Проектный офис

Источник: e-xecutive

Определение понятия

В настоящее время еще нет полностью сформировавшегося определения того, что такое проектный офис. 
Даже самые известные эксперты дают неточное определение, а декларируют функции и признаки проектного офиса, отличающего его от других управленческих структур.
Так, эксперты из Gartner Group выделяют такие варианты проектного офиса:
репозитарный (Repository Model) - проектный офис как источник стандартных методов управления, стандартного инструментария и базы знаний по управлению проектами;
обучающий (Coach Model) - проектный офис как обеспечивающий возможность функционирования формального проектного менеджмента через обучение и координацию;
управляющий (Manager Model) - проектный офис как централизация управления проектами.

Классификация проектных офисов.

Консалтинговая компания eQuest по результатам обследования "Топ-100" компаний сформулировала встречающиеся в мировой практике разновидности проектных офисов в зависимости от их функций и организационной позиции:

Proekt ofis.jpg

  • проектный офис (PO)  - управление одним большим проектом и его подпроектами;
  • программный офис (PO)  - управление программой, объединяющей группу проектов;
  • офис проектного управления (PMO)  - подразделение компании, отвечающее за методологию управления проектами и управляющее группой проектов;
  • корпоративный офис проектного управления (EPMO)  - управление проектами и их методологией во всей компании в соответствии ведения проектов в зависимости от стратегии компании.

Если говорить о российской практике управления надо отметить то, что в ней существуют два понятия -  проектный офис и офис проекта. 
Иногда их используют как синонимы, но в настоящее время устоялась практика проектным офисом называть центр управления проектами компании, а офисом проекта - центр управления одним проектом, обеспеченный необходимыми ресурсами и возглавляемый менеджером проекта. 
Проектный офис в этом понимании является постоянно действующий единицей (при этом лишь часть сотрудников может работать на постоянной основе), а офис проекта - временной структурой.

Предпосылки создания проектного офиса

Необходимость создания проектного офиса в компании возникает:
- если количество проектов или их масштаб начинает создавать проблемы с управляемостью проектами;
- исчезает прозрачность;
- разнородная отчетность не позволяет охватить состояние всех проектов.

Задачи проектного офиса

Исходя из этого, можно сформулировать задачи, которые решаются путем создания проектного офиса:
- разработка, внедрение и развитие корпоративной методологии управления проектами;
- управление программами и портфелями проектов;
- управление отдельными проектами;
- реализация отдельных проектов;
- технологическая поддержка управления проектами программными и техническими средствами;
- административное управление задействованным в проектах персоналом;
- ведение архива проектов.

Подразделения проектного офиса

Типичными подразделениями проектного офиса являются:
1) аналитический центр, который занимается анализом информации о проекте, расчетами графиков работ, анализом рисков, подготовкой отчетов, созданием компьютерных моделей проектов;
2) архив, в котором ведутся архивы проектной документации, сопоставляются и анализируются общие закономерности, создаются нормативы и разработки корпоративных стандартов;
3) методологический центр, в котором:
- разрабатываются стандарты управления проектами в организации, базы данных типовых операций и назначений, а также типовых проектных решений; 
- вырабатываются рекомендации по необходимости обучения сотрудников во внешних учебных центрах, участию сотрудников организации в конференциях, семинарах и других мероприятиях, связанных с управлением проектами.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=33221