Интернет-магазины vs поставщики товаров: Кто виноват и что делать?Источник: habrahabr 82vladimir82
Любой, кто изнутри знаком с рынком электронной коммерции, знает, что одна из самых трудоемких задач для всех его участников - это работа с заказами (прием заявок, резервирование и т.п.), которые оставляют потенциальные покупатели. Содержать свой склад абсолютному большинству интернет-магазинов не по карману. Считается, что эту проблему решает модель drop shipment, при которой, товар реализуется сразу со склада поставщика, но и здесь не все так гладко.
Хьюстон, у нас проблемаВ наше время юзабилити и UX, многие магазины уделяют особенное внимание своему внешнему виду - оптимизируют страницы, тестируют гипотезы, в общем, делают все для увеличения продаж. Но затраты на оптимизацию сайта и даже продвижение не идут ни в какое сравнение с содержанием собственного склада. Казалось бы, ну и что, можно ведь выступать в роли витрины, принимать заказ у клиента, и передавать информацию о нем дальше уже непосредственно поставщику, который и отгрузит условный телевизор или холодильник самостоятельно. Но, удобна ли эта модель самим поставщикам товаров? Согласно нашему исследованию, есть три основные трудности работы поставщика с интернет магазинами:
В результате, с "Интернетом" работает лишь чуть более трети всех возможных поставщиков - только представьте себе, то изобилие товаров на полках виртуальных магазинах и уровень конкуренции, который мог бы быть:
Почему же так происходит? В данной ситуации, в большей степени виновны именно поставщики, многие из которых по своему менталитету и, соответственно, техническому уровню до сих пор пребывают в глубоких 90-х. Очень часто, при переговорах с новым поставщиком представители интернет-магазинов слышат такие слова как "прайс в XLS", "минимальная партия - 50 тысяч рублей", "у нас на сайте не полный каталог, лучше звоните" и все в таком духе. Влияние ситуаций, когда по вине недостаточного технологического уровня поставщика, на витрине сайта не может быть показан актуальный статус наличия товара, очевидно - это влечет за собой целый ворох проблем, начиная от репутационных потерь, когда клиент заказывает то, чего нет в наличии, заканчивая бесполезной тратой рекламных бюджетов на рекламу отсутствующих на текущий момент товаров. Автоматизировать взаимодействия с поставщиками довольно трудно. Во-первых, если магазин достаточно крупный, то поставщиков у него несколько, а заниматься автоматизацией общения с каждым из них - очень сложно и дорого. С вероятностью 100% автоматизация сведется к тому, что поставщики будут присылать в магазин Excel-файл с остатками по каждому товаром (каждый в своем собственном формате), который как-то нужно парсить и загружать данные в админку. Это крайне трудоемкая схема, которая, к тому же, из-за того, что не всегда поставщик корректно будет предоставлять корректные данные по остаткам, так что проблема с рекламой отсутствующих товаров никак решена не будет. Какие еще есть варианты?
Стандарты EDIElectronic Data Interchange или Электронный обмен данными - это серия стандартов по передачи цифровой информации. Основным плюсом EDI для коммуникаций является структурированность информации. Очевидно, что для бизнеса выгоднее ситуация, когда все участники деловой цепочки понимают происходящие процессы, чего довольно сложно добиться, при коммуникациях по электронной почте - письмо всегда можно истолковать неверно и т.д. Стандарты EDI многие очень хотели бы использовать в области электронной коммерции. Кейс применения EDI можно описать так:
[Подробнее тут].
Итого, положительные стороны EDI:
К сожалению, реалии таковы, что вероятность того, что в существующем виде EDI заработает в электронной коммерции невелика. Тому есть несколько причин:
Возникает вопрос, если не подходит и EDI, то как тогда автоматизировать общение интернет-магазинов с поставщиками товара и упорядочить его?
B2B-системыК частью, не все так плохо на ecommerce-рынке, ведь поставщики и интернет-магазины вовсе не единственные его участники. Существуют специальные b2b системы цифровой дистрибуции, которые помогают решить проблемы в коммуникации поставщиков и магазинов. Подобные системы позволяют через интернет резервировать товар на складах, видеть складские остатки из 1С, формировать различные заявки и вести работу с документацией. Система интернет дистрибуции работает в комплекте с шлюзом для обмена данными между b2b-системой и базами учета вроде 1С. Провайдеры систем интернет-дистрибуции подключают поставщиков, соответствующих необходимым критериям (сайт, наличие определенных брендов, объем товарной матрицы и т.п.) к единой базе данных, а интернет-магазины получают веб-интерфейс и API для доступа к данным. Процесс резервирования заказов также может быть автоматизирован, с возможностью для интернет-магазинов автоматически менять отображение товаров на витрине в зависимости от остатков интернет-магазина. Соответственно, поставщики у себя на сайте размещают личный кабинет для партнеров (т.е. интернет магазинах), которые через него взаимодействуют с системой. Наличие b2b-системы значительно сокращает время обработки заказа - в случае системы Agora Optima, с 17 мин до 3 минут. В случае если поставщик установил у себя подобную систему, он может получать через нее до 21% всех заказов, однако, на данный момент всего лишь около двух процентов поставщиков используют b2b-системы.
Отдельным плюсом подобных систем можно назвать и их возможную реализацию в некоего конструктора, который можно "собирать" в готовый продукт с помощью различных модулей. В результате, для большинства участников ecommerce-рынка, подобные сервисы позволяют упростить взаимодействие и снизить расходы на склад и рекламу.
Немного о будущемОчевидно, что рынок электронной коммерции России ожидает очередной виток развития, который будет характеризоваться автоматизацией передачи данных, появлением high-load сервисов по передаче контента, а также стандартизацией передачи документов для e-commerce. Стандартизация работы поставщиков с интернет-магазинами, если хотите, рождение стандарта EDI 2.0, безусловно создаст новые возможности для роста рынка электронной коммерции. |