Модели оплаты услуг при разработке и внедрении ИТ-решений (Fixed price, T&M, Fixed Budget) (документация)

Источник: citeck

Ценовые модели

Рассмотрим следующие модели оплаты услуг при разработке и внедрении ИТ-решений:

  1. Контракты с фиксированной ценой (Fixed Price).
  2. Контракты "время/материалы" (Time & Material, T&M).
  3. Контракты с фиксированным бюджетом (Fixed Budget).
  4. Контракты "ПО как услуга" (Software as a Service, SaaS).

Фиксированная цена (Fixed Price)

При данной модели оплаты наши специалисты совместно с представителями заказчика определяют требования к системе и готовят на их основе спецификацию требований к разрабатываемой системе. Все этапы работ, их результаты, сроки выполнения и стоимость определяются заранее и фиксируются в договоре. Часть работ в зависимости от объемов и этапности внедрения оплачивается заранее, остальная часть - после выполнения полного перечня работ.

В случае проектов по заказной разработке либо проектов с серьезными изменениями внедряемой системы часто применяется следующий подход: проект разбивается на две крупных фазы: фазу сбора, анализа и документирования требований и фазу разработки и внедрения системы. При этом перед стартом проекта производится предварительная оценка бюджета проекта, которая отражается в технико-коммерческом предложении. Окончательная оценка производится после завершения первой фазы и написания спецификации требований к ПО. Данный подход позволяет снизить риски проекта (которые, в свою очередь, закладываются в бюджет проекта при работе по фиксированной цене) и, зачастую, стоимостью проекта за счет более точной оценки требований.

Время/материалы (T&M)

В случае, если определить полный объем работ или сроки их выполнения перед стартом проекта невозможно, мы предлагаем модель оплаты "время/материалы", то есть оплату по факту произведенных работ. В этом случае работы разбиваются на небольшие этапы по 2-4 недели. Перед началом каждого этапа определяются задачи, которые должны быть достигнуты, а после окончания мы представляем отчеты о выполнении поставленных задач и ведомости расхода времени. Результатом выполнения этапа является как минимум работающий прототип, демонстрируемый Заказчику, а как максимум - новый релиз системы, готовый к использованию.

Оплата осуществляется по итогам каждого этапа на основе затраченного времени и почасовой ставки участников проектной команды. Для планирования и контроля выполнения задач, а также мониторинга затраченного времени, используется система управления проектами, построенная на базе ПО Redmine. Представители заказчика так же получают доступ в систему, что позволяет им отслеживать ход проекта и контролировать затраты в режиме реального времени.

Фиксированный бюджет (Fixed budget)

В современных условиях требования бизнеса к ИТ динамичны и, зачастую, к моменту их реализации уже изменяются или устаревают. Контракты с фиксированным бюджетом лучше всего подходят для управления изменениями требований. Данный вид контрактов является гибридом первых двух моделей и отлично подходит для проектов по методологии Agile.

Смысл данной модели заключается в том, что при старте проекта (либо этапа в случае масштабных проектов) определяются и оцениваются требования к разрабатываемой системе в объеме, достаточном для концептуальной оценки трудоемкости их реализации. Требования определяются в виде пользовательских историй либо вариантов использования без излишней на данном этапе детализации. На основе собранных требований определяется фиксированный бюджет проекта.

Далее вся работа по проекту разбивается на небольшие итерации по 2-4 недели, аналогично проектам по модели "время/материалы". Основное отличие от проектов с фиксированной ценой состоит в том, что перед началом новой итерации Заказчик имеет возможность определить приоритеты и изменить либо добавить новые требования, влияние которых оценивается на сроки и бюджет проекта. Т.е. имея фиксированные значения по срокам, бюджету и качеству проекта, мы имеет возможность управлять запланированным объемом работ.

После этого собранные требования детализируются до нужного для их реализации уровня и разрабатываются в рамках этой итерации. Таким образом, Заказчик имеет возможность управлять задачами проекта по ходу его реализации, как в случае работы по модели "время/материалы", но при этом еще до старта проекта знает его фиксированные сроки и стоимость.

ПО как услуга (SaaS)

В случае, если у заказчика нет собственных ИТ-специалистов или подготовленных помещений для серверов, а также если он по каким-либо другим причинам не желает, чтобы серверы с системой располагались в его офисе, мы предлагаем модель оплаты "Программное обеспечение как услуга". В этом случае мы разворачиваем систему на нашей площадке в крупных центрах обработки данных в России или за рубежом (по желанию заказчика). Доступ к системе возможен как через сеть интернет (в том числе по шифрованным каналам), так и через отдельные каналы связи, соединенные с локальной сетью заказчика (в случае наличия технической возможности).

Заказчик оплачивает фиксированную стоимость за пользование системой, в которую входит также и стоимость технической поддержки всего решения в целом. Плату за внедрение системы при такой модели оплаты мы не взимаем, однако в договоре фиксируем минимальный период использования системы (зависит от сложности внедрения и обсуждается индивидуально).


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=36112