ТRи кита внедрения бизнес-аналитики в компанииИсточник: computerraru
Занимаясь сбором данных на плодородных полях англоязычного интернета (который, как вы понимаете, огромен по сравнению с Рунетом), то и дело наталкиваешься на ошибки перевода, сформированные и закрепленные коллегами задолго до того, как тот или иной термин прижился на российской почве. Вот, например, существует такой термин - Business intelligence, который в русскоязычной части глобальной Сети принято переводить как "бизнес-аналитика". Между тем intelligence - это никак не аналитика, а скорее интеллект, сведения, информация. Ну у кого повернется перо обозначить неуклюжим сочетанием "бизнес-информация" то, что гордо обозначается теперь как бизнес-аналитика? Однако, все мы прекрасно пониманием, что business intelligence - это не более чем набор инструментов для работы с данными, которые производит ваша компания. Цель такой работы состоит в том, чтобы отследить исторический тренд, понять положение компании в текущий период и сделать выводы. Иными словами, BI помогает предпринять действия, полагаясь на результаты обработки данных. Несмотря на то, что business intelligence является набором инструментов, в понятие входит и сама практика обработки данных, а это уже можно смело называть анализом. Отсюда и пошло заблуждение о том, что BI можно смело переводить на русский как "бизнес-аналитику". Собственно, в рамках BI-практик мы действительно занимаемся аналитикой, но анализируем исключительно исторические тренды, то есть пытаемся разобраться в том что случилось и на основе полученной информации сделать выводы о том, что делать дальше. Очевидно, что следующим закономерным этапом развития бизнес-анализа стал предупредительный анализ, помогающий отслеживать не только исторический тренд, но и обработать текущую информацию так, чтобы предсказать ближайшее будущее в показателях, в результате принятия того или иного решения. Собственно, для того, чтобы объяснить разницу между BI и предупредительным анализом, я пользуюсь фразой гендиректора одной крупной интеграторской компании, которую тот обронил в беседе с коллегой Денисом Викторовым:
Отсюда строится понимание того, что большие данные как практика используется для того, чтобы не просто анализировать уже полученные данные, а использовать их вкупе с актуальными данными для того, чтобы предсказать возможный исход последующих решений. В этом состоит ключевое отличие business intelligence от, собственно, бизнес аналитики или предупредительного анализа. Но как действительно начать использовать большие данные и построить практику предупредительного анализа в вашей компании? Логично, что одна из самых лучших точек для тестирования предупредительного анализа в вашей компании - это ИТ-департамент. Именно в этом отделе информация собирается, очищается, управляется и анализируется. Точнее, анализироваться полученная информация может где угодно, в том числе в финансовом отделе, маркетинге, продажах или HR. А первые три активности однозначно сохраняются за ИТ-департаментом. Кстати, о трех активностях. Для того, чтобы построить грамотную практику предупредительной бизнес-аналитики в вашей компании, западные коллеги рекомендуют использовать принцип трех R. То есть, правильно построенный процесс должен отвечать трем критериям - Reliable, Repeatable и Relateable или Надежный, Повторяемый и Соответственный. Пользуясь этим методом, можно построить довольно прочную модель, которая будет работать на ваш бизнес, причем она станет достаточно универсальной для различных звеньев цепи вашего ключевого бизнес-процесса. Reliable в данном случае говорит о точности модели. Понятно, что пользуясь советом вроде "соберите данные и примените инструменты аналитики", невозможно построить точную модель. Но искусство аналитики заключается не в том, чтобы построить идеальную аналитическую модель, а в том, чтобы она была достаточно хороша для дальнейшего масштабирования. Repeatable - это принцип воспроизводимости или повторяемости модели. То есть, будучи однажды построенной, ваша аналитическая модель не должна быть монолитной, чтобы ее можно было переносить от рынка к рынку и от клиента к клиенту. Плохо построенная модель может только иллюзорно соответствовать критерию повторяемости, а на деле, при внесении минимальных изменений, модель начинает рушиться. Чтобы построить такую модель, можно использовать шаблон "Определить - Диагностировать - Предупредить". То есть, последовательность действий, о которой я уже говорил выше: определяемся с целью и показателями, диагностируем текущее состояние дел и строим предупредительную модель последующих действий на основе полученных данных. Relateable - означает способность объяснить результаты аналитического процесса в бизнес-терминах, на человеческом, а не статистическом языке. Этот, казалось бы, очевидный этап на самом деле оказывается критически важным. Потому, что сотрудники начнут на практике внедрять результаты аналитики только тогда, когда поймут и осознают их, иначе это окажется пустым звуком и не более того. Описывая этих трех китов построения аналитической модели, ваш покорный слуга отдает себе отчет в том, что это скорее теоретическое обоснование и слишком общий взгляд на проблему. Но количество вендоров, предоставляющих решения для бизнес-аналитики, весьма велико и способов построения аналитических практик настолько много, что описывать какой-либо конкретный означает обойти вниманием целые рынки или индустрии. Поэтому дайте вашему теоретическому пониманию сформироваться, а за ним придет и понимание того как нужно действовать. |