анализов

III. Кристаллографические константы

IV. Другие физические константы минералов

          Удельный вес

          Явления механические

          Явления выветривания

          ... (8 позиций)

          Метамиктовые явления

V. Химический состав и строение минералов

VI. Микроскопическое строение минералов

...

XV. Библиографии и указатели специальных журналов

XVI. Описания и каталоги минералогических музеев

Б. Литература по топографической минералогии

        ЕВРОПА

         Скандинавский полуостров

           Швеция

           ...

         Гренландия

         Великобритания

        АЗИЯ

        ЦЕЙЛОН

        ЯПОНИЯ

        СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (по штатам)

        ...

        АНТАРКТИКА

     Указатели (70с.)

       - минералов,

       - географический (русские и иностранные названия),

       - авторов и других лиц, упомянутых в тексте.

Итого 268/508 = 52% текста занято операционными указателями для приложения работы внимания , для обслуживания беспрепятственного путешествия кадра внимания специалиста по понятийным и фактуальным ландшафтам!

Обратим особое внимание на то, что сам "список списков" - рубрикатор указателей образован здесь с учётом некоторой стройной терминосистемы, располагающей к пониманию и органичному пополнению!

Работа с указателями для выборочного чтения имеет два результата: один вполне видимый, то есть сам указатель, а другой - гораздо более важный - невидимый: составив хотя бы один указатель после концептуального конспекта, конспектёр начинает "понимать руками", что значит "объём понятия". Это не та схоластическая глупость по поводу того, что "объём понятия - это число объектов реального мира, которые могут быть под него подведены как денотаты", а уразумение того, что "понятия оживают только в системе других понятий, и объекты (денотаты) здесь совершенно ни при чём". После составления нескольких указателей, конспектёр начинает понемногу и "мало-помалу" понимать, что есть "работа с понятиями".

Кроме того, что концептуальный конспект ориентирован на выборочное чтение, он рассчитан также на фиксацию незнания (дефицит знания) и на соответствующее выборочное наращивание информации , которое может проводиться путем добавления многими аналитиками в этот же конспект других родственных текстов других авторов. Появляется возможность представить альтернативные суждения и оценки "за" и "против" выдвигаемых идей и гипотез.

Как выборочное чтение, так и выборочное наращивание конспекта оказываются возможными именно благодаря разветвленной терминосистеме указателей. В связи с этим может случиться, что суммарный объем указателей окажется больше, чем объем конспекта или даже объем самого первоисточника. Хотя это и похоже на работу с "гипертекстом", но объектный текст даёт несравненно больше возможностей.

Конечно, данное обстоятельство свидетельствует о трудоемкости работы аналитика, делающего конспект и строящего указатели. Однако оно сулит облегчение работы для пользователей конспекта, получающих факты и понятийную систему в обозримом виде, почти готовом для принятия решений.

Наконец, еще одно ценное свойство концептуального конспекта, условно названное нами "заметки на полях". Речь идет о том, что как сам аналитик, так и пользователи концептуального конспекта могут фиксировать результат своей аналитической работы, свои догадки, гипотезы, суждения и намерения в тексте конспекта.

Пришло время осмотреться в части индустрии знаний. В последнее время теоретическая работа и смежные с ней области концептуализма стали считать самостоятельными областями выработки больших объёмов нового знания с отходом от натурального эксперимента на довольно длительные интервалы времени.

Многие поговаривают о герменевтике , но это всё же лишь "асимптотическая" мечтательная метафора, тогда как перед нами суровая проза . Полностью уйти от эксперимента не удастся. Но для начала необходимо овладеть элементарной нормой - умением вести концептуальный конспект.

Барьеры трансцедентального (за-теоретического) мышления

Теоретик - явление распространённое и всем нам знакомое. Теоретик - раб методики и школы. Он в нашей системе координат "живёт" на фазе 45. Овладев теорией он становится к ней привязан и с трудом расстаётся со своими заблуждениями. Ведь хороший теоретик может "объяснить всё".

Но в том-то и дело, что теория, которая позволяет объяснять всё - это уже не теория, а лишь схема, "облепленная" ухищрениями, предназначенными для того, чтобы "уметь с её помощью объяснять всё". Это схема, готовая "на выброс". А теоретик?...

Мы знаем много личных кризисов, связанных с тем, что теорию "применяли не по делу". И мы не знаем ни одного классического случая, чтобы "хороший теоретик" сам сломал свою теорию, выбросил её и начал строить нечто "на пустом месте": "Яма, которую копал всю жизнь, так привязывает. Хочется углублять её, расширять, а потом выясняется, что вылезть из неё почти невозможно" (Э. де-Боно).

Единственный, кто "между делом" иногда даёт совет не бояться ломать теории и выбрасывать результаты, - это С.П. Никаноров. Несмотря на нашу к нему привязанность, этот совет внедрялся весьма трудно.

Мальтийский рыцарь, Эдуард де Боно, прочит нам новый инструмент - методику так называемого "латерального мышления". "Курс латерального мышления" запланирован Обществом для переработки в приемлемый вид. Латеральное мышление находится непосредственно "по ту сторону теоретического".

Приложение 1.

ИТ: Вильгельм Виндельбанд. О свободе воли. Минск-Москва, "Харвест АСТ"-2000.

"ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ

Анализ проблемы

В один прекрасный день вопрос о свободе воли в той или иной форме встаёт как личная проблема перед мыслью каждого серьёзного человека. Это вопрос не школы, а жизни, он коренится в наших самых непосредственных переживаниях . С какой страстью в самочувствии собственного свободного определения кидаемся мы в мир! И когда потом, мы шаг за шагом всё теснее и глубже запутываемся в водовороте действительности и находим свои решения суженными и стеснёнными тысячью мотивов , то кто не вопрошает себя в сомнении, где же та золотая свобода , о которой он мечтал ? А если кто бросит взгляд назад, на многоизвилистый поток жизни, от того не скроется, что часто и там, где , по его мнению, он поступал свободно, он, в конце концов, скорее следовал ходу вещей, силе обстоятельств, чем сам господствовал над ними; что его двигали там, где по его мнению двигал он. И всё же именно при таком ретроспективном взгляде снова за хочется с раскаянием и радостью увидеть в глубочайшей основе судьбы своё собственное деяние и самоопределение .

Если из таких чувств вырастает стремление по думать о свободе воли, то размышления такого рода ведут тотчас же в далёкие области и к самым трудным проблемам , ибо обнаруживается, бесспорно, что при этом речь идёт отнюдь не об одном констатировании душевных явлений , но что трудность проблемы заключается именно в её отношении к вопросам, простирающимся несравненно дальше".

А теперь как это выглядит в конспекте. Обратите внимание на то, что хотя Виндельбанд и талантливый автор, он увлекается деталями и, тем самым, начинает поневоле сужать мысль, которую высказывает вначале как общую. Из-за этого его трудно читать: слишком длинны предложения. Эта "излишняя досказанность" многих подвела на их веку, например, Льва Толстого, который, между прочим, фанатически не любил Уильяма Шекспира именно за "талант владения недосказанием"

Итак, теперь внимательно посмотрим на соответствующий КТ!:

Виндельбанд В. О свободе воли. Минск-Москва: "Харвест АСТ"-2000-206с.

\4\

"ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ

Анализ проблемы

В один прекрасный день вопрос о свободе воли встаёт как личная проблема перед мыслью каждого. Это - вопрос жизни, он коренится в непосредственных переживаниях.

С какой страстью кидаемся мы в мир! Шаг за шагом запутываемся и находим свои решения стеснёнными тысячью мотивов. Где же золотая свобода!?

Но всё же хочется увидеть в основе судьбы своё самоопределение, и вырастает стремление думать о свободе воли . Размышления такого рода ведут в далёкие области и к самым трудным проблемам.

\5\

Речь начинает идти отнюдь не об одном констатировании душевных явлений. Трудность проблемы именно в её отношении к вопросам, простирающимся несравненно дальше".

***

Как видно, здесь получились совсем другие абзацы , но авторский замысел не пострадал. Его "внушающие интенции" и "крик души" сохранены, а текст "заиграл" именно из-за умеренности и сдержанности. Позже - "вдоль конспекта" - все эти преждевременные и как бы неуместные в самом начале текста подробности и страсти снова всплыли (проверено!), появились "на своём месте" и "всего один раз"…

Итак, …" получились совсем другие абзацы " - это неспроста. Ни раньше, ни теперь абзац не был предметом внимания и пишущих, и читающих . У абзаца как явления письменной речи есть, однако, своя история, своя актуальность и своя будущность, и на них в нашей работе надо обращать самое пристальное внимание. Перестройка абзацев ИТ - ещё один "рычаг" для уменьшения КТ. Здесь есть большой простор для изысканий и экспериментов.

Концептуальное конспектирование - доброе и увлекательное дело.

Надо сказать, что это не имеет ровно никакого отношения к тому, что называют насаждением "телеграфного стиля". Нет! Это не телеграфный стиль. Его-то как раз надо в концептуальном конспектировании опасаться и избегать.

Приложение 2

Некоторые данные о конспектах

Источник

Объём (стр.)

Сжатие

 

ИТ

КТ

Ясперс К.  Общая психопатология. М.: Практика, 1997. - 1054с.

1054

191

5,52

Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: РОССПЭН, 1997.-463

463

150

3.086

Дьюи Дж.Как мы мыслим. М.:"Лабиринт", 1999.-192с.

192

139

1,373

Мельников Г.П. Системология и языковые аспекты кибернетики. М.:"Сов.Радио", 1978.368с.

368

210

1,753

Тоффлер А. Третья волна. М.: АСТ, 1999.-781с.

781

213

3,7

Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998.-413с.

413

127

3,24

Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М.: "Физкультура и спорт", 1991.-287с.

287

65,5

4,38

Шпенглер О. Закат Европы.1,2 тт. М.:"Мысль"-1274с

1274

199

6,4

Найссер У. Познание и реальность.М.: "Прогресс", 1981.-230с.

230

60

3,83

Налимов В.В.Вероятностная модель языка. М.: "Наука", 1979.-303с.

303

56

5,4

Боно Э. де-. Рождение новой идеи. О латеральном мышлении. М.:"Прогресс", 1976.-143с.

143

35

4,06

Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки. М. ИЛ, 1952.-500с.

500

76

6,58

Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: "Тривола", 1995.-64с.

64

21

3,04


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=36315