Интервью с иллюстратором Юлией ВалеевойИсточник: dejurka dejurka
Юлия Валеева - замечательный иллюстратор. Юля родилась и выросла в России. Раньше работала журналистом, в свободное время создавая иллюстрации для детей. Начиная с 2005 года Юля поменяла профессию и посвятила себя рисованию. Юля, расскажите немного о себе, как решили стать иллюстратором? Неожиданно. Я работала журналистом и была совершенно тем счастлива. Но завела ЖЖ, начала выкладывать туда свои почеркушки, которым, в общем, никогда не придавала особенного значения - и понеслось. Мои рисунки на коленке вдруг привлекли внимание профессиональных иллюстраторов, профессиональные иллюстраторы в свою очередь привлекли мое внимание. И вот это прикосновение к среде вызвало волшебный щелчок, после которого писать мне вдруг стало тяжело и неинтересно, а рисовать - совсем наоборот. Ну а поскольку я решительно не могу заниматься тем, что мне неинтересно - профессию пришлось в срочном порядке менять. Когда и как Вы получили свой первый заказ? Первый серьезный заказ я получила где-то через полгода после того как завела ЖЖ и начала много и активно рисовать. Ко мне неожиданно обратилось книжное издательство и предложило принять участие в тендере на оформление книги детских сказок. Я сочла это предложение за подходящий повод отработать на конкретной теме новую экспериментальную технику, и нарисовала тендерную иллюстрацию - шаля и резвясь так, как наверное ни за что не стала бы, если бы рассчитывала победить в тендере всерьез. Но иллюстрация вдруг выиграла тендер, а издательство внезапно согласилось на все мои условия - и мне не оставалось ничего иного, как взяться за книгу и без отрыва от журналистской работы ее закончить. Было не то чтобы легко рисовать ночами, и самое главное - после погружения в планомерное тематическое рисование мне совершенно расхотелось включаться обратно в журналистскую работу. Поэтому когда пришел заказ на вторую книгу, я уволилась из газеты и ушла во фриланс. Который, кстати, от ночной работы меня отнюдь не избавил - совсем наоборот. Есть ли у Вас домашние любимцы? Помогают ли они Вам в работе? Да, есть у нас такой любимец - рыжий полосатый. Он, очевидно, считает что помогает мне, когда настырно укладывается на планшет в самый разгар деадлайна. Реальная же его помощь заключается в вечернем тарахтении на моих коленках - это лучший антистресс и мыслей_в_порядок_приводитель из всех мне известных. Юлия Валеева "Алиса в стране чудес" Ваш блог в ЖЖ называется "Сны и картинки", а какую роль играют сны в Вашем творчестве? О, существенную! Как и в жизни собственно - поскольку треть этой жизни занимают. Я из тех, кто видит сны каждую ночь, и отнюдь не по одной штуке. Иногда сны бывают полезными - к примеру, мне не хватает дня, чтобы придумать сюжет, композицию, а во сне - оп! - и решение приходит. Но чаще сны просто мешают хорошо выспаться. Утешаюсь надеждами, что эти ночные визуализации человеку рисующему в любом случае идут впрок . Юля, расскажите о процессе создания иллюстрации. Основные инструменты - голова, компьютерный планшет и руки. Сейчас я рисую в тишине, но это связано не с личными предпочтениями, а с необходимостью, которая знакома всем родителям маленьких детей - ловить все шорохи и звуки, когда ребенок спит и не перегружать его нервную систему, когда бодрствует. Дайте пару советов начинающим фрилансерам Начинать, мне думается, нужно с крепкого портфолио. Чтобы основание, с которого начинающий фрилансер будет вести переговоры - и о страховочном авансе, в том числе - не скрипело знаете ли, грозя развалиться при первом же отклонении вправо-влево. Есть ли иллюстратор, на которого Вы равняетесь? Одного-единственного нет, нравится многое и многие. Регулярно хочется разорваться в попытке соединить все лучшее в одном флаконе. Это довольно мучительное состояние честно говоря. Наверное бежать по узенькой дорожке к однажды обозначенному идеалу комфортнее, но… вряд ли интереснее. Приходилось ли работать с "клиентами из ада"? Клиентов из ада, вот действительно невыносимых, я до сих пор счастливо избегала (тут суеверно сплюну) Мне проще отказаться от сомнительного заказа еще на стадии переговоров. Настораживают обычно сырой или отсутствующий бриф, плавающие характеристики того, что к моменту заказа должно быть константой, а также неопытность заказчика в работе с фрилансерами-иллюстраторами - именно такие обычно пытаются фрилансером рисовать, как фломастером, вместо того чтобы дать ему нужный кусок свободы. Забавных случаев не помню, занятные - случаются. Почему-то все больше из одной и той же оперы - в нарисованном мною персонаже проступает внешность его реального прототипа, или литературного автора, его создавшего. Я фотографий прототипов-авторов не видела, о сходстве мне сообщали изумленные заказчики. Мистика? Не знаю что это, но случается довольно регулярно У Вас есть любимый писатель или книга? Помогает ли это в работе? Я в принципе люблю хорошо написанные тексты - тексты, в которых чувствуется легкость, драйв и игра. Вдохновение - радостная и заразная штука, и из текстов выхватывается моментально - не нужно выжимать его по капле из собственных нз. И это, конечно, изрядно облегчает процесс. Вы нарисовали очень много сказочных героев, а какая Ваша любимая сказка? Их много. Но сказки Андерсена в отдельном ряду - за все эти его глаза - мельничные колеса, блуждающие огоньки и прочий сюрр отвязности прекрасной. Он настолько возбуждает аппетит, что я даже затеяла свой книжный проект по сказкам Андерсена. Надеюсь когда-нибудь (в не очень отдаленном будущем) завершить его и издать, тем более что некоторые издатели уже проявляли заинтересованность. Вы любите одиночество? Не то чтобы люблю, но иногда оно бывает остро необходимо. Немножечко, чайная ложечка - чтобы собраться с мыслями, убрать накипь суеты, накапливающуюся в избыточном общении. Где черпаете вдохновение? Обнаружила недавно, что очень сильную подзарядку дает рисование красками и кистью. Вот просто мощнейшую - и это сразу отражается в компьютерном рисовании, иллюстрации становятся живее, шершавее, объемнее что ли. Чем Вы занимаетесь в свободное от работы время? Провожу его с дочкой. Впрочем и во время совместных игр иллюстратор во мне не выключается. Читаем книжки - анализирую подачу иллюстраций, рисуем - подмечаю неожиданные приемы, которые использует дитятя - как она деревья интересно рисует, ах! Мне б и в голову не пришел такой способ крепления веток к стволам. Ну и конечно очень интересно наблюдать за тем, как созревает восприятие ребенка. Теперь мне совершенно очевидно какие принципы нужно использовать в построении иллюстрации для малышей до года, с года до двух, с двух до трех. Это очень интересно на самом деле. Как планируете развиваться дальше? В этом году впервые поработала с упаковкой - это абсолютно новое для меня направление. И зажглась! В процессе работы шоры кое-какие пали с глаз, и подраздел стиля соответствующий выкристаллизовался, и концептуальные решения поперли - одно другого интересней. Но как водится тут заказ и кончился. В будущем хотелось бы с упаковкой работать чаще и плотней. Как Вы относитесь к социальным сетям? Прекрасно отношусь. Я этим сетям обязана своей профессией, а сколько интересных знакомств в них завязалось! Как Вы понимаете слово "счастье"? Думаю сейчас, что счастье в равновесии - в умении распределить энергию так, чтобы ее хватало и на работу, и на семью. Чтобы ничто не чахло в запустении, все цвело, питалось и получало достаточно любви, и чтоб у тебя самого не свербило под ложечкой - что там не додал, и здесь недостаточно вложился. Супруг недавно сказал, глядя на мои душевные мытарства, что наверное только мужчины бывают абсолютно счастливы в творчестве. А женщина все время страдает. Когда рисует - страдает, что корова недоена, а когда доит корову - мучается от того, что где-то там краски сохнут. Это правда, но все же не совсем. Страдание это все равно очень плотно смешано со счастьем, гремучая такая смесь. И есть у меня подозрение, что от такого соседства счастье ощущается только острей - и без оттеняющей толики страдания это и не счастье уже вовсе, а… ну к примеру умиротворение. Их часто путают. Юля, спасибо за интервью. Что Вы можете пожелать нашим читателям. В свете предыдущего вопроса - счастья и умиротворения! В той пропорции, которая для них наиболее комфортна. |