Связь многие-ко-многим, OLAP и MS SQL Server Analysis ServicesИсточник: habrahabr gor2991
Связь многие ко многим и MS SQL Server Analysis ServicesДанный пост я хочу посвятить такой, как выяснилось, несложной проблеме, как обработка OLAP-кубом связей многие-ко-многим с помощью MS SQL Server Analysis Services. Для начала немного о том, как я к этому подошел. Начальство сказало, что на имеющейся базе данных неплохо бы развернуть какую-то аналитику. Проведя небольшой гуглопоиск выяснилось, что отлично подойдет технология OLAP. А так как на сервере компании развернут MS SQL Server, то еще более отлично подойдет тамошний компонент Analysis Services. Радостно потирая руки, я схватил майкрософтовский учебник, который идет в комплекте с SQL Server'ом. А через два дня я был уверен, что мне все по плечу. Но, не тут то было… В имеющейся базе данных большинство связей между таблицами оказались связями многие-ко-многим, что поначалу не предвещало никаких осложнений. Но на практике выясняется, что без дополнительных весьма осмысленных маханий руками не обойтись, т.к. в противном случае кубик просто выдает некорректную информацию. В рунете найти информацию по данной тематике оказалось задачей не из легких. То ли это настолько само собой разумеющееся для всех дело, то ли лыжи не едут. Пост не представляет собой мануал: скорее некое суммирование его первых примеров + немного основ из майкрософтовского упомянутого учебника. Собственно в чем проблема. Если читающий знает что стандартными схемами для Olap являются схемы "Звезда" и "Снежинка". А что если нас кругом обложили связями многие-ко-многим? Самый простой вариант: уйти от связи многие-ко-многим с помощью представлений - это положительно скажется на скорости обработки запросов. Невозможно уйти? Давайте разбираться. Постановка задачи. Интернет-магазин. MS SQL Server, на нем база данных с пресловутыми связями M2M, которая выглядит следующим образом: Таблица идентификаторов покупок, к ней привязаны таблица категории (еда, спорт, другое) и таблица аккаунтов. Усложним задачу: пусть теперь одним аккаунтом могут пользоваться сразу несколько человек (например, муж и жена делают покупку на дом), соответственно через M2M связана таблица персон. И чтоб совсем не сахар: пусть к таблице персон через M2M привязана таблица категорий персон. И нас интересует: какие категории людей, какие покупки чаще делают, и когда они это делают.
Пример надуманный, но все же видна проблема: как связать аж через две связи M2M будущее измерение с таблицей фактов? Все просто, мы подскажем SSAS, куда нужно смотреть.
Видим много серых боксов и то, что Visual Studio уже обработала одну связь M2M: между вспомогательной мерой Bridge Persons Categories и измерением Accounts. И это хорошо, но не достаточно. Если прямо сейчас попросить наш куб что-нибудь выдать, мы не получим ничего хорошего. Нет, измерения Dates и Accounts все сделают правильно, но вот с Persons и Categories увы. Чтобы исправить сие недоразумение подскажем SSAS, где искать информацию для обработки наших запросов. Для этого заполним те серые боксы на вкладке "Использование измерений" следующим образом: щелкаем на серые бокс-> многоточие-> тип связи выбираем "Многие ко многим"-> Выбираем промежуточную группу мер, как написано на картинке:
Вуаля! Все работает. Можно убедиться на очередной картинке:
В чем магия? Мы указали SSAS, где и как искать информацию о связях. Обратите внимание: невозможно, например, правильно заполнить пересечение "измерение Categories и мера Sales" до того как вы правильно заполните "измерение Categories и мера Bridge Account Persons". В вариантах выпадает только Bridge Persons Categories, т.к. иного пути Visual Studio просто не знает. Но ведь вспомогательные меры - тоже меры. И пути для них надо указывать так же, как и для обычных (целевых) мер. По мере заполнения таблицы Visual Studio набирается знаний и предлагает больше вариантов. Теперь сформулируем мнемоническое правило о том, как надо заполнять таблицу связей: "Между целевой мерой и целевым измерением выбирай ближайшую таблицу мер к целевой мере". Таким образом, и получалось, что для измерений Type и Date во второй столбце будет полноценная, интересная мера Sales, а в третьем вспомогательная Bridge Accounts Persons. Аналогично и для измерения Categories. Стоит ли всегда полностью заполнять таблицу связей? Нет. Неинтересную информацию незачем обрабатывать. Связи M2M отрицательно сказываются на производительности куба так, что по возможности, от них лучше избавляться. За сим всё. Надеюсь, у меня получился полезный пост. Как минимум, я могу сказать, что в своё время искал именно нечто подобное, но так и не нашел. Исходники базы данных и куба из примера могу выслать. |