Когортный анализ в маркетинге интернет-магазинаИсточник: blogohmystats blog.ohmystats
Когда мы говорили, что самая важная метрика в маркетинге - ROI и почему при планировании маркетинговых активностей CLV круче, чем ARPU, то поднимали вопрос: сколько денег в среднем приносит один покупатель? Ответить на него не так просто, как может показаться. Если вы разделите общую выручку на количество клиентов, то в расчет попадут как старые покупатели, которые покупали несколько раз, так и новые, которые не заказали ни разу.
Есть элегантное решение этой задачи. Возьмите клиентов, которые зарегистрировались, например, в январе прошлого года. Посчитайте сколько покупок и какую выручку приносила эта группа от месяца к месяцу до текущего момента. Сложите выручку по месяцам и получите ценность группы. Разделите итоговую выручку на количество людей в группе и получите среднюю ценность каждого клиента с учетом повторных покупок. Повторите расчеты для тех, кто зарегистрировался в феврале, марте и последующих месяцах. Обратите внимание, мы формируем группы по временнóму признаку - месяцу регистрации. В экономике, также в медицине и социологии, такие группы людей называют когортами , а метод - когортным анализом . Когортный анализ на практикеПрогнозируйте окупаемость рекламыПредставьте ситуацию: вы купили показы банера. Прошла неделя, звонит менеджер и спрашивает, будете ли продлевать. Вы заглядываете в аналитику и видите, что сейчас ROI банера всего 30%. Кажется, продлевать рекламу не стоит. Но что если люди будут возвращаться и покупать? Решение нужно принимать сейчас. Анализ когорт поможет с высокой вероятностью предсказать, окупится реклама в будущем или нет. Посмотрите, каким был ROI прибыльного рекламного источника на первой неделе. Например, в Дарбери, средний ROI источника на первой неделе был 25%. Так что сайт с вашим банером показывает даже лучший результат. * * * Давайте посмотрим на картинку. Мы анализируем ROI кампании VK Campaign 3 источника Vkontakte . Я обвел красным значения ROI для каждой когорты на первой неделе. Обратите внимание, что даже когорта с начальным ROI 18% в итоге окупилась, хоть и на пятой неделе. Моменты окупаемости обозначены зелеными точками. Заметьте, что пять когорт из восьми переходят рубеж в 100% на третьей неделе. Это дает нам основание ожидать того же поведения для двух нижних - самых новых когорт. Помимо ROI, по когортам сравнивают retention - количество вернувшихся на сайт людей, количество повторных заказов, конверсии и так далее. Выберите важную для вас метрику и наблюдайте, как она меняется на одном временном промежутке от когорты к когорте. Измеряйте влияние ваших действий на продажиЭто особенно актуально для больших магазинов, где одновременно появляются новые товары, заканчиваются старые, улучшается сайт, запускаются новые рекламные источники. Представьте, что в прошлом месяце вы запустили новый дизайн сайта и новую рекламную кампанию. Продажи выросли. Благодаря дизайну или рекламе? Можно, конечно, измерить конверсию - разделить количество покупок на количество посетителей. Но это будет неточно: на конверсию влияют и удобство сайта, и качество трафика. Так что она могла измениться или не измениться по обеим причинам. Решение. Реклама влияет на новых посетителей сайта, а изменение продукта - на всех. Сравните конверсию разных когорт. Если она увеличилась или уменьшилась для всех когорт - это влияние сайта. Если только для последней, самой новой когорты - это реклама. Измеряйте здоровье бизнесаДоля повторных заказов показывает состояние бизнеса. Если постоянные клиенты приносят вам от 30% выручки и более - это хороший показатель. Кроме того, когорты показывают, есть ли у вас преданные клиенты и как их много. Если замечаете, что когорты стали быстрее "умирать" - люди перестали возвращаться - возможно, стоит обратить внимание на качество сервиса или ассортимент. Делаем когортный анализ вручнуюШаг 1. Соберите данные. Когорты формируют на основе любого события, но в маркетинге чаще используют дату первого захода на сайт, дату регистрации, дату первой покупки. Попросите программиста или самостоятельно выгрузите данные из базы данных вашего магазина в формате: Дата регистрации пользователя - Дата покупки - Номер заказа - Выручка . Шаг 2. Загрузите данные в Excel. Google Docs и Apple Numbers тоже подходят. Постройте сводную таблицу. Строки таблицы - даты регистрации. Колонки - даты покупок. В ячейки вставьте либо количество записей, либо сумму выручки. В итоге каждая строка таблицы будет когортой с шагом в 1 день. В ячейках будет либо количество заказов, либо выручка этой когорты за каждый день. Шаг 3. Полезно построить график. Для представления когорт подходит stacked area chart - график с областями с накоплением. Или streamgraph , который мы в Oh My Stats называем "удав". Высота всего графика - это суммарная выручка за неделю. Высота каждого сегмента - выручка каждой когорты. Шаг 4. Анализируйте! :) |